'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (70) том 3
  4. Научная статья № 85

Просмотры  60 просмотров

Кувачев М.С.

  


ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ *

  


Аннотация:
в данной статье анализируются особенности формирования государственной политики в сфере физической культуры и спорта в России и за рубежом.   

Ключевые слова:
спорт, политика, соревнования   


Сегодня спорт и физическая культура выполняют большое количество социальных и политических функций, а также объединяют вокруг себя многие группы людей. Оздоровление и формирование здорового образа жизни населения напрямую влияют на процессы социально-экономического развития общества [6, c. 3] Эта сфера развивается на многих уровнях – на уровне регионов, стран и, конечно, на международном уровне. Физическая культура и спорт уже стали темой для исследования многих наук, так как сфера очень многогранна и включает в себя большое количество аспектов для изучения и развития. Для понимания отношений между государством и спортом, нужно понять взаимоотношения между спортом и обществом. На протяжении тысячелетий спорт символизировал ценности общества и демонстрировал то, как люди проводят свое свободное время. Олимпиады, как древние, так и современные, всегда были связаны с политическими вопросами. Олимпийские Игры в эпоху Древней Греции организовывались за счет бюджета городов, а в Средневековой Европе монархи оплачивали турниры для выявления лучших воинов среди своих подданных. В Древней Греции независимые города-государства собирались вместе, чтобы обсуждать политику, формировать политические и военные союзы и праздновать военные победы, в то время как их представители соревновались в гонках и состязаниях на силу. Еще в 1966 году французский социолог Ж. Мейно [3] в своей монографии «Спорт и политика» выделил три основных направления во взаимодействии государства и сферы спорта: заботу о здоровье населения, необходимость поддержания общественного порядка и создание и поддержание национального престижа.В настоящее время на тему взаимодействия политики и спорта, государственного влияния на спорт и, конечно, управления сферой и формирования спортивной государственной политики также представлено довольное большое количество работ, при этом данное направления для исследований продолжает развиваться, как отмечают сами авторы, и открыто к новым теоретическим и практическим предложениям. В рамках исследования были проанализированы работы российских и зарубежных специалистов, а также доступные иностранные документы по тематике. Изучением государственной политики в сфере физической культуры и спорта занимаются как зарубежные, так и российский ученые, независимо пришедшие к общему мнению, что при создании политики в сфере физической культуры и спорта любое государство обязательно включает два пункта - общее оздоровление нации и формирование имиджа страны как лидера спортивной сферы. Так, например, в пункте 4 Резолюции от 04.12.2020 о «Плане работы Европейского союза в области спорта в период с 1 января 2021 по 30 июня 2024» [2] обозначено, что спорт вносит значимый вклад в достижение общих политических приоритетов Европейского Союза, а в пункте 9 данной Резолюции прописано, что одними из целей Плана на 2021-2024 гг. является дальнейшее продвижение спорта среди населения, повышение физической активности граждан стран ЕС, расширение социального взаимодействия через спорт, расширение взаимодействия институтов спортивной направленности с государственными институтами других сфер, а также дальнейший обмен опытом в сфере, в том числе со странами, не являющимися членами Европейского союза. Цели данной Резолюции совпадают с целями, прописанными в Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года [5], например, в Стратегии РФ упоминается межотраслевое и межведомственное взаимодействие и координация заинтересованных органов власти. Стратегия также направлена на увеличение количества граждан, занимающихся физической культурой и спортом. Спорт воспринимается многими исследователями как система общественных отношений, которая создается в результате организации, подготовки и проведения какого-либо соревнования. Государство при этом выступает разработчиком поддерживающих программ и стратегий, например, перед провидением какого-то масштабного спортивного мероприятия. Поэтому во многих исследованиях спорт высших достижений рассматривается как более широкая система, встроенная в национальную культуру и общественные ценности.Как российские, так и иностранные исследователи сходятся во мнении, что наличие грамотно построенной государственной политики в сфере физической культуры и спорта может стать одним из качественных инструментов сферы внешней политики страны, например, в современную концепцию внешней политики России спорт включен в качестве «мягкой силы», а как исторический пример можно привести «пинг-понговую дипломатию», благодаря которой 37 президент США Ричард Никсон восстановил отношения к Китаем [4]. В формировании государственных политик разных стран, конечно, существуют и различия, например, С. Банвель [1] в своей работе «Спорт и политика: изучение взаимоотношений международной политики и футбола» отмечает, что о создании государственной политики в сфере спорта некоторые страны начали задумываться только в 50-60е годы XX века, в то время как в России первый государственный орган для управления сферой физической культуры и спорта был создан в 1913 году. Отличаться может и структура государственного управления в сфере физической культуры и спорта. Например, российская структура управления имеет более четкую структуру, некоторые