'
Волкова Г.В., Павлова О.А.
ОСВОЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ДОСУГА ПОДРАСТАЮЩИМ ПОКОЛЕНИЕМ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ШКОЛЬНОГО ТИПА *
Аннотация:
в контексте настоящей статьи рассмотрены некоторые теоретические аспекты освоения культуры досуга подрастающего поколения как важнейшей задачи организации культурно-просветительской работы в учреждениях школьного типа, соответствующие реальным образовательным и воспитательным условиям, при достижении плотности связи досуговой и культурной деятельности.
Ключевые слова:
культурно-просветительская работа, культура досуга, подрастающее поколение, учреждения школьного типа
В современной российской образовательной системе культурно-просветительская работа занимает особое место, поскольку она направлена на повышение культурного уровня подрастающего поколения как одной из основных ее задач. В особенности данная работа действенна в учреждениях школьного типа, которые представлены общеобразовательными школами, гимназиями, лицеями и т.п., поскольку в данных учреждениях культурно-просветительская работа по праву признается частью воспитательного процесса, имеющего широчайшие возможности становления подрастающей личности с высоким уровнем его культуры. Не вызывает сомнений тот факт, что культурно-просветительская работа – важнейший вид социально-культурной деятельности, которая направлена на сохранение, создание и распространению культурных ценностей в процессе организации культурного досуга различных возрастных групп населения, в частности, подрастающего поколения.В этой связи, при определении понятия культурно-просветительской работы за основу возьмем то, которое сформулировано Т.В. Яровенко в результате анализа рассматриваемой дефиниции, данных Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильниковым, В.Е. Триодиным: это «педагогически организованная свободная деятельность, направленная на просвещение, воспитание всесторонне гармонически развитой личности, в процессе которой происходит развитие творческих способностей, удовлетворение культурных потребностей и подъем культурного уровня личности» [3]. Необходимо отметить, что проблемы взаимодействия культурно-просветительской работы с учебным и воспитательным процессом широко освещены в исследованиях известных отечественных ученых и педагогов-практиков, таких как А.Г. Харчев, П.Н. Мальковская, В.Г. Немировский, Т.Н. Калечиц, Л.Е. Никитина и др.Современные формы и методы культурно-просветительской работы с подрастающим поколением подробно рассмотрены Г.А. Абозиной Е.А. Уйхази, М.А. Куприной, и др.Особенности организации культурно-просветительской работы в досуговой деятельности подрастающего поколения представлены следующими учеными: Г.А. Абозина, В.М. Григорьев, И.Н.Грушецкая, И.В. Довгалева, Р.Г Салатхудинов, С.В. Сальцева, Р.И.Турханова и др.Значительный вклад в теорию культуры досуга внесли такие исследователи, как И.Н. Ерошенко, Т.И. Калючева, П.С. Поздняков, Г.И.Фролова и др., которые считают освоение культуры досуга личностью важнейшей задачей организации культурно-просветительской работы.Культуру досуга в аспекте повышения культурного уровня подрастающего поколения рассматривали Л.Ю. Антонова, А.И. Вишняк, В.И.Тарасенко, Е.И.Дробинская, И. В.Лашук, Э.В.Соколов и др.Необходимо особо выделить работу Г. И. Рзаевой, которая достаточно широко, на наш взгляд, сформулировала важнейшие задачи культурно-просветительской работы в учреждениях школьного типа с целью повышения культурного уровня подрастающего поколения, направленные на освоение: «культуры отношений человека с человеком, культуры быта, поведения в семье и обществе, культуры образования (обучения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития), культуры труда (физического, интеллектуального и духовного), культуры просвещения (учебного, научного, художественного)» [2].Считаем, что данные задачи подъема культурного уровня подрастающей личности необходимо дополнить не мало важной среди перечисленных выше – задачей освоения культуры досуга. Отметим, что культура досуга – это «определенная качественная характеристика его использования, показывающая связь досуговой и культурной деятельности, точнее говоря, плотность этой связи» [1]. Плотность связи досуговой и культурной деятельности осуществляется посредством применения специальных технологии культурно-просветительской работы в учреждениях школьного типа, которые отличаются разнообразием. Так, например, широко используются разработка и реализация культурно-просветительских проектов и программ, различных внеклассных мероприятий (праздников, концертов, показов и конкурсов, фестивалей, игр, турниров, мастер-классов и др.), клубов, кружков и секций, элективных курсов, факультативов, лекториев и т.п.В заключение статьи отметим, что рассмотрение проблематики построения культурно-просветительской работы в аспекте освоения культуры досуга подрастающего поколения в учреждениях школьного типа свидетельствует о том, что она требует более пристального внимания со стороны педагогических работников и ученых. При этом считаем, что для эффективности реализации рассматриваемого процесса необходимо выполнение следующих рекомендуемых требований: повышение уровня профессионализма педагогических работников учреждений школьного типа с учетом требований времени и основополагающих задач культурно-просветительской работы,расширение использования в культурно-просветительской работе современных технологий, методик, приемов и способов реализации социально-культурной деятельности, направленных на развитие досуговой культуры подрастающего поколения,организация информационно-просветительского обеспечения развития досуговой культуры подрастающего поколения,поддержка научно-изыскательной, экспериментальной, инновационной деятельности в вопросах организации культурно-просветительской работы в учреждениях школьного типа в рамках повышения культурного уровня подрастающего поколения,обеспечение эффективности освоения культуры досуга подрастающими людьми при специальной организации культурного пространства учреждения школьного типа.
Номер журнала Вестник науки №2 (71) том 3
Ссылка для цитирования:
Волкова Г.В., Павлова О.А. ОСВОЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ДОСУГА ПОДРАСТАЮЩИМ ПОКОЛЕНИЕМ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ШКОЛЬНОГО ТИПА // Вестник науки №2 (71) том 3. С. 254 - 259. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12998 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*