'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (70) том 3
  4. Научная статья № 138

Просмотры  18 просмотров

Прокофьева А.А., Маринич Е.Е.

  


РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ, ПОВЫШАЮЩИХ КАЧЕСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОПЕРАТИВНОГО СОСТАВА МЧС *

  


Аннотация:
современный период развития пожарной охраны характеризуется повышением количества выдвигаемых перед ней задач, их усложнением, а также увеличением объёма выполняемых работ, и чтобы соответствовать современным тенденциям, необходимо постоянно повышать профессиональный уровень боевых подразделений. Целью данной статьи является разработка предложений, повышающих качество организации профессиональной подготовки оперативного состава МЧС.   

Ключевые слова:
профессиональная подготовка, личный состав, боевая готовность, физическая подготовка   


Профессиональная подготовка оперативного состава происходит непрерывно и непосредственно без отрыва от работы. Человек пришедший из учебного пункта еще не имеет необходимого опыта в тушении пожара. При подготовке будущих специалистов одной из задач является научить личный состава самостоятельно, систематически и планомерно повышать уровень в ходе последующей профессиональной деятельности. Это необходимо для быстрой и правильной ориентации в складывающейся обстановке на пожаре.Исследования в области нейрофизиологии памяти позволяют лучше понять механизмы запоминания информации. Запоминание подчиняется нескольким закономерностям, называемым также эффектами. Рассмотрим каждый из них и постараемся перенести эти эффекты на профессиональную подготовку личного состава, и представить как же они работают:1) эффект длины – состоит в том, что более короткие элементы (прежде всего, слова) запоминаются лучше, чем более длинные. Не так давно в пожарной охране всюду называли стволы одной буквой. Всюду было распространено «Литера А» и «Литера Б». Сейчас от этого применения все больше отходят, по крайней мере в официальных документах, применяется РС-70 и РС-50. С одной стороны, обозначение РС-70 несет больше полезной информации: ручной ствол, с диаметром «полугайки» 70 мм, на которую подходит «66-й рукав». С другой – запомнить, а главное применить на пожаре «ствол А» проще. 2) эффект привычности – состоит в том, что неоднократно повторяемая информация запоминается лучше, чем однократно воспринятая. Например, нам нужно запомнить, пропускную способность прорезиненного пожарного рукава длиной 20 м. Очень важный параметр как для руководителя тушением пожара, так и для пожарного, так и для водителя пожарного автомобиля, для расчета параметров насосно-рукавных систем.Таблица 1. Пропускная способность рукава. /Числа не целые, никаких общих ассоциаций не возникает. Между первым и вторым числом «6,9» между вторым и третьим 6,2. С числом, обозначающим диаметр рукава, тоже никак не ассоциируется. По порядку счёта цифры после запятой, тоже не идут – «…,2», «…,1», «…,3». При должном желании, можно применить определенные мнемонические техники или, пожалуй, только «зазубрить». Постоянно повторяя эти величины на занятиях с личным составом, мы добьёмся запоминания, как таблицы умножения. В этом и есть эффект привычности. [1]Отсюда же можно выделить такой прием обучения как конспектирование. С одной стороны, ежегодное переписывание одних и тех же тем не даёт новых знаний. С другой – является одним из эффектов запоминания.3) эффект края — явление, заключающееся в том, что из расположенного в ряд запоминаемого материала элементы, находящиеся в начале и конце, запоминаются быстрее, чем элементы, находящиеся в середине. Т.е., главное, в самом начале изложения материала, дать основную информацию в сжатом виде, далее привести подробное раскрытие этой информации, а в конце сделать, необходимое заключение или вывод. На этом построено всё наше образование.Исходя из вышеизложенной информации выводим предложение №1 по повышению качества организации профессиональной подготовки оперативного состава МЧС – построение профессиональной подготовки с максимальным задействованием мыслительных процессов.Неотъемлемой частью профессиональной подготовки оперативного состава МЧС является психологическая подготовка, выработка у личного состава стрессоустойчивости, чтобы противостоять стрессовым факторам, неминуемо присутствующим в противопожарной службе.Как писал в своей работе советский и российский психолог В.