'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (70) том 3
  4. Научная статья № 86

Просмотры  22 просмотров

Светлова А.И.

  


РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ) *

  


Аннотация:
в настоящей статье анализируются существующие особенности реализации полномочий органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности на примере муниципальных образований Волгоградской области.   

Ключевые слова:
градостроительная деятельность, органы местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления, муниципальные образования   


Исследование проблематики разграничения сфер управления между федеральным, региональным и муниципальным уровнями представляет собой фундаментальный аспект федеративных отношений, привлекая внимание высших государственных чинов, включая Президента Российской Федерации. В рамках данного исследования основное внимание направлено на детальный анализ разграничения полномочий в области административного регулирования в контексте градостроительной деятельности. Однако, в контексте принципов разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти, утвержденных в Конституции РФ, основное внимание уделяется определению правил разграничения предметов ведения, а не полномочий. Таким образом, необходимо углубленное изучение и анализ механизмов воплощения указанных принципов в законодательную и административную практику. В соответствии с нормами, установленными Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ, градостроительная деятельность представляет собой многоаспектную сферу, охватывающую разнообразные действия по улучшению территорий. Эта обширная область включает в себя территориальное планирование, градостроительное зонирование, разработку территориальных планов, архитектурно-строительное проектирование, строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, демонтаж объектов капитального строительства, а также оперативное управление зданиями, сооружениями и благоустройством территорий. В области градостроительства и выделения земельных участков для строительства действуют не только нормы земельного права, но и обширное административное законодательство в целом. Они выступают в качестве основополагающего каркаса, определяя правила и принципы, по которым формируются и реализуются процессы предоставления и использования земельных ресурсов.Неоспоримо, что градостроительное законодательство, в своей сущности, является многоуровневой и сложной подотраслью административного права. Оно функционирует как составная система норм, нацеленных на регулирование взаимодействия различных органов публичной власти и установление стандартов для взаимодействия этих органов с физическими и юридическими лицами. Распределение компетенций между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации в контексте градостроительной деятельности явно определено статьей 8.2 Градостроительного кодекса РФ. Необходимо отметить, что данная статья включает ссылку на Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Однако стоит подчеркнуть, что эта статья Градостроительного кодекса РФ фокусируется исключительно на перераспределении полномочий в сфере градостроительства. При внимательном анализе Градостроительного кодекса РФ можно выделить тенденцию: большинство норм данного закона уделяют преимущественное внимание правам в области градостроительства, при этом формулированию обязанностей уделяется меньше внимания. Из этого вытекает актуальность более детального рассмотрения вопросов обязанностей в контексте градостроительной сферы. Неоспорим факт того, что четкое определение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется через применение принципов, закрепленных в Конституции Российской Федерации, Федеративном договоре, а также в других соглашениях, регулирующих вопросы разграничения ведения и полномочий. Однако данный подход предполагает соблюдение основополагающих принципов, закрепленных в Конституции Российской Федерации и федеральных законах, в случае, если соглашения не нарушают установленные нормы и принципы, лежащие в основе конституционного строя России. Определение сферы ответственности между Российской Федерацией и её субъектами предусматривает два ключевых аспекта административно-правового регулирования. Первый вариант заключается в установлении порядка путём подписания договоров, которые четко определяют разграничение полномочий между РФ и субъектами. Второй вариант включает в себя заключение соглашений между исполнительными органами Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов о передаче части соответствующих полномочий.Полный комплекс административно-правового регулирования полномочий органов публичной власти в сфере градостроительной деятельности выделяется разносторонними особенностями. Особое внимание уделяется праву передачи полномочий, особенно в том контексте, когда эти передачи приобретают разнообразные формы и особенности. Здесь ключевую роль играет осознание того, что перечень полномочий органов государственной власти Российской Федерации представляет собой открытый список, тогда как перечни полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления закреплены в кодифицированных актах.