'
Межина М.В., Хмельков А.Н.
МОДЕЛЬ ПРЫЖКОВОЙ ПОДГОТОВКИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ *
Аннотация:
в статье представлены результаты исследования реализации модели прыжковой подготовки в художественной гимнастике.
Ключевые слова:
художественная гимнастика, этап начальной подготовки, спорт
Актуальность исследования. Прыжки в художественной гимнастике разнообразны по форме и по сложности их исполнения, они очень специфичны, должны выполняться высоко, с четкой фиксацией различных частей тела и позы в полете, должны быть грациозны и элегантны и т.д. Невозможно в целом заимствовать какие-либо методики прыжковой подготовки из других видов спорта, необходимо разработать собственные методики прыжковой подготовки в художественной гимнастике, учитывая специфические требования, предъявляемые правилами соревнований к прыжкам [1,2].Цель исследования. Разработать модель прыжковой подготовки, повышающую качество исполнения прыжков в художественной гимнастике на этапе начальной подготовки.Организация исследования. Исследование проходило на базе ГАУ ДО ПО «СШОР по гимнастике им. Н.А. Лавровой» (г. Пенза). Для проведения педагогического эксперимента были созданы контрольная и экспериментальная группы, в состав которых входили по 12 гимнасток в возрасте 8 лет. Педагогический эксперимент проводился в течение 12 месяцев: с января по декабрь 2023 года. Контрольная группа тренировалась в соответствии с программой, предназначенной для организации образовательной деятельности по спортивной подготовке «художественная гимнастика». В программу тренировок экспериментальной группы была включена модель прыжковой подготовки гимнасток. До и после педагогического эксперимента проводились контрольные испытания в контрольной и экспериментальной группах, с целью определения динамики развития качественных и количественных показателей прыжков.Результаты исследования. Основные задача модели прыжковой подготовки: достижение оптимального уровня развития прыгучести и прыжков при общефизической и специальной физической подготовке, безошибочное исполнение прыжков при технической подготовке, эстетическое исполнение при хореографической подготовке. Реализуя прыжковую подготовку через виды спортивной подготовки, мы предлагали содержание в каждом виде подготовки разделить на три блока 1. Блок-одиночные прыжки, то есть обучение одному заданному прыжку, 2. Блок-серия – повторение одиночных прыжков, например, количество прыжков со скакалкой на время или, например, два прыжка в шпагат, 3. Блок-комбинированного прыжка, сочетание нескольких разных прыжков, например, прыжок вверх, далее прыжок вперед и т.д. На каждом виде спортивной подготовки, в каждом блоке мы предлагаем совершенствование выполнения прыжка в условиях, ограничивающих отрицательные влияния внешних сил (например, выполнение прыжка с помощью или с поддержкой тренера или партнера, а также с помощью лонжи или на батуте), в усложненных условиях (например, сокращение времени отдыха между подходами или для повышения акцента на активность и мощность при отталкивании, прыжки выполнять с различных поверхностей, обладающих разной упругостью с сокращением времени в фазе нахождение на опоре), в условиях создания сопротивления, усиливающих избирательное воздействие на прыжок (например, выполнение прыжков с утяжелителями или с резиновыми спортивными жгутами для концентрического преодолевающего режима в фазе отталкивания или реализации и принятия позы в прыжке). В начале исследования нами были сформированы экспериментальная и контрольная группы, для подтверждения однородности и равнозначности групп гимнасток на этапе начальной подготовки была проведена статистическая обработка данных с расчетом показателей достоверности различий в результатах тестирования по количественным показателям уровня развития прыжковой подготовки (тесты: прыжок в высоту, в длину) по качественным показателям исполнения прыжков (10 прыжков на двух ногах через скакалку с вращением ее вперед, прыжок шагом в шпагат и два одинаковых прыжка в шпагат, выполненных с промежуточным шагом). Результаты представлены в таблице 1.Таблица 1. Результаты прыжковой подготовки, контрольной и экспериментальной группы гимнасток 2 года начальной подготовки (n=24) до педагогического эксперимента./В конце педагогического эксперимента нами было проведено повторное тестирование в контрольной и экспериментальной группах. Результаты гимнасток этапа начальной подготовки представлены в таблице 2.Таблица 2. Сравнение результатов прыжковой подготовки, контрольной и экспериментальной группы гимнасток 2 года начальной подготовки (n=24) после педагогического эксперимента./В процессе математического анализе результатов педагогического тестирования были выявлены достоверные различия между показателями испытуемых контрольной и экспериментальной группы гимнасток 2 года начальной подготовки (различия статистически достоверны на уровне значимости p<0,05).Вывод. Эффективность предложенной модели прыжковой подготовки на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике подтвердилась достоверным улучшением показателей результатов тестирования в экспериментальной группе по сравнению с аналогичными показателями гимнасток контрольной группе в конце эксперимента.
Номер журнала Вестник науки №1 (70) том 3
Ссылка для цитирования:
Межина М.В., Хмельков А.Н. МОДЕЛЬ ПРЫЖКОВОЙ ПОДГОТОВКИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ // Вестник науки №1 (70) том 3. С. 938 - 943. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12567 (дата обращения: 18.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*