'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (72) том 1
  4. Научная статья № 5

Просмотры  30 просмотров

Березов Н.М.

  


ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕДУРЫ БАНКРОТСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *

  


Аннотация:
в данной работе проведено исследование процедуры банкротства профессиональных участников рынка ценных бумаг в России. Анализируются правовые, финансовые и экономические последствия банкротства, ответственность должностных лиц и собственников банкротившихся компаний, судебная практика по делам о банкротстве, а также даются рекомендации по совершенствованию законодательства и практики проведения процедуры банкротств в Российской Федерации.   

Ключевые слова:
банкротство, профессиональные участники рынка ценных бумаг, конкурсное производство, защита прав кредиторов   


TTОбъем и сложность финансовых отношений на рынке ценных бумаг в России постоянно растут, что влечет за собой увеличение рисков для всех его участников. Одним из наиболее серьезных рисков является банкротство профессиональных участников рынка ценных бумаг, которое может привести к значительным финансовым потерям для инвесторов и подорвать доверие к рынку в целом. В связи с этим, изучение особенностей процедуры банкротства профессиональных участников рынка ценных бумаг в России является актуальной и важной проблемой для научного исследования.Банкротство профессиональных участников рынка ценных бумаг отличается от банкротства других видов юридических лиц рядом особенностей, обусловленных спецификой их деятельности и режимом регулирования. В частности, законодательство предусматривает специальные правила и процедуры проведения конкурсного производства в отношении брокеров, дилеров, управляющих компаний и других профессиональных участников рынка ценных бумаг. Кроме того, регулирующие органы, такие как Банк России и Федеральная служба по финансовым рынкам, имеют значительные полномочия в процессе банкротства профессиональных участников рынка ценных бумаг, что также требует особого внимания.Целью данной статьи является анализ особенностей процедуры банкротства профессиональных участников рынка ценных бумаг в России, выявление проблем и перспектив совершенствования законодательства в этой области. Для достижения этой цели будут рассмотрены нормативно-правовые акты, регулирующие процедуру банкротства, судебная практика по делам о банкротстве профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также научная литература, посвященная изучению этой проблемы.Исследование особенностей процедуры банкротства профессиональных участников рынка ценных бумаг в России имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Результаты данного исследования могут быть использованы для разработки рекомендаций по совершенствованию законодательства в этой области, а также для повышения эффективности деятельности регулирующих органов и профессиональных участников рынка ценных бумаг в целом.Таким образом, данная статья призвана ответить на вопросы, связанные с процедурой банкротства профессиональных участников рынка ценных бумаг в России, и стать полезным вкладом в развитие научной мысли в этой области.Обзор законодательства о банкротстве в России и его особенности в отношении профессиональных участников рынка ценных бумаг представляет собой важную часть исследования, позволяющую понять правовую основу процедуры банкротства и специфику ее применения к данной категории юридических лиц.В целом, банкротство в России регулируется Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", который устанавливает общие положения и процедуры проведения конкурсного производства, внешнего управления и санации, а также регулирует ответственность должностных лиц и собственников банкротировавшихся компаний. Однако, законодательство предусматривает специальные правила и процедуры проведения конкурсного производства в отношении отдельных категорий юридических лиц, в том числе профессиональных участников рынка ценных бумаг.Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" устанавливает специальные требования к деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и особенности проведения процедуры банкротства в отношении брокеров, дилеров, управляющих компаний и других профессиональных участников рынка. В частности, законодательство предусматривает обязательную лицензирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также вводит дополнительные требования к их финансовому состоянию, организационной структуре и внутреннему контролю. Эти меры направлены на обеспечение защиты прав клиентов и инвесторов, а также на поддержание стабильности рынка ценных бумаг.В случае банкротства профессионального участника рынка ценных бумаг, регулирующие органы имеют право приостанавливать или аннулировать его лицензию, а также принимать другие меры по защите прав клиентов и инвесторов. Процедура банкротства должна проводиться с учетом специфики его деятельности и режима регулирования, а также с соблюдением прав клиентов и инвесторов на возвращение своей собственности и компенсацию убытков.Банк России и Федеральная служба по финансовым рынкам являются основными регулирующими органами на рынке ценных бумаг в России. Они имеют широкие полномочия по контролю и надзору за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также по проведению процедуры банкротства в отношении них. В случае банкротства профессионального участника рынка ценных бумаг, регулирующие органы могут назначать временную администрацию, осуществлять контроль за ходом конкурсного производства, принимать участие в рассмотрении дела в суде и выступать с исками в интересах клиентов и инвесторов.