'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (70) том 3
  4. Научная статья № 97

Просмотры  91 просмотров

Первушина Н.С.

  


ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ ПРАВОСЛАВИЯ В КОНТЕКСТЕ ДЕСЯТИ ЗАПОВЕДЕЙ ХРИСТИАНСТВА *

  


Аннотация:
в работе рассмотрены понятия «ценность», «религиозные ценности», дано определение христианских ценностей в контексте десяти заповедей православия, ставших духовно-нравственными ориентирами.   

Ключевые слова:
ценность, религиозные ценности, христианские ценности, заповеди христианства   


Христианство и традиционные ценности православия. Христианству уже более, чем 2000 лет, но ценности, которые пропагандирует религия, актуальны всегда, к тому же они обладают потенциалом воздействия на внутренний мир человека, на формирование культуры, на межличностные и социальные взаимоотношения. Е. Лагуновская дает своё распределение ценностей. Ценности христианства, как систему моральных ориентиров, она разделяет на три группы, в соответствии с человеком и его отношением с миром, социумом, отношением с самим собой: ценности, показывающие отношения «человек – внешний, природный и социальный, мир», ценности, показывающие отношения «человек-человек», рефлексивные ценности, показывающие отношение личности к самому себе, к внутренним ориентирам и миру, здесь, в первую очередь, речь идет о свободе и совести, достоинстве и самосовершенствовании, самосознании, самоконтролю и др. [5]. Баева Л. В., в свою очередь, рассматривает аксиологию христианства по самым различным направлениям, связывая их с разными группами ценностей, и распределяет ценности христианства следующим образом: онтологические, антропологические, этические, эстетические, когнитивно-мистические, символические, социальные [1]. Можно отметить, что христианские ценности и христианство имеют глубинную связь с более древними религиями мира и вобрали самые значимые идеи и столпы. [1]. Из иудаизма также последовали идеи о том, что Бог един, идеи о сотворении мира по Его замыслу, о создании человека по образу и подобию Бога, о грехе, пришедшем от Адама и Евы, о бессмертии души в будущем. Из зороастризма пришла вера о нравственном выборе, который делает сам человек, идея о том, что в мире ежедневно идет борьба добра со злом и даже внутри души человека. Стоицизм принёс учение о том, все люди равны перед высшими силами, а главные добродетели – это аскетизм, мученичество, смирение перед судьбой, кроме этого, страдание просто необходимо для нравственного развития и становления души человека.Несмотря на это, христианство сформулировало новые догматы и положения. Во-первых, это триединство: Бог – это и Отец, и Сын, и Святой Дух. Во-вторых, Бог воспринимается, как единственный, нематериальный, сверхприродный бессмертный с разумом и неограниченными возможностями и мощью. Христианство несёт всепрощение и любовь к врагам, как противостояние греху и злу, а любовь к Богу является главным постулатом веры. Бог – высшая ценность христианства. Любовь человека к Богу Отцу должна быть самой сильной, всеобъемлющей. Это практически требование за любовь Бога (Отца), которая всеобъемлюща и не имеет границ. Кроме это человек должен дарить любовь своим родителям, братьям и сёстрам и всем людям. В Писании говорится: «Все прочие духовные дары ничто без любви» (1Кор. 13, 2). Любовь превозносится, она определяет человеческое в человеке и делает его подобным Богу: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не годится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1Кор. 13, 4–7). Высшая степень любви в христианстве – любовь ко всем людям, включая и врагов. Человек, сумевший не только простить, но и полюбить своих врагов, является образчиком мудрости, кротости, принятия. Под религиозными ценностями Л. В. Баева и Ю. С. Гаранов понимают «абсолютные духовно-нравственные источники обретения личностью (человеком) связи с трансцендентным, достижения высшей формы совершенствования, благодати, спасения (освобождения), духовного бессмертия, мистического знания» [2, с. 167]. Мировоззрение религиозного человека строится на том понимании, что мир, в котором он живёт, создан Богом. А порядок в нём осуществляется посредством заповедей и знамений, они же вносят смысл в существование человека. Религиозные ценности, прописанные в заповедях незыблемы и вечны, именно они должны служить ориентиром для человека в жизни [3, с. 9]. Десять заповедей – это десять основных законов, которые, были даны Моисею в Пятикнижии Богом (Исх. 19:10—25). Считается, что они были начертаны Богом на двух каменных плитах – «скрижалях завета», которые были переданы Моисею на горе Синай. Для христиан – это главные столпы и жизненные ориентиры, они же и являются основными духовно-нравственными ценностями. Рассмотрим эти десять заповедей [4]:1. Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли, не поклоняйся им и не служи им.3. Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно.4. Помни день субботний, чтобы святить его, Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему.5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.6. Не убивай.7. Не прелюбодействуй.8. Не кради.9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.10. Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.В десяти заповедях прослеживается следующая закономерность: первые четыре говорят об отношении с Богом, об обязанностях человека по отношению к нему, а следующие шесть касаются отношений между самими людьми. И если представить, что заповеди приведены в порядке иерархичности, то получается, что самые серьезные грехи – это грехи против Бога. Заповеди (кроме четвертой и пятой) даны в отрицательной форме. Они не столько предписывают совершать добродетели, сколько охраняют от грехов и пороков. В целом христианское вероучение является таким объяснением мира, в котором добро первоначально и абсолютно, а все проявления зла вторичны, временны и относительны. Служение добру равносильно служению Богу – они едины, совпадают по своей сути и гарантируют спасение как бессмертие и благодать (высшую духовную радость). Самосовершенствование личности может быть лишь через служение Богу, любовь к ближним, совершения добрых дел, милосердие, воздержание, терпение и смирение. Христианские классические ценности актуальны и в современном видении, поскольку сохраняют традиции, духовно-нравственные убеждения, способствуют развитию и совершенствованию. Современная молодежь несмотря на повышение качества жизни, благосклонную политику государства становится склонна к самоубийству, насилию, разводам, грубости, циничности, равнодушию. Становится модным быть атеистом, «чайлд-фри», увлекаться эзотерикой, уходя от религии. Но быть нравственным человеком без веры в Бога оказывается гораздо сложнее, это доступно вовсе не каждому. Христианская традиция в этой ситуации предоставляет возможность сохранить духовность, нравственность, моральный облик.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (70) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Первушина Н.С. ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ ПРАВОСЛАВИЯ В КОНТЕКСТЕ ДЕСЯТИ ЗАПОВЕДЕЙ ХРИСТИАНСТВА // Вестник науки №1 (70) том 3. С. 627 - 631. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12516 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12516



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.