Важно подчеркнуть, что указанный перечень исключает только государственную экспертизу проектной документации и государственную экспертизу результатов инженерных изысканий, предусмотренные пунктом 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Таким образом, данное положение является дополнительным элементом в уточнении передачи полномочий.Такие нормативные уточнения в структуре передачи полномочий субъектам Российской Федерации обеспечивают прозрачность в осуществлении государственных функций, способствуя эффективному взаимодействию между центром и регионами.В части 1.1 представленной статьи Российской Федерации предусматривается возможность передачи органам государственной власти субъектов Российской Федерации второго вида полномочий, которые затрагивают контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности со стороны органов местного самоуправления. В контексте этого делегирования федеральный орган исполнительной власти, ответственный за формирование и реализацию государственной политики, а также нормативно-правовое регулирование в области строительства, архитектуры и градостроительства, сохраняет свои права на принятие нормативных правовых актов, касающихся переданных полномочий. Процесс передачи вышеупомянутых полномочий в соответствии с первой частью статьи 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации сопровождается сохранением определенных ключевых функций федерального органа исполнительной власти, ответственного за формирование и реализацию государственной политики в сфере строительства, архитектуры и градостроительства. Такой подход способствует более эффективному взаимодействию между центром и регионами.В случае невыполнения или ненадлежащего исполнения переданных полномочий со стороны органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральному органу предоставляется право разработки предложений о временном изъятии данных полномочий у соответствующих органов с последующим представлением их для рассмотрения Правительства Российской Федерации. Этот механизм направлен на обеспечение не только эффективного, но и сбалансированного управления в сфере градостроительной деятельности.В соответствии с пунктом 1.2 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено систематическое перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Подчеркнем, что такие нормы вступают в силу с начала каждого последующего финансового года. Основные принципы и порядок регулирования данного процесса охватывают следующие аспекты:1. Процесс реорганизации полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации должен осуществляться исключительно путем принятия законов субъекта Российской Федерации, другие нормативные акты в данном контексте не рассматриваются.2. Нормы, касающиеся перераспределения полномочий и содержащиеся в законах субъекта Российской Федерации, применяются с начала каждого нового финансового года, что представляет собой существенный критерий сроков вступления в силу указанных законов, иные временные рамки не учитываются.3. Реорганизация полномочий может осуществляться на период, не менее продолжительного, чем срок полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Этот аспект подчеркивает устойчивость и надежность регулирования полномочий.В текущий момент времени в некоторых субъектах Российской Федерации представительный орган (например, законодательное собрание, Дума и т.д.) избирается на период пяти лет и исполняет свои обязанности в течение указанного срока. Этот закон может быть принят с учетом продолжительности срока действия полномочий текущего созыва данного органа. В качестве иллюстрации можно привести Закон Волгоградской области под названием "О перераспределении полномочий в сфере градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Волгоградской области и органами государственной власти Волгоградской области по управлению государственными информационными системами, обеспечивающими градостроительную деятельность, в части предоставления материалов и результатов инженерных изысканий, а также предоставления информации, документов и материалов в отношении содержащихся в государственных информационных системах обеспечивающих градостроительную деятельность материалов и результатов инженерных изысканий". Этот метод обеспечивает не только актуальность и соответствие правового регулирования в области градостроительной деятельности, но и гарантирует непрерывность функционирования механизмов государственного управления на протяжении срока полномочий текущего состава представительного органа. В существующем законодательстве Российской Федерации, регулирующем уровень местного самоуправления, установлен запрет на включение в полномочия органов государственной власти субъекта РФ функций, принадлежащих органам местного самоуправления в сферах управления муниципальной собственностью, формирования и исполнения местного бюджета, поддержания общественного порядка, установления структуры органов местного самоуправления, изменения границ муниципального образования, а также других полномочий, особенно в тех случаях, когда они связаны с проведением градостроительной деятельности. Такие ограничения направлены на четкое разграничение компетенций между органами государственной власти и органами местного самоуправления.