'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (70) том 3
  4. Научная статья № 144

Просмотры  38 просмотров

Водяшкина У.С., Плисецская В.А., Махновская Н.В.

  


СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТРАН АЗИИ И РОССИИ *

  


Аннотация:
в данной статье представлен исчерпывающий анализ физической культуры в Японии, Китае, Южной Корее и России, охватывающий различные аспекты и особенности развития этой сферы. Подробно рассмотрены факторы, определяющие тесную связь физической культуры с культурой, традициями и ментальной уникальностью каждого народа, а также влияние Запада на традиционные системы подготовки спортсменов в этих странах. Исследовано то, как уникальные культурные особенности влияют на подход к физической активности в каждой из рассматриваемых стран. Проведен анализ того, насколько современные тренды и глобальные влияния, особенно западные, оказывают воздействие на традиционные методы и системы подготовки спортсменов в Азии и России. Изучена эффективность государственных программ и инициатив в сфере физической культуры, а также их влияние на активность и интерес населения. Полученные результаты не только выделяют ключевые различия и сходства в развитии физической культуры, но и предоставляют полезные выводы для будущих стратегий развития этой области в Российской Федерации.   

Ключевые слова:
физическая культура, олимпийская подготовка, виды спорта, программы, структура управления   


Введение. В настоящее время в мире функционируют американская и европейская модели спорта [5]. Однако упоминаний, несмотря на все признаки, об азиатской модели не встречается. Между тем, рассматривая физическую культуру и спорт в азиатских странах, следует сказать, что еще полвека назад трудно было предположить, что самые крупные мировые форумы будут проводиться в Азии. Тем не менее это стало реальностью. Впервые на азиатском континенте Олимпийские игры были проведены в 1964 г. в Токио, в последующем игры проходили в Сеуле в 1988 г. и в Пекине в 2008 г. Они показали миру высокий уровень промышленного производства, развития высоких информационных технологий и растущий уровень жизни в этих странах. Настоящей революцией стал чемпионат мира по футболу 2002 г., проводившийся в Корее и Японии. Самой большой сенсацией стало успешное выступление сборных Кореи и Японии. На четырех последних Олимпийских играх азиатские спортсмены показали высокие результаты не только в традиционных для них видах спорта, но и видах спорта, в которых им никогда не удавалось достичь сколько-нибудь заметных успехов. Но то, что увидел весь мир в 2008 г. на Олимпиаде в Пекине превзошло все ожидания [8].Анализ этого феномена для российского спорта, который заметно сдал свои позиции [6] и только сейчас выходит из кризиса, является весьма важным и поучительным, поскольку Россия - это как европейская, так и азиатская страна. В связи с этим необходимо отметить следующее. Успехи азиатского спорта стали возможными в значительной степени благодаря тому, что азиатские государства, сохраняя культурное своеобразие, смогли освоить преимущества западного мышления и осуществить стратегический прорыв. Так, например, огромные успехи китайского спорта стали возможными благодаря диалектически перенятому опыту подготовки спортсменов в Советском Союзе, кстати, в значительной степени забытому в нынешней России [4].Материал и методы исследования. В рамках исследования был использован комплексный методологический подход, включающий анализ литературных источников, статистических данных разных стран в сфере физической культуры и спорта. Методы сравнительного анализа были применены для выделения основных особенностей развития физической культуры в Японии, Китае, Южной Корее и России, а также для выявления сходств и различий в подходах к спорту и физической активности.Результаты исследования и их обсуждение.В Республике Корее осуществляются четыре программы физической культуры для учащихся: обязательная, дополнительная (предназначенная для тех, кто стремится достичь наивысшего уровня подготовки), спортивная (предусматривающая занятия в выбранных видах спорта во внеурочное время) и подготовка к участию в спортивных мероприятиях (для школьных спортсменов). Задачи социальной физической культуры в Корее делятся на индивидуальные и государственные. Среди индивидуальных задач выделяются: формирование высоких духовных и физических качеств школьников, внедрение духа взаимопонимания, сотрудничества и взаимопомощи, укрепление иммунитета к заболеваниям, замедление процессов старения организма, создание условий для эффективного проведения свободного времени. Государственные задачи социальной физической культуры включают: укрепление здоровья нации, усиление единства нации, повышение производительности труда, укрепление оборонной мощи государства, формирование положительного имиджа страны в сфере спорта [1]. Структура управления физической культурой и спортом в Республике Корее не стагнирует, а постоянно эволюционирует. В свете решения о проведении предстоящих зимних Олимпийских игр в стране в 2015 году был учрежден Стратегический комитет по зимним Олимпийским играм. Ему возложены обязанности по разработке стратегии, созданию специализированных институтов для Олимпийских игр 2018 года, разработке и внедрению законов и нормативных положений, касающихся Олимпиады, а также координации международного взаимодействия. Кроме того, он предоставляет консультации соответствующим органам и местным органам самоуправления в вопросах, связанных с проведением Олимпийских игр [9].