'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (70) том 3
  4. Научная статья № 78

Просмотры  18 просмотров

Узянбаева А.А.

  


СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОЙ ПРОЗЫ XX ВЕКА В ШКОЛЕ (НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНОВ Е. ЗАМЯТИНА «МЫ» И А. ПЛАТОНОВА «КОТЛОВАН») *

  


Аннотация:
в работе рассматривается образовательный контент, имеющий важное значение при преподавании литературы в школе, выделены информационные ресурсы в авторских разработках уроков литературы при изучении антиутопий Е. Замятина «Мы» и А. Платонова «Котлован».   

Ключевые слова:
образовательный контент, антиутопия, информационные ресурсы   


Современная ситуация с цифровизацией обучения и повышение требований качеству литературного образования в школе актуализирует поиск инновационных идей при изучении русского словесного искусства ХХ века. Не секрет, что на уроках литературы в старших классах при обращении творчеству писателей ХХ века учителю-словеснику необходимо вести постоянный поиск методов и форм обучения, способных заинтересовать и мотивировать обучающихся, конечной целью которого должно стать формирование личности участника образовательного процесса.Одной из инновационных форм литературного образования сегодня становятся образовательные контенты – информационного ресурса обучения, используемого как средства представления учебного материала [1, 16]. Образовательный контент имеет важное значение при преподавании литературы в школе, поскольку он представляет собой совокупность информации, материалов и ресурсов, которые создаются и используются для обучения и развития обучающихся. Такие ресурсы имеют целью передачу знаний, формирование навыков и стимулирование критического мышления.Основная роль образовательного контента в уроках литературы состоит в том, чтобы помочь учащимся понять и оценить художественные произведения, развить их эмоциональное и эстетическое восприятие, а также способствовать развитию грамотности и навыков анализа текста. Он дает учащимся возможность изучать различные художественные жанры, авторов и литературный процесс эпохи.При изучении творчества русских писателей ХХ века на уроках литературы можно использовать разнообразные методы и формы образовательного контента, чтобы помочь учащимся более глубоко понять и оценить литературное наследие автора. Можно выделить некоторые формы использования такого информационно-образовательного продукта:1. Использование визуального контента. Фотографии, фильмы, видео или документальные материалы, может быть полезным для дополнительного иллюстрирования и освещения творчества писателя. Например, просмотр экранизаций произведений или документальных фильмов о жизни и творчестве автора может помочь учащимся лучше визуализировать его работы.2. Взаимодействие с социальными сетями. Использование онлайн-ресурсов и социальных сетей может помочь учащимся исследовать и обсуждать творчество писателя. Создание блогов, форумов или групп в социальных сетях может способствовать обмену мнениями и идеями, а также стимулировать обучающихся к самостоятельному исследованию темы [2, 49-50].Обращение к образовательному контенту при изучении творчества русских писателей ХХ века – Евгения Замятина и Андрея Платонова представляет собой интересное поле для изучения проблем развития мировоззрения писателя, сплетения в его произведениях культурно-философских исканий целых поколений, духовных и нравственных истоков человеческого общества в целом. Разработка системы уроков в этом ключе охватывает большое количество разнообразных фактов из мира философии, искусства и науки, литературного творчества и других гуманитарных дисциплин. На современность творчества Замятина и А. Платонова и актуальность его изучения обращают внимание многие исследователи литературы ХХ века. Такое внимание к личности, нравственной позиции, художественному творчеству писателя вызвано прежде всего обращением Платонова к «вечным темам», его глубоким пониманием внутреннего мира человека. Как правило, свои идеи писатели излагали в художественной форме антиутопии – одного из популярных жанров русской литературы ХХ века [3, 101].Разработка образовательного контента в авторских разработках уроков литературы при изучении антиутопий Е. Замятина «Мы» и А. Платонова «Котлован» предполагает использование следующих информационных ресурсов:1. Цифровые ресурсы. Использование литературных сайтов, электронных библиотек и базы данных, позволяет преподавателям и учащимся легко получать доступ к различным произведениям писателей. Учащиеся могут читать электронные книги, просматривать цифровые версии оригинальных рукописей или аудиокниги, а также изучать тексты с помощью интерактивных заданий и мультимедийных материалов.2. Визуальные материалы. Обращение визуальным материалам, таким как иллюстрации, фотографии, фильмы и видеоматериалы, может помочь учащимся визуализировать и погрузиться в мир произведений писателей. Фотографии, связанные с автором или временем, в котором он жил, могут помочь понять его вдохновение и контекст. Экранизации произведений писателей позволяют учащимся увидеть истории на большом экране, а видеоматериалы могут предлагать анализ и обсуждение конкретных моментов текстов.3. Интерактивные задания и проекты: Создание интерактивных заданий и проектов, связанных с произведениями писателей, реализует активное вовлечение в универсальные учебные действия на уроках литературы при изучении антиутопий Е. Замятина «Мы» и А. Платонова «Котлован».Например, первоначальным шагом в разработке образовательного контента для изучения романа Е. Замятина «Мы» является анализ самого произведения. Это включает изучение основных тем, мотивов и символики, а также связанных с ними исторических, социальных и философских контекстов. Учитель литературы должен быть осведомлен о ключевых персонажах и характерах, а также о структуре и сюжете романа. Этот этап помогает определить основные цели и задачи, которые должны быть включены в образовательный контент.