'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (70) том 3
  4. Научная статья № 94

Просмотры  29 просмотров

Лавриненко А.Е., Степанова Г.С.

  


ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ВУЗА *

  


Аннотация:
в работе представлена программа «Игротренинга этнокультур: направленная на формирование культуры межнационального общения будущих педагогов в условиях ВУЗа. Концептуальной основой программы является идея повышения уровня культуры межнационального общения как личностной профессионально значимой характеристики будущих педагогов в результате включения их в процесс социально активной учебно-профессиональной деятельности.   

Ключевые слова:
будущие педагоги, поликультурное образование, межнациональное общение, игротренинг   


Социальные изменения в современной российской общественности, процессы глобализации и интеграции, расширение и углубление взаимодействия между народами приводят к изначальному признанию того, что будущее человечества возможно лишь через диалог между представителями различных национальностей, способных осознать и принять другую культуру как равноценную своей собственной. общественной жизни, и область образования не стала исключением.В подписанном Президентом В.В. Путиным Указе «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» обращается внимание на воспитание личности, имеющей сформированную российскую национальную идентичность, что достигается посредством объединения множества национальностей в единую нацию, сохранив при этом их национальную идентичность, самобытность культуры, языка. В этой связи система высшего образования, чтобы достичь указанной цели, должна подготовить будущих учителей к работе в условиях поликультурного образования.Стимулирование культурного обмена между студентами становится одной из главных задач педагогических вузов. Во время профессиональной подготовки, они имеют возможность развивать важные умственно-эмоциональные функции и индивидуальный стиль активности. Учебная программа включает активное культивирование духовных и универсальных человеческих ценностей, а также формирование убеждений и мировоззренческих позиций студентов. Однако, современные же педагоги российской системы высшего образования отмечают нехватку разработанных как в психолого-педагогической науке, так и образовательной практике технологий развития культуры межнационального общения профессиональную сферу его деятельности.Авторами данной статьи разработан «Игротренинг этнокультур». Целью Программы игротренинга этнокультур является создание психологических условий, способствующих развитию культуры межнационального общения у будущих педагогов в условиях обучения в вузе.При разработке программы мы опирались на работы Г.Н. Волкова, Б.Т. Лихачева, В.Д. Шадрикова и др. о необходимости развития культуры межнационального общения через постижение культурного наследие собственного народа; Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, М. Мид, Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконина, указывающие на развивающую функцию народной игры; работы Ч.Т. Айтматова, В.И. Даля, А.Э. Измайлова, М.Р. Рахимов, К.Д. Ушинского и др. о роли фольклорных произведений в воспитании детей.Особое место в игротренинге занимают фольклорные произведения, выступающие средствами народной педагогики, на особую роль которых указывали в духовно-нравственном развитии Ч.Т. Айтматов, Г.Н. Волков, В.И. Даль и др., [7], [51], [66]. Так, включение в структуру занятия обсуждения сказочных сюжетов способствует пониманию обучающимися сущности данной фольклорной формы. Приобщаясь к миру сказок, студент учится понимать окружающие его явления и процессы, происходящие во всех сферах жизнедеятельности. Поступки сказочных героев способствуют переосмыслению системы жизненных ценностей, развитию морально-нравственных качеств.Кроме того, в игротренинге используются в качестве материала для выделения и обсуждения особенностей культуры народов пословицы и поговорки, так как в них, по мнению Ч.Т. Айтматова, Н.Г. Джандильдина, выражены национально-психологические особенности народа, особенности его исторического развития, его мировоззрение, мироощущение, специфика отношений к человеку, обществу, природе [7], [72].Важным условием эффективности реализации целей тренингового блока является, по нашему мнению, активизация потребности обучающихся в развитии культуры межнационального общения, а также устойчивую внутреннюю мотивацию, направленную на саморазвитие, самосовершенствование, самоактуализацию. Обязательным условием реализации программы Игротренинга (табл.1) этнокультур является включение студентов в самостоятельную деятельность по овладению новыми этнокультурными знаниями, умениями устанавливать бесконфликтное взаимодействие, развитие способности анализировать сходства и различия между культурами. Результаты работы становятся основой для обязательного обсуждения на следующем занятии.Таблица 1. Перспективный план «Игротренинга этнокультур»./Программа игротренинга имеет внутреннюю структуру, включающую 3 раздела:- входная диагностика для установления наличного уровня развития культуры межнационального общения у будущих педагогов;- тренинговый блок для развития культуры межнационального общения у будущих педагогов, посредством воздействия на аксиологический компонент КМО, на эмпатийность, ассертивность, эмоциональная устойчивость, толерантность;- итоговая диагностика для изучения уровня развития культуры межнационального общения после включения обучающихся в тренинговый блок.Проведение курса занятий 1 раз в неделю по 2 академических часа. В течение одного учебного семестра по программе «Игротренига этнокультур» будет способствовать развитию высокого уровня полисубъектной и самореализующейся личности будущего педагога, высокого уровня развития их личностной, профессиональной и этнической субъектности. Педагоги с такой личностной профессионально значимой характеристикой, способны с уважением относиться к прошлому, нести полную ответственность за настоящее и позитивно ориентироваться на будущее как на личном, социальном, культурном, профессиональном, так и на общечеловеческом уровне.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (70) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Лавриненко А.Е., Степанова Г.С. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ВУЗА // Вестник науки №1 (70) том 3. С. 609 - 614. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12513 (дата обращения: 18.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12513



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.