Что касается популярных видов спорта, то в последние годы в Корее, параллельно с традиционными, набирают популярность европейские виды спорта, такие как европейский футбол, бейсбол, баскетбол, волейбол, бокс, сноубординг, горные лыжи, бильярд, стрельба, гольф [5].При анализе управленческой структуры физической культуры в Японии [1] рассматриваются процессы ее эволюции, организационное устройство национальной системы управления физической культурой в стране после 1945 года, принципы и методы деятельности государственных и общественных инстанций по ее эффективному управлению. В Японии был разработан план развития физической культуры и спорта, который включал в себя учреждение соответствующих организаций (например, Японской ассоциации любительского спорта в 1946 году, комитета физической культуры населения в 1965 году), введение закона о физической культуре и спорте, создание условий для проведения международных соревнований, в том числе Олимпийских игр, обеспечение фундаментального научного базиса для физической культуры, использование экономических и научно-технических достижений страны (с уделением внимания материальному обеспечению школ, вузов, спортивных клубов, предприятий и зон отдыха). Стратегия развития физической культуры в Японии предусматривает создание условий, обеспечивающих потребности любого человека в здоровом образе жизни (спортивные сооружения и зоны для занятий, квалифицированные кадры, пропаганда значимости спорта через систему). Контролирует современное развитие спорта в Японии Министерство образования, культуры, спорта, науки и технологий (Ministry of Education, Culture, Sports, Science and Technology, MEXT). В Плане по провозглашаются основные принципы осуществления политики в области спорта:– улучшение условий занятий спортом для детей,– продвижение спортивных мероприятий для людей всех возрастов,– улучшение условий для развития спорта на местном уровне, привлечение местных жителей муниципалитетов к спорту,– развитие физического воспитания, улучшение условий занятий спортом в целях повышения международной конкурентоспособности,– продвижение международных обменов в области спорта, проведение международных соревнований, таких как Олимпийские и Параолимпийские игры,– повышение доступности, справедливости/ равенства в мире спорта,– создание благоприятной среды для развития спорта.Современная система школьного образования предусматривает обязательное занятие физической культурой в объеме 3 часов еженедельно. Для этого в учебных заведениях созданы обязательные спортивные секции, охватывающие практически все виды спорта. К традиционным японским видам спорта добавлены и европейские: футбол, волейбол, баскетбол, плавание и другие. В Китайской Народной Республике действует около 40 научных исследовательских институтов физической культуры, оборудованных современной техникой. Они занимаются изучением различных аспектов спорта и физической активности населения из разных стран и регионов мира. Также имеется обширная информационная база данных, включающая около 60 тысяч единиц, в том числе российские издания и публикации, такие как «Теория и практика физической культуры», «Физкультура в школе» и другие.В основе стратегии олимпийской подготовки лежит активное вовлечение детей в начальные этапы обучения по всей стране. Развитие материальной базы как для массового, так и для высокоуровневого спорта оказалось не менее значимым. В кратчайший срок в крупнейших городах возникло множество современных спортивных сооружений, а на всей территории страны распространилась обширная сеть объектов для детско-юношеского спорта. Были учреждены школы-интернаты спортивного направления, в которые отбирались перспективные дети для полноценной подготовки спортивного резерва. Для китайских семей возможность отправить ребенка в такую школу становится существенным стимулом, учитывая низкий уровень жизни большинства населения и важность государственного обеспечения для каждой семьи.Присутствует тесное взаимодействие между деятельностью школы и государственной сборной командой. Тренеры школы по различным видам спорта поддерживают постоянную связь с тренерами национальных команд, а в некоторых случаях руководители школы одновременно занимаются тренировкой сборных команд. Также они поддерживают связь с руководителями и ведущими специалистами соответствующих отделов по видам спорта Государственной генеральной спортивной администрации Китая. Близкие отношения устанавливаются с системой начального спорта - детскими спортивными школами, которые обеспечивают школу высшего спортивного мастерства перспективными молодыми спортсменами. Финансирование и развитие детских спортивных школ осуществляются за счет средств провинциального бюджета.