Н. Дружинин: «Психическое состояние, предстартовая активизация человека, включающая осознание человеком своих целей, оценку имеющихся условий, определение наиболее вероятных способов действия, прогнозирование мотивационных, волевых, интеллектуальных усилий, вероятности достижения результата, мобилизацию сил, самовнушение в достижении целей». Ведущей составляющей готовности к профессиональной деятельности является психологическая готовность, которая понимается учеными как комплексное психологическое образование, как сплав функциональных и личностных компонентов. [2]Определяя критерии готовности к профессиональной деятельности пожарного, я считаю необходимым выделить и конкретизировать такую её разновидность, которая называется боевой готовностью. Это абсолютно логично и обосновано тем, что выполнение сотрудниками ГПС МЧС России своих служебных обязанностей регламентируется «Боевым уставом пожарной охраны» и называется «боевыми действиями».Профессор кафедры Научных основ экстремальной психологии (ученая степень: доктор психологических наук) Марьин М.И. в качестве основных элементов психологической подготовленности рассматривает следующие компоненты:– мотивационный (глубокое понимание и осознание государственного значения и важности выполняемых задач),– эмоционально-волевой (эмоциональная устойчивость к длительным напряженным нагрузкам, самостоятельность и решительность при выполнении профессиональных задач),– когнитивный (умение правильно понимать и оценивать мотивы поведения товарищей в коллективе),– регулятивный (умение управлять своими эмоциями, снимать нервно-психическое напряжение и усталость, мобилизоваться на выполнение задач и поддержание высокой работоспособности),– поведенческий (умение ориентироваться и адекватно вести себя в психологически сложной ситуации, способность быстро анализировать и уверенно действовать при воздействии экстремальных стресс-факторов). [3]Поэтому так важно состояние боевой готовности («боевой настрой», «боевая внутренняя изготовленность»), имеющее, по существу, решающее значение. В идеале в обстановке возможного внезапного наступления критических событий желательно максимально приблизить психическое состояние сотрудника ГПС к боевому, высшему его уровню.Исходя из всего вышесказанного сформулировано предложение №2 - погружение в среду, с целью выработки устойчивых моральных качеств, профессиональной стрессоустойчивости.Говоря о физической подготовке, надо подразумевать не только выполнение нормативов именно по физической подготовке, но и по пожарно-строевой и тактико-специальной подготовке, а также нормативов по газодымозащитной службе. Ведь все эти дисциплины непосредственно призваны развить как общефизические качества, так профессиональные физические качества. Работа пожарного характеризуется периодичностью, сложностью, связана с постоянным нервно-психическим напряжением, вызываемым нахождением в необычной среде при экстремальных условиях, постоянной угрозой жизни и здоровью. [4]Поскольку профессиональная деятельность газодымозащитников не периодична и не обладает выраженным тренирующим эффектом, для поддержания у личного состава высокого уровня профессионально важных качеств необходимы систематические занятия специальной физической подготовкой. Задачи такой подготовки пожарных предусматривают формирование и совершенствование профессионально важных физических и психофизиологических качеств и решаются они в ходе отработки упражнений при тренировках личного состава в теплодымокамерах и на полосах препятствий, в ходе проведения пожарно-тактических учений и пожарно-тактических занятий на испытательных полигонах, при отработке упражнений по пожарно-строевой подготовке. На основании вышесказанного напрашивается предложение 3, целью которого является, привить и натренировать не только общефизические качества (силу, ловкость, выносливость), но и профессиональные физические качества, необходимые для выполнения поставленных задач. Которые должны быть актуальными, соответствующие современным веяниям, профессиональной подготовки, и способам борьбы с пожарами.Таким образом, по результатам проведенной работы мне удалось аналитически вывести предложения, повышающих качество организации профессиональной подготовки оперативного состава МЧС:- профессиональная подготовка с максимальным задействованием мыслительных процессов,- погружение в среду, с целью выработки устойчивых моральных качеств, профессиональной стрессоустойчивости.- привить и натренировать не только общефизические качества, но и профессиональные физические качества, необходимые для выполнения поставленных задач.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (70) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Прокофьева А.А., Маринич Е.Е. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ, ПОВЫШАЮЩИХ КАЧЕСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОПЕРАТИВНОГО СОСТАВА МЧС // Вестник науки №1 (70) том 3. С. 874 - 880. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12557 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12557



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.