Таким образом, законодательство о банкротстве в России предусматривает специальные правила и процедуры проведения конкурсного производства в отношении профессиональных участников рынка ценных бумаг, которые отличаются от общих положений и имеют ряд особенностей, обусловленных спецификой их деятельности и режимом регулирования. Регулирующие органы играют важную роль в процедуре банкротства, обеспечивая защиту прав клиентов и инвесторов и соблюдение законности.В дополнение к обзору законодательства о банкротстве в России и его особенностям в отношении профессиональных участников рынка ценных бумаг, стоит отметить, что законодательство в этой области постоянно совершенствуется и развивается. В частности, в последние годы были приняты поправки, направленные на улучшение процедуры банкротства и повышение эффективности механизмов защиты прав кредиторов и инвесторов.Одним из важных нововведений стало введение института финансового оздоровления, предусмотренного Федеральным законом от 29.07.2017 № 262-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам финансового оздоровления кредитных организаций и банковского сектора". Этот институт предусматривает проведение комплекса мер по восстановлению финансового состояния кредитной организации до уровня, достаточного для продолжения ее деятельности, и предотвращению ее банкротства.Также, в законодательство были внесены изменения, направленные на совершенствование процедуры банкротства физических лиц, которые являются участниками рынка ценных бумаг. В частности, Федеральным законом от 01.07.2015 № 212-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были уточнены правила проведения конкурсного производства в отношении физических лиц, владеющих ценными бумагами.В научной литературе вопросы банкротства профессиональных участников рынка ценных бумаг и особенностей его регулирования широко освещаются. Например, в статье "Банкротство профессиональных участников рынка ценных бумаг: особенности и проблемы" (А.В. Михайлов, Журнал "Право и экономика", 2018, №12) отмечается, что несмотря на наличие специальных правил и процедур проведения конкурсного производства в отношении профессиональных участников рынка ценных бумаг, существует ряд проблем, связанных с их реализацией на практике. Автор статьи предлагает ряд мер по совершенствованию законодательства в этой области, направленных на повышение эффективности процедуры банкротства и защиты прав кредиторов и инвесторов.В статье "Особенности банкротства брокеров и дилеров на рынке ценных бумаг" (Е.В. Кузнецова, Журнал "Финансовое право", 2019, №2) отмечается, что процедура банкротства брокеров и дилеров имеет ряд особенностей, обусловленных спецификой их деятельности и режимом регулирования. Автор статьи делает вывод о необходимости усиления контроля со стороны регулирующих органов и совершенствования механизмов защиты прав клиентов брокеров и дилеров.Таким образом, вопросы банкротства профессиональных участников рынка ценных бумаг и особенностей его регулирования являются актуальными и требуют дальнейшего изучения и совершенствования законодательства.Роль и обязанности регулирующих органов, таких как Банк России и Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР), в процедуре банкротства профессиональных участников рынка ценных бумаг крайне важны и многогранны. Они играют ключевую роль в обеспечении соблюдения законодательства, защите прав кредиторов и инвесторов, а также в предотвращении недобросовестной деятельности со стороны должностных лиц банкротирующихся компаний.Банк России выступает в качестве мегарегулятора финансового рынка России, включая рынок ценных бумаг. Он осуществляет надзор за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, включая брокеров, дилеров, управляющих компаний, депозитариев и бирж. В случае банкротства профессионального участника рынка ценных бумаг, Банк России имеет широкие полномочия по контролю и надзору за ходом процедуры банкротства.Одной из ключевых обязанностей Банка России в процедуре банкротства является осуществление функций временной администрации. В соответствии с законодательством, Банк России может назначать временную администрацию в случае, если профессиональный участник рынка ценных бумаг не может исполнять свои обязательства перед кредиторами, либо если существует угроза неисполнения им своих обязательств. Временная администрация осуществляет управление имуществом банкротирующейся компании и принимает меры по стабилизации ее финансового положения.Кроме того, Банк России имеет полномочия по приостановлению или аннулированию лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг в случае нарушения им законодательства или иных требований, установленных регулирующим органом. Это важная мера, направленная на предотвращение недобросовестной деятельности со стороны должностных лиц банкротирующихся компаний и защиту прав кредиторов и инвесторов.ФСФР также играет важную роль в процедуре банкротства профессиональных участников рынка ценных бумаг. В частности, ФСФР осуществляет надзор за деятельностью управляющих компаний, а также ведет реестр профессиональных участников рынка ценных бумаг. В случае банкротства управляющей компании, ФСФР может назначать временную администрацию и осуществлять контроль за ходом процедуры банкротства.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (72) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Березов Н.М. ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕДУРЫ БАНКРОТСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник науки №3 (72) том 1. С. 26 - 51. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13154 (дата обращения: 18.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13154



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.