Следующим шагом является интеграция современных технологий в создание образовательного контента. Это может включать использование электронных книг, интерактивных заданий и упражнений на компьютере, аудио- и видеоматериалов, веб-ресурсов и многого другого. Например, учащиеся могут слушать аудиоверсию романа, просматривать графические интерпретации ключевых сцен, обсуждать произведение с помощью онлайн-форумов или блогов.Такая технологическая поддержка позволяет делать изучение романа «Мы» более интерактивным, визуальным и запоминающимся.При разработке урока литературы на материале повести А. Платонова «Котлован», мы обращаемся к созданию текстуального образовательного контента – мультимедийного проекта, учитывающего следующие идейные особенности антиутопического произведения, например:1) Разгромленная войной страна, нищета рабочих и крестьян. «Воздух ветхости и прощальной памяти стоял над потухшей пекарней», «забор заиндевел мхом, наклонился, и давние гвозди торчали из него». Старую деревню покрывает «всеобщая ветхость бедности».2) Грандиозные проекты, стройки коммунизма. Вспомним вечный образ Вавилонской башни. Вспомним хрустальный дворец из романа «Что делать?». Вспомним проект строительства Дворца Советов на месте взорванного, кстати, позже написания повести Храма Христа Спасителя, строительство метрополитена, Беломорканала и т. д. Вспомним недавние планы поворота северных рек.3) Раскулачивание крестьян, методы уничтожения крестьянства, начало коллективизации. «Двое – это уже вполне кулацкий класс и организация». «Активист пришёл на Двор совместно с передовым персоналом и, расставив пешеходов в виде пятикратной звезды, стал посреди всех и произнёс своё слово, указывающее пешеходам идти в среду окружающего беднячества и показать ему свойство колхоза путём призвания к социалистическому порядку, ибо всё равно дальнейшее будет плохо». «Он боялся, что зажиточность скопится на единоличных дворах и он упустит её из виду» и т.д.Роль использования образовательного контента в авторских разработках уроков литературы при изучении творчества русских писателей ХХ века заключается в существенном обогащении и качественном улучшении процесса обучения. Теоретический обоснование этой роли лежит в следующих аспектах.Образовательный контент, такой как электронные тексты, аудио- и видеоматериалы, расширяет доступность произведений писателей для обучающихся. Возможность изучать тексты и исследовать творчество писателей в электронном формате позволяет преодолеть ограничения физического присутствия в библиотеке или наличия определенных книг, что делает образовательный процесс более гибким и удобным.Использование различных образовательных ресурсов позволяет расширить контекст изучаемых произведений писателей. Благодаря биографическим материалам, фотографиям, видеороликам и другим источникам информации, учащиеся могут лучше понять исторический, культурный и социальный контекст, в котором создавались произведения, а также узнать о жизни и творческом пути писателя. Это позволяет более глубоко и осознанно воспринимать, и анализировать их работы.Разнообразие образовательного контента в авторских разработках уроков литературы привлекает внимание и вызывает интерес обучающихся к изучаемым произведениям писателей. Визуальные материалы, аудиозаписи, интерактивные задания и проекты создают более эмоциональную и практическую связь с текстами, стимулируя активность и вовлеченность обучающихся в образовательный процесс.Использование образовательного контента, включая критические статьи, рецензии и аналитические материалы по антиутопиям Е. Замятина «Мы» и А. Платонова «Котлован» на уроках русской литературы способствует развитию критического мышления у обучающихся. Они могут анализировать различные точки зрения и оценки произведений писателей, формировать собственное мнение и аргументированно отстаивать свои взгляды на литературные произведения.Также использование образовательного контента в авторских разработках уроков литературы по антиутопиям Е. Замятина «Мы» и А. Платонова «Котлован» способствует развитию творческих способностей обучающихся.Образовательный контент позволяет внести современные и актуальные элементы в изучение творчества писателей. Включение цифровых ресурсов, современных иллюстраций, видеоматериалов и других современных форматов помогает учащимся оценить влияние произведений писателей на современную культуру и литературу. Они могут анализировать, как их работы соприкасаются с современными социальными темами, проблемами и ценностями.Разнообразие доступных ресурсов позволяет адаптировать материалы к уровню и стилю обучения каждого ученика, удовлетворяя их индивидуальные потребности.В совокупности, использование образовательного контента в авторских разработках уроков литературы при изучении творчества писателей способствует более глубокому и осознанному пониманию текстов, расширяет знания об авторах и их времени, развивает критическое мышление и творческие способности, актуализирует изучение литературы в современном контексте и индивидуализирует обучение для каждого ученика. Это позволяет создать более эффективную и мотивирующую образовательную среду, способствующую развитию высокого уровня литературной грамотности и культуры.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (70) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Узянбаева А.А. СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОЙ ПРОЗЫ XX ВЕКА В ШКОЛЕ (НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНОВ Е. ЗАМЯТИНА «МЫ» И А. ПЛАТОНОВА «КОТЛОВАН») // Вестник науки №1 (70) том 3. С. 490 - 496. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12497 (дата обращения: 18.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12497



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.