При определении предпочтительных видов спорта в основу положены следующие критерии: 1) развитие дисциплин, которые обладают богатой историей, выдающимся уровнем достижений и соответствуют генетическим особенностям населения (например, бадминтон, настольный теннис, гимнастика, дзюдо, прыжки в воду), 2) поддержка видов спорта, в которых разыгрывается значительное количество медалей, а достижения в значительной степени определяются Евразийским Союзом Ученых (ЕСУ), в первую очередь, уделяя внимание плаванию и легкой атлетике, а затем расширяя фокус на другие виды, такие как академическая гребля, гребля на байдарках и каноэ, и другие), 3) опережающее развитие видов и дисциплин, которые могут быть включены в программу Игр в будущем (например, Китай активно развивал женскую тяжелую атлетику задолго до ее включения в программу Игр, после включения, китайские спортсменки показали подавляющие результаты), 4) поддержка женского спорта, как это делала в свое время ГДР, в связи с меньшей конкуренцией, что привело к выдающимся результатам в плавании и беге на средние и длинные дистанции, 5) акцент на создание всех необходимых условий для относительно небольшой группы высококлассных спортсменов, способных достичь мировых результатов, и исключение из олимпийской подготовки тех, кто не способен бороться за медали, 6) включение в сборные команды для участия в Олимпийских играх и чемпионатах мира спортсменов, которые имеют реальные шансы на успех или обладают явными перспективами в будущем, 7) широкое использование средств восстановления и стимуляции работоспособности, а также тренировки в среднегорной и высокогорной местности. В целом, рассматривая физическую культуру и спорт Республики Корея, Японии, Китая, можно выделить следующие основные аспекты. 1. Активная поддержка физической культуры и спорта. Сочетание государственных и общественных начал как основы национальных систем физического воспитания. 2. Глубокая и неразрывная связь с культурными традициями, религиозно-философскими учениями (буддизм, даосизм, индуизм, конфуцианство и др.), национально-психологическими особенностями, укладом жизни общества. 3. Устойчивая тенденция популяризации и дальнейшего развития традиционных систем психофизической подготовки на Западе и во всем мире с их культурно-философскими и религиозными основами. Это дает возможность западному человеку адаптироваться, поддерживать высокий уровень жизнедеятельности и работоспособности в условиях современного технократического общества. Общее количество людей в России, занимающихся физической культурой и спортом, с каждым годом увеличивается. С 2014 года численность занимающихся физической культурой и спортом возросла с 39 071 433 до 54 291 524 человек, то есть на 15 220 091 человек. Во всех федеральных округах России наблюдается рост численности населения, занимающегося физической культурой и спортом. Лидерами по данному показателю являются Южный федеральный округ (38,1 %) и Северо-Кавказский федеральный округ (37,7 %), худший показатель демонстрирует Дальневосточный федеральный округ (33,3 %) [3]. Во многом рост численности занимающихся физической культурой и спортом связан с проведением в нашей стране крупных спортивных событий мирового уровня.Численность занимающихся в возрастной категории от 3 до 14 лет с 2014 года возросло на 2 795 943 человека. В возрастной категории от 15 до 18 лет в 2014 году показатель был равен 6 327 512 человек, в 2015 году он уменьшился до 4 481 552 человек, далее наблюдался стабильный рост показателя, и к 2018 году он составил 5 840 940 человек. В возрастной категории от 19 до 29 лет наблюдается постоянный рост показателей, с 2014 года численность занимающихся возросла на 4 285 789 человек. В возрастной категории от 30 до 59 лет также наблюдается стабильный рост – на 6 764 830 человек с 2014 года. Рост наблюдается и среди занимающихся от 60 до 80 лет, с 2014 года численность в данной категории возросла на 1 833 837 человек. Численность занимающихся в возрасте от 80 лет и старше также возросла, и составила в 2018 году 57 550 человек, что на 26 264 человек больше чем в 2014 году.Тем не менее, сегодня система занятости физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в организациях и учреждениях требует поддержки. Ее основной целью является проведение реабилитационных мероприятий, организация профессионально-прикладных занятий в рабочее время, послеродовое восстановление, уменьшение негативного воздействия производственных условий на работников, а также повышение их адаптации к профессиональной деятельности и общему уровню защиты от различных заболеваний.