'
Штарнова Ж.В.
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ *
Аннотация:
в работе приведено обоснование важности формирования функциональной грамотности обучающихся. Приводятся аргументы в силу того, что на современном этапе развития образования функциональная грамотность становится средством повышения качества образования.
Ключевые слова:
функциональная грамотность, образование, качество образования, исследование PISA
В современном обществе функциональная грамотность становится важным инструментом для повышения качества образования. Она предполагает наличие у учащихся знаний и умений, необходимых для успешной адаптации в обществе и реализации своих жизненных планов. Ведущий российский психолог и лингвист, академик РАО Алексей Алексеевич Леонтьев писал: «Функционально грамотный человек— это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [Леонтьев, 2003].Международные исследования в области образования показывают, что сильной стороной российских обучающихся является овладение предметными знаниями на уровне их воспроизведения или применения в знакомой учебной ситуации, но у них возникают трудности в применении этих знаний в ситуациях незнакомых, приближенных к жизненным [Басюк, 2019].Можно отметить, что эта проблема связана с организацией учебного процесса в современных школах, его ориентация на овладение только предметными знаниями, решение заданий, входящих в государственную итоговую аттестацию.Международной оценкой качества образования занимается PISA – структура, по международной оценке, образовательных достижений учащихся. Данная организация оценивает практические навыки обучающихся, их умения применять знания в повседневной жизни. В 2018 году в исследовании PISA приняли участие обучающиеся 15-летнего возраста из 70 стран мира, в том числе и из России. Обобщив итоги исследования, можно проследить позиции российских обучающихся на среднем уровне в международном рейтинге, среди стран, участвовавших в исследовании. Однако полученные данные демонстрируют, что российские школьники имеют хорошие предметные знания, но обучающиеся испытывают затруднения в применении этих знаний в повседневной жизни [Басюк, 2019].Качество функциональной грамотности может варьироваться в зависимости от различных факторов.Во-первых, важно использовать эффективные методы обучения. Интерактивные методы, такие как дискуссии, ролевые игры и проектная работа, могут помочь учащимся лучше усвоить материал и применить полученные знания на практике. Во-вторых, нужно использовать разнообразные ресурсы для обучения, включая электронные образовательные ресурсы, видеоматериалы и т.п. Это поможет сделать обучение более интересным и привлекательным для учащихся.Кроме того, необходимо развивать критическое мышление учащихся. Это поможет им анализировать информацию, оценивать ее достоверность и делать обоснованные выводы. Для развития критического мышления можно использовать такие методы, как решение проблемных ситуаций, написание эссе и участие в дебатах.И наконец, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося. Это может включать разработку индивидуальных образовательных программ, поддержку в выборе профессии и развитие личностных качеств.Таким образом, функциональная грамотность является важным инструментом для повышения качества образования и подготовки учащихся к взрослой жизни. Она позволяет им быть более успешными и уверенными в своих силах, что является важным фактором для достижения успеха в будущем.
Номер журнала Вестник науки №1 (70) том 3
Ссылка для цитирования:
Штарнова Ж.В. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ // Вестник науки №1 (70) том 3. С. 505 - 508. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12499 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*