'
Шибзухова Л.А.
ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ *
Аннотация:
в работе проведен анализ финансовой грамотности студентов. С этой целью проведено анкетирование студентов первого курса Института права, экономики и финансов направлений экономика и менеджмент. Показатели финансовой грамотности оказались на низком уровне, однако студенты показали высокую степень заинтересованности в изучении основ финансовой компетенции.
Ключевые слова:
финансовая компетенция, анкетирование, анализ грамотности, финансовый рынок
Одними из важных среди вопросов, затрагиваемых экономикой, являются проблемы использования человеком ресурсов, которыми он располагает, для удовлетворения своих личных потребностей в жизненных благах [1, с. 246]. Рост интереса государства к проблемам повышения финансовой грамотности населения вполне объясним, так как финальной целью деятельности экономической сферы каждой страны является удовлетворение потребностей людей [2, с. 105]. Финансовая грамотность - это знание о финансовых институтах и предлагаемых ими продуктах, умение использовать эти продукты при возникновении потребности, осознание последствии? своих действий, то есть понимание того, как работают деньги, как их зарабатывать и управлять ими [3, с. 106]. В настоящее время от молодежи требуются новые знания и умения, внимание к собственным финансам. Это диктуется бурным развитием рынка финансов, появлением новых финансовых услуг, возрастающей личной ответственности за свое финансовое состояние и свое будущее. Для оценки уровня финансовой компетенции студентов было проведено анкетирование студентов 1 курса Института права, экономики и финансов направлений экономика и менеджмент. Опросник формировался на основе стандартизованных тестов социологического опроса населения «Финансовая грамотность» в рамках, реализуемой в России национальной Стратегии повышения финансовой грамотности населения на 2017-2023 гг. [4, с. 59]. Ряд вопросов нами был самостоятельно добавлен в анкету. Анализ ответов студентов показал, что лучше всего они справились с группой вопросов «Личное финансовое планирование». Однако при этом ответы респондентов на вопросы о защите прав потребителей, банковских операциях и страховании были неудовлетворительными. Блок вопросов «Защита прав» был наиболее затруднительным для студентов. Результаты опроса свидетельствовали, что большинство студентов не смогли дать ответы на такие вопросы, как операции с банковскими картами, обеспечение безопасности при покупке товаров в интернет сети, вопросы кредитования. Несмотря на то, что в настоящее время почти все умеют пользоваться интернетом, и для многих не является проблемой заказать нужный продукт в интернет-магазине, при этом большинство не задумываются о безопасности. Зачастую именно студенты подвержены обману, со стороны различных интернет магазинов, так как не владеют нужной информацией в сфере финансов, и их легче обмануть. Таким образом, можно сделать вывод, что у студентов достаточно низкий уровень финансовой грамотности. В пользу этого говорит низкое количество набранных баллов по каждой анкете. Общий средний балл составлял 12, 8. Максимальное количество – 30 баллов не набрал ни один студент, у 5 человек было минимальное количество – 7 баллов. Вследствие высокого интереса студентов к данному анкетированию и активной заинтересованности в повышении своей финансовой компетенции мы планируем проводить аналогичный опрос и дальше с целью привлечения студентов к данному вопросу, так как бурное развитие рынка финансов, появление новых финансовых услуг, повышающаяся личная ответственность за свое финансовое состояние и свое будущее требует от молодежи новых знании? и умении?, пристального внимания к собственным финансам. Безусловно важным является предоставление студенческой молодежи необходимых знании? о личных сбережениях, планировании своего бюджета. Поэтому каждый образованный человек должен обладать навыками основных принципов защиты своих экономических и финансовых прав, так как без этого невозможно уверенно работать и вступать в любые экономические отношения. Если студенты будут располагать всеми нужными знаниями, будут финансово грамотными, они более продуманно, ответственно будут строить свою жизнь, добиваться материального благополучия, чувствовать уверенность в своих силах, так как финансовая компетенция – это знания и навыки рационального и правильного распоряжения собственными деньгами, ориентация в финансовых услугах и защита от уловок финансовых мошенников. Основными и перспективными методами повышения финансовой грамотности могут быть тематические брошюры и буклеты, методические пособия, теле- и радиопрограммы, видеофильмы, работа «горячей» линии.
Номер журнала Вестник науки №2 (71) том 1
Ссылка для цитирования:
Шибзухова Л.А. ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ // Вестник науки №2 (71) том 1. С. 137 - 140. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12743 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*