авторы называют её пирамидальной, по сравнению, например, с Германией, где каждая федеральная земля сама решает какое из её ведомств занимается вопросами спорта и физической культуры, при этом главы организаций, ответственных за спорт, раз в год на специальной конференции обсуждают проводимую землей политику для достижения большей схожести проводимых мероприятий. Подобное разделение также встречается в Новой Зеландии, Канаде, США и Индии. Также исследователи отмечают, что почти все современные государства отводят спорту особое место, поскольку спорт приносит много множество индивидуальных и социальных благ. Так обстоит дело на Кубе, в Северной Корее и Китае, как и в США, Великобритании и Германии. Вот почему государство продолжает строить инфраструктуру для обслуживания потребностей спорта и помогает спортивным организациям. В проанализированных работах также отмечается, что при создании государственной политики для достижения успеха в сфере спорта высших достижений требуются финансовая поддержка спортсменов и персонала, комплексный подход к разработке политики в сфере, система выявления и развития талантов, спортивная и посткарьерная поддержка спортсменов, создание и поддержка учебных заведений, поддержка и развитие тренеров, участие в международных и национальных соревнованиях, а также поддержка со стороны науки и спортивной медицины.Страны, которые вкладывают больше финансовых средств в систему спорта высших достижений, создадут больше возможностей для спортсменов. Наличие качественной инфраструктуры, четких программ тренировок для спортсменов, сильная организационная структура, проведение национальных соревнований, возможность тренироваться с квалифицированными тренерами и участвовать в международных соревнованиях — все это примеры того, что представляет собой спортивная система, которая поддерживает развитие молодых талантов. Точно так же спортивные системы, которые поощряют непрерывный и активный обмен информацией со специалистами спортивной медицины и стимулируют создание структур выявления и развития талантов, способствуют максимальному раскрытию потенциала спортсменов, тем самым повышая шансы страны на достижение международного спортивного успеха. Помимо уровня экономического развития страны и социокультурных факторов, существуют и другие переменные, объясняющие успех страны на спортивной арене, такие как ее специализация или традиции в конкретном виде спорта, на которые необходимо обращать внимание при формировании государственной политики в сфере физической культуры и спорта.В целом, можно выделить основные пункты, помимо экономических отношений в спорте, на которые опирается любое государство при построении политики в сфере спорта:1. Здоровье нации – этот показатель является одним из важных при общей оценке уровняв жизни в стране. Занятия спортом снижают количество проблем со здоровьем, а значит снижаются и затраты со стороны государства на медицинское обслуживание.2. Показатель лидерства и престижа страны через спорт – победы национальных сборных или спортсменов на международных соревнованиях, на внутренних первенствах, повышают престиж страны или региона. 3. Продвижение чувства единения, патриотизма среди граждан, создание единых ценностей – победы сборной, «своего» спортсмена или команды сближают разных представителей одной страны или региона, создавая чувство единства с группой и гордости за нее. 4. «Приближение» политических деятелей к населению – политики часто поздравляют победителей соревнований разных уровней, могут сами интересоваться или практиковать какой-то из популярных видов спорта, что приближает их к населению страны, демонстрируя наличие единых ценностей. 5. Поддержание ценностей господствующей в стране политической идеологии – государству необходимо поддерживать лояльность и дисциплину среди граждан, спорт же является хорошим примером дисциплины и коллективной психологии. 6. Использование спорта в качестве одного из инструментов внешний политики – спорт демонстрирует превосходство одной страны над другой, может способствовать решению политических конфликтов.7. Уровень инвестиций в спорт – насколько важно в стране финансирование спорта, вопросы привлечения частного капитала заинтересованных лиц и частных организаций. Таким образом можно сделать вывод, что политика государств в сфере спорта и физической культуры имеет схожие цели и принципы. Формирование спортивной политики в разных государствах началось в разное время, но в настоящий момент каждое государство, представленное на международной спортивной арене, имеет свою политику в сфере спорта, основанную на общемировых ценностях. Политика любого государства, проводимая в сфере физической культуры и спорта, является важным звеном не только для внутренней политической картины, но и имеет вес в международной политике страны.Также отметим, что полное заимствование политики в сфере физической культуры и спорта какой-либо страны, вряд ли приведет к успеху страну или регион, которые просто скопировали эту политику. Несомненно, существует ряд основных аспектов, которые важны для всех, но их важность различается между странами и регионами, с учетом социальных, экономических, географических и культурных особенностей.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (70) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Кувачев М.С. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ // Вестник науки №1 (70) том 3. С. 540 - 547. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12504 (дата обращения: 18.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12504



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.