'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (70) том 3
  4. Научная статья № 83

Просмотры  35 просмотров

Зверев И.Р., Куликова Е.С.

  


СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА *

  


Аннотация:
в статье рассматривается деятельность местного самоуправления в сфере физической культуры и спорта. Проведен анализ деятельности органов местного самоуправления в сфере физической культуры и спорта города Нижний Тагил. Производится оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления в сфере физической культуры и спорта на примере Управления по развитию физической культуры, спорта и молодежной политики Администрации города Нижний Тагил. Определены стратегические приоритеты и проблемы в сфере управления физкультурой и спортом в муниципальном образовании город Нижний Тагил.   

Ключевые слова:
физическая культура, спорт, органы местного самоуправления, стратегические приоритеты   


Физическая культура и спорт является частью сферы социальной жизни, и представляет собой неотъемлемый компонент нематериального производства. Исходя из этого, понятие «управление» применимо и к сфере физической культуры и спорта как к организованной социальной системе.Управление физической культурой и спортом представляет собой систему конкретных форм и методов сознательной деятельности, направленной на обеспечение эффективного функционирования и планомерного развития отрасли физической культуры и спорта в целях наиболее полного удовлетворения потребностей россиян в физическом совершенствовании.В Федеральном законе от 4 декабря 2007 г. «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» №329-ФЗ [3] изложены основные понятия сферы физической культуры и спорта.Муниципальное казенное учреждение Управление по развитию физической культуры, спорта и молодежной политики Администрации города Нижний Тагил является отраслевым органом Администрации города Нижний Тагил и наделен полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере обеспечения условий для развития физической культуры, массового спорта, организации проведения официальных физкультурно-оздоровительных, спортивных мероприятий и мероприятий по работе с детьми и молодежью на территории города Нижний Тагил и реализации муниципальных целевых программ.В городе Нижний Тагил действует муниципальная программа "Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики в городе Нижний Тагил до 2024 года". По этой программе запланировано следующее финансирование: Всего на реализацию Программы: 8718661,2 тыс. руб., в том числе:- 2014 год - 848670,5 тыс. руб.,- 2015 год - 684447,2 тыс. руб.,- 2016 год - 602682,3 тыс. руб.,- 2017 год - 616807,2 тыс. руб.,- 2018 год - 745330,9 тыс. руб.,- 2019 год - 994718,0 тыс. руб.,- 2020 год - 873579,5 тыс. руб.,- 2021 год - 713930,5 тыс. руб.,- 2022 год - 715568,7 тыс. руб.,- 2023 год - 955922,2 тыс. руб.,- 2024 год - 967004,2 тыс. руб.Таким образом, с каждым годом финансирование увеличивается.В таблице 1 представлены учреждения физкультуры и спорта города Нижний Тагил.Таблица 1. Учреждения физкультуры и спорта города Нижний Тагил, СШ и СШОР. /На территории города также присутствуют бассейны, водноспортивные центры, есть аквапарк, лыжные базы, спортивные залы, спортивные комплексы, Дворцы и Дома спорта, спортивные клубы и центры, стадионы.Основным показателем, динамика роста которого свидетельствует об эффективности органов местного самоуправления в сфере физической культуры и спорта, является показатель удельного веса населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом. Величина этого показателя зависит от количества занимающихся физической культурой и спортом в нашем городе. По состоянию на 1 января 2021 года 19,8% жителей города Нижний Тагил регулярно занимаются физической культурой и спортом (71775 человек, что на 10722 человека больше, чем в 2019 году).В таблице 2 представлены спортивные мероприятия, проводимые в течение года, в Нижнем Тагиле, в период с 2020 по 2022 гг.Таблица 2. Спортивные мероприятия, проводимые в течение года, в Нижнем Тагиле, в период с 2020 по 2022 гг.//По данным таблицы можно отметить, что наибольшее количество участников в спортивных мероприятиях задействовано в футболе, а это 3900 участников в 2022 году, что составляет 13,2% от общего удельного веса, на втором месте тхэквондо, количество участников в 2022 году составило 2830 человек, что составляет 9,5% от общего удельного веса участников, далее легкая атлетика, число участников в 2022 году составило 2710 человек, что составляет 9,2% удельного веса.В этой сфере пока отмечают ряд проблем. Проблемы эти разнообразны.Общество развивается, а вместе с тем, спорт и физическая культура, они – как современный стимул современной жизни. Меняется общество, а физическая активность и спорт все шире проникают во все сферы жизни людей, становятся все более значимой и неотъемлемой частью жизнедеятельности мировой цивилизации. Для молодежи они становятся «модными» показателями современной жизни, некоторым брендом.