Примером регулирования процедур на региональном уровне служит Волгоградская область, где организация приема и анализа документов территориального планирования муниципальных образований урегулирована постановлением Администрации Волгоградской области от 14 сентября 2009 года N 337-п. В данном контексте особое внимание уделяется "Порядку приема и рассмотрения документов территориального планирования муниципальных образований, находящихся на территории Волгоградской области, для учета устраненных замечаний, вынесенных ранее Администрацией Волгоградской области" и "Порядку приема и анализа изменений в документах территориального планирования муниципальных образований, находящихся на территории Волгоградской области". Эти нормативные акты регулируют процессы учета замечаний и внесения изменений в документы территориального планирования.Согласно положениям статьи 27 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусмотрено совместное разработка проектов документов по территориальному планированию с участием федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления из других (соседних) муниципальных образований. Осуществление данного процесса имеет стратегическую направленность и предназначено для обеспечения устойчивого развития территорий, а также решения вопросов территориального планирования в следующих случаях:1. Размещение объектов федерального или регионального значения. На территориях поселений, городских округов, межселенных территориях муниципального района и территориях нескольких муниципальных образований.2. Размещение объектов местного значения. В муниципальных районах, определенных документами территориального планирования муниципального района, на территориях поселений, входящих в состав такого муниципального района.3. Размещение объектов регионального и местного значения.4. Установление ограничений на использование земельных участков и объектов капитального строительства.Этот процесс направлен на координацию интересов различных уровней власти и обеспечивает гармоничное развитие территорий, учитывая особенности каждого субъекта и его взаимодействие с окружающими регионами.Нормативно-правовой акт, принятый Правительством Российской Федерации 16 апреля 2012 года под номером 326, под названием "Об утверждении Положения о совместной подготовке проектов документов территориального планирования", играет ключевую роль в регулировании процесса совместной подготовки проектов документов территориального планирования.Этот нормативно-правовой акт устанавливает состав, порядок формирования и функционирования комиссии, ответственной за этот процесс. Таким образом, он является фундаментальным инструментом, обеспечивающим структурированный и эффективный подход к разработке документов территориального планирования. В соответствии с вышеупомянутым Положением, отказ от совместной разработки проектов документов территориального планирования в случаях, предусмотренных пунктом 4 данного документа, абсолютно исключен и аннулирован. Этот принцип является неотъемлемой частью регулирования и стратегического планирования в сфере территориального развития. Статья 22 Федерального закона № 169-ФЗ, посвященная установлению компетенции органов архитектуры и градостроительства в архитектурной сфере, включает в себя общие принципы, которые часто не соответствуют современному законодательству Российской Федерации в области градостроительного регулирования. Это предоставляет основание для пересмотра и усовершенствования законодательства. В результате анализа административно-правового урегулирования в сфере градостроительной деятельности в России можно выделить несколько ключевых аспектов. Во-первых, существующие нормы и законы, такие как "Об основах градостроительства в Российской Федерации" и "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", обеспечивают общие принципы регулирования данной области. Однако многие из них требуют адаптации к современным стандартам и изменениям в законодательстве.Во-вторых, система исполнительной власти в сфере архитектуры и градостроительства на федеральном и региональном уровнях требует более точного определения компетенций и механизмов взаимодействия между органами. Необходимость пересмотра и обновления положений, таких как "Примерное положение об органе архитектуры и градостроительства исполнительной власти субъекта Российской Федерации", подчеркивает актуальность реформирования административных структур в данной сфере.В-третьих, важным направлением является совершенствование законодательства с учетом современных стандартов и требований. Это включает в себя не только обновление законов, но и разработку дополнительных нормативных актов для поддержки устойчивого развития и эффективного управления градостроительной деятельностью.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (70) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Светлова А.И. РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ) // Вестник науки №1 (70) том 3. С. 548 - 558. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12505 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12505



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.