Основную часть физкультурно-спортивной работы среди работников взяли на себя профсоюзы. Физкультурные учреждения, принадлежащие профсоюзам, составляли общий ресурс в 80–85% от общего числа спортивных сооружений в России, а также в 60–65% от общего кадрового потенциала и более половины всех детско-юношеских спортивных школ. Существует нехватка научно обоснованных рекомендаций и методических подходов к организации физкультурно-оздоровительной работы среди пенсионеров и людей пожилого возраста. Показатель физкультурной кадровой обеспеченности в России, рассчитанный на 10 тысяч жителей, не превышает 13 работников (по нормативам – 26), в то время как в странах ближнего зарубежья этот показатель варьируется от 17 до 22 работников. Дефицит квалифицированных кадров требует коренного усовершенствования всей системы подготовки и повышения квалификации специалистов.Особо остро стоит вопрос о подготовке специалистов для работы с дошкольниками. В дошкольных учреждениях практически отсутствуют педагоги с физкультурным образованием. Из 968,3 тыс. педагогических работников только 78,5% имеют общее педагогическое образование, причем высшее – лишь 16,7%. Имеется большая потребность в специалистах пограничных областей знаний (медицины и физического воспитания): валеологов, санологов, реабилитологов и т.д., а также в преподавателях, владеющих методами нетрадиционных систем оздоровления или новых видов двигательной активности.Заключение. Несмотря на заметный прогресс, достигнутый в последние десятилетия азиатскими спортсменами, в области спорта в Азии по-прежнему существуют ряд проблем. Среди них следует выделить ограниченное финансирование для строительства необходимого количества спортивных сооружений и недостаток высококвалифицированных специалистов. Большинство жителей Азии сталкиваются с трудностью доступа к занятиям спортом из-за высоких расходов — в многих случаях участие в спортивных секциях обременено платой, что недоступно для многих. Тем не менее, эти проблемы не препятствуют азиатским спортсменам достигать выдающихся результатов и достигать высоких стандартов в спорте. Исследование различных аспектов развития физической культуры в Японии, Китае и Южной Корее позволяет выявить основные особенности в области спорта этих стран:1) неразрывная связь с культурой, традициями и ментальной особенностью народов, которые внесли значительный вклад в развитие спорта,2) развитие традиционных систем в подготовке спортсменов, а также учёт влияния Запада на Азиатские страны,3) активная поддержка со стороны государств [9, 7].В рассматриваемых странах нами отмечено активное развитие физической культуры и спорта, которое закреплено победами, достижениями и высокими результатами в Олимпийских и Азиатских играх, а также в организации и управлении международными соревнованиями крупного масштаба.В Российской Федерации акцент делается на дальнейшем вовлечении всех категорий населения в область физической культуры и спорта. Предприятия и организации призываются осуществлять программы корпоративной социальной ответственности в сфере спорта для своих сотрудников. Необходимо создавать программы, направленные на стимулирование интереса работников к занятиям спортом, предоставлять возможности для выбора различных видов спорта. Один из подходов заключается в установлении партнерских отношений между фитнес-клубами и предприятиями, предоставляя скидки на абонементы и проводя спортивные корпоративные мероприятия. Кроме того, необходимо предоставлять взрослому населению возможность полноценной подготовки к выполнению нормативов комплекса «Готов к труду и обороне».В стране уже достаточно спортивных сооружений, однако, учитывая общее население Российской Федерации, требуется строительство новых и реконструкция старых спортивных объектов для максимального охвата всего населения. Развитие городской спортивной рекреационной инфраструктуры считается важным, поскольку это обеспечивает возможность вовлечения большего числа людей в сферу физической культуры и спорта. Эти объекты, в частности, предоставляют возможность активной занятости спортом для людей старшего возраста.Важно пропагандировать здоровый образ жизни, чтобы население знало о новых видах и формах тренировочного процесса, направлениях в спорте и т. д. Таким образом, можно сделать вывод о том, что прогресс в области физической культуры и спорта в Российской Федерации имеет положительную динамику и реализуемые сейчас государственные программы, направленные на развитие как спорта высших достижений, так и массового спорта, будут способствовать дальнейшему развитию сферы физической культуры и спорта.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (70) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Водяшкина У.С., Плисецская В.А., Махновская Н.В. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТРАН АЗИИ И РОССИИ // Вестник науки №1 (70) том 3. С. 911 - 923. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12563 (дата обращения: 18.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12563



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.