Оздоровительные мероприятия уменьшают экономические потери во всех сторонах, во всех сферах жизнедеятельности, они необходимы, как способ борьбы с вредными привычками, они как замена пространства вместо увлечения вредными влияниями. Чтобы что-то получить, надо одно заменить другим. Получается, что негативное поведение и вредные привычки разрушают всю экономическую сферу, а спорт, наоборот, укрепляет, приносит позитив и чистую прибыль.Прежде всего, все, что связано со здоровым образом жизни, с активностью, с энергией, с созиданием, физическая активность выступает значимым фактором продления продолжительности жизни населения, позитивно влияет на увеличение трудоспособного возраста, ввиду этого, конечно, положительное значение очевидно. Имеет немаловажное значение и то, что здоровые и спортивные люди, как работники, как ресурсы в труде востребованы, поэтому как факторы подготовки обеспечения успешной трудовой деятельности физкультура и спорт являются одним из основных компонентов подготовки качественных трудовых ресурсов и, естественно, возможностью увеличения производительности труда.Неоспорим тот факт, что спорт, физическая активность приносят прибыль, пополняют налоговый доход, выгодны для предпринимательства а, кроме того, обеспечивают работой население разных возрастов – то есть налицо позитивная составляющая этих сфер. Предприниматели заинтересованы в этих объектах – как в объектах пополнения бюджета.Имеет немалое значение и личностная соотнесенность, составляющая. В спортивной деятельности есть соревновательный характер, направленность к лидерству, к необычным, лучшим возможностям и победам. Эти положительные факторы рекламируют физкультуру как средство для коррекции и формирования необходимых, очень важных личностных качеств, формированию адекватной самооценки и нормальному уровню притязаний, а также эмоционально-волевой сферы. Это очень важно для воспитания не только физически, но и психологически здорового человека. Спорт и культура физическая обеспечивают психологическое здоровье.Взаимодействия между спортсменами очень важны и необходимы, спортивные связи занимают одно из ведущих мест в международном общении.Существует ряд проблем в политике государства в сфере развития физкультуры и спорта. Основные – наличие большого количества молодежи с вредными привычками, среди которых наркомания, постоянная тяга к спиртному и табаку, слабое здоровье допризывной молодежи и другие подобные асоциальные явления, требующие вмешательства государства. Данный негативный фактор необходимо снижать активной деятельностью управления физкультурой и спортом.Все мероприятия нуждаются в экономической или финансовой составляющей. На это нацелено финансовое обеспечение развития сферы физической культуры и спорта, которое является основой экономического блока развития физической культуры и спорта. В настоящее время осуществляется из трех источников: федерального бюджета, бюджета области, из бюджета муниципальных органов власти.Вместе с тем в этой сфере существует ряд других проблем. В первую очередь отмечается, что сложившийся объем финансирования государством не позволяет в полной мере реализовать социально-экономические функции физической культуры и спорта.Асимметричность финансовых средств на развитие сферы физической культуры и спорта в Нижнем Тагиле, низкий уровень финансирования организаций, занимающихся с детьми и юношами, низкая эффективность контроля за государственными финансами в сфере физической культуры и спорта, что способствует увеличению коррупции. Необходимо развитие государственно-частного партнерства в сфере строительства объектов физической культуры и спорта.Раздробленность в организациях, существующая система подготовки кадров в целом губительно влияет на общий результат. Для повышения и совершенствования органов управления в сфере физической культуры и спорта не хватает контролирующего, регулирующего, стратегического, отдельного органа власти с сотрудниками высоких компетенций, как региональных, так и представителей (кураторов) федерального уровня.По многим видам спорта в Нижнем Тагиле отсутствуют современные, технически оснащенные спортивные базы, без которых невозможно осуществлять подготовку к выступлениям на крупнейших российских и международных соревнованиях. Существующая материально-техническая база в настоящее время не отвечает в полной мере задачам обеспечения физкультурно-спортивной отрасли, не может удовлетворять потребности растущего спроса различных категорий населения в занятиях физической культурой и спортом.В этой связи одной из основополагающих задач является создание максимально благоприятных условий для занятий физической культурой и спортом среди различных возрастных групп и категорий граждан, строительство и реконструкция спортивных сооружений, отвечающих современным требованиям к развитию видов спорта.Для сохранения положительной динамики и устойчивого развития физической культуры и спорта в ближайшие годы также необходимо:– развивать в регионе инфраструктуру сферы физической культуры и спорта,– обеспечить сохранение темпов строительства и реконструкции объектов спорта с учетом потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.В Нижнем Тагиле систематически занимается физической культурой и спортом более 71850 человек, что составляет 19,82 процента от общего числа жителей города.Несмотря на то, что в настоящее время в Нижнем Тагиле наблюдается положительная динамика этого показателя, темпы прироста не достаточны для достижения параметров, поставленных перед субъектами Российской Федерации Стратегией развития физической культуры и спорта Российской Федерации.Таким образом, основные проблемы в области физической культуры и спорта представлены в таблице 3.Таблица 3. Основные проблемы в области физической культуры и спорта города Нижний Тагил./Рекомендация к решению проблемы.Недостаточное привлечение жителей города Нижний Тагил к регулярным занятиям физической культурой и спортом и, как следствие, ухудшение здоровья, физического развития и физической подготовленности населения Создание максимально благоприятных условий для занятий физической культурой и спортом среди различных возрастных групп и категорий гражданНедостаточное соответствие уровня инфраструктуры современным задачам развития физической культуры и спорта в городе Нижний Тагил Рост количества спортивных сооружений, отвечающих современным требованиям к развитию видов спортаОтсутствие эффективной системы подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва для сборных команд Свердловской области и России Использование программно-целевого метода для создания полноценных условий спортсменам и тренерам для тренировок, восстановления, медицинского обеспечения, а также для улучшения их социально-бытовых условийОтсутствие механизма муниципальной поддержки общественных организаций спортивной направленности Организационно-методическая деятельность по внедрению физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг направленная на изучение интересов и потребностей у различных слоев населения в двигательной активности, в том числе путем вовлечения в этот процесс спортивных организаций независимо от форм собственности и ведомственной принадлежностиНа протяжении многих лет тагильчане входят в состав национальных сборных команд и достойно представляют регион на крупнейших спортивных соревнованиях. Участие и результаты выступлений спортсменов на Олимпийских играх, всероссийских и международных соревнованиях, включая Паралимпийские, Сурдлимпийские игры и игры специальной Олимпиады, всегда рассматривались как важный фактор укрепления социально-экономического имиджа Нижнего Тагила и Свердловской области и являлись примером для подражания детей и молодежи.Несмотря на достижения последних лет, растущая конкуренция на международной спортивной арене для достижения высоких результатов в соревнованиях международного уровня требует использования всего потенциала города, включая экономику, науку, человеческий и ресурсный капитал.Отсутствие адресного развития приоритетных видов спорта, включая адаптивные виды спорта, не позволяет в полной мере осуществлять целенаправленную подготовку Нижнетагильских спортсменов к Олимпийским и Паралимпийским играм.Таким образом, отсутствие необходимых и достаточных условий системного взаимодействия в подготовке спортивного резерва является основным фактором снижения конкурентоспособности Нижнетагильского спорта.Что, безусловно, приведет к повышению общего уровня спортивных результатов, выявлению талантливых спортсменов, а также подготовке спортсменов – профессионалов высокого класса, способных достойно представлять наш город, Свердловскую область и Российскую Федерацию на международной арене.Одной из задач муниципалитета в сфере физической культуры и спорта является признание широкого самодеятельного статуса физкультурно-спортивного движения и комплексного взаимодействия муниципальных органов с общественными организациями физкультурно-спортивной направленности.Без комплексного решения указанных проблем программно-целевым методом, изменения социальных ценностей и образа жизни, создания условий для регулярных занятий физической культурой и спортом негативная ситуация, связанная с состоянием здоровья населения (и в первую очередь детей, подростков, учащейся молодежи) и социальной демографией, еще более усугубится.Данные проблемы невозможно решить без разработки комплекса мер, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам и результатам. Их реализация возможна только посредством консолидации всех имеющихся ресурсов и их адресного использования.Целесообразность программного решения проблемы заключается в создании нормативно-правовых, организационных и финансовых условий, способствующих укреплению физического и нравственного здоровья населения, во внедрении здорового образа жизни, развитии массового спорта, совершенствовании системы подготовки спортсменов высокого класса и спорта высших достижений, развитии инфраструктуры отрасли в городе Нижний Тагил.Таким образом, прорабатывая детально каждый из механизмов и контролируя органами управления каждый шаг можно усовершенствовать всю систему в целом.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (70) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Зверев И.Р., Куликова Е.С. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА // Вестник науки №1 (70) том 3. С. 520 - 533. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12502 (дата обращения: 18.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12502



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.