'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (70) том 3
  4. Научная статья № 76

Просмотры  29 просмотров

Тищенко Н.А., Бидова Б.Б.

  


АНАЛИЗ ВОСПИТАНИЯ ОСНОВ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ *

  


Аннотация:
статья освещает актуальные вопросы, связанные с ролью уроков обществознания в формировании гражданской идентичности современного подрастающего поколения. Основываясь на текущих вызовах глобализированного общества, автор подчеркивает значимость обучения гражданственности не только как передачи фактов, но и как стимулирование критического мышления и активного участия в общественной жизни.Статья анализирует, как уроки обществознания способствуют не только усвоению базовых знаний о структуре общества, политической системе и правовых принципах, но и развитию аналитических навыков учащихся. Особое внимание уделяется тому, как обсуждение актуальных социальных проблем, анализ исторических событий и моделирование ситуаций на уроках обществознания могут вдохновлять учеников на активное гражданское участие.   

Ключевые слова:
гражданственность, обществознание, патриотизм, воспитание, общество   


В современном мире, на фоне глобализации и ускоренных технологических изменений, вопросы формирования гражданской идентичности и активного гражданственного участия становятся более критическими чем когда-либо. Образование, как основной инструмент формирования личности, играет ключевую роль в этом процессе, и уроки обществознания предоставляют уникальную возможность воздействия на становление гражданской культуры учащихся.Уроки обществознания являются площадкой, где учащиеся могут приобретать знания о структуре общества, его истории, политической системе и правовых основах. Этот курс не только обеспечивает учеников информацией, но и развивает их аналитические способности и критическое мышление - важные навыки для гражданского участия. Важно отметить, что гражданственность включает не только знание правил и законов, но и активное участие в жизни общества. Уроки обществознания имеют потенциал не только формировать базовые знания, но и вдохновлять учащихся на активное гражданское участие. Обсуждение актуальных проблем, анализ исторических событий и моделирование ситуаций помогают учащимся осознать свою роль в обществе и стимулируют развитие критического мышления.Данная статья особенно актуальна на современном этапе и направлена на изучение проблем воспитания основ гражданственности на уроках обществознания, поскольку она подчеркивает важность данного курса в формировании гражданской идентичности и готовности молодого поколения к активному участию в жизни общества.На уроках обществознания важно стремиться к неразрывному единству в воспитании гражданственности. Этого можно достигнуть, формируя у подростков устойчивые представления о государстве, праве, обществе и его социуме, а также о ключевых социальных связях и институтах государства.Учителя обществознания имеют уникальные возможности развивать политическую, духовную, нравственную и правовую культуру учащихся, что является основой гражданственности. Этот процесс начинается в период 12-13 лет, когда подросток активно осваивает навыки общения с людьми разных возрастов и стремится к свободе в общении со сверстниками. Важно в этом возрасте развивать личностные качества и формировать навыки самоанализа.На уроках обществознания в 6 классе учащиеся получают первые представления о гражданской идентичности, осознавая себя как юных граждан России и понимая свою принадлежность к определённому этносу. Они также формируют ценностные представления о своей малой Родине, проявляют уважение к общекультурному наследию России и мировому культурному наследию, а также развивают умения оценивать социальное значение семьи и уважение к её ценностям.Особое внимание уделяется пониманию необходимости соблюдения правил, формированию представлений о своей роли и месте в обществе. Учащиеся знакомятся с Конституцией РФ, осваивают права, свободы и обязанности граждан на конкретных примерах, что способствует становлению гражданской активности и ответственности.В возрасте 13-14 лет одной из ключевых черт личности подростка становится проявление чувства взрослости и стремление быть признанным как взрослый. В этот период подростки активно стремятся включаться в различные аспекты жизни взрослых, претендуя на равноправие во взаимоотношениях и требуя уважения к своим мнениям и интересам. Их интересы уже не ограничиваются просто фактами, они начинают интересоваться сущностью вещей и причинами их возникновения, развивается критическое мышление и конфликтность.На уроках обществознания в 7 классе, учителя сталкиваются с задачей сформировать положительное отношение у учеников к соблюдению здорового образа жизни. В этом возрасте подростки обучаются понимать язык массовой социально-политической коммуникации, что позволяет им осознанно воспринимать соответствующую информацию. Также подростки знакомятся с приемами и техниками преодоления конфликтов, приобретая навыки, необходимые для сознательного выполнения основных социальных ролей в пределах своей дееспособности. Важным аспектом является умение преподнести необходимые знания учащимся, умения и ценностные ориентации, которые способствуют осознанному восприятию различных взглядов, подходов, событий и процессов, которые направлены на формирование у подростков способности оценивать явления с позиций современных социальных ценностей, действующих в современном российском обществе.В возрасте 14-15 лет подростки становятся практически сформировавшимися интеллектуально развитыми личностями, обладающими четким мнением. Они активно участвуют в обсуждениях, готовы аргументированно доказывать свою точку зрения. В этот период меняются их принципы, мировоззрение, формируется общественная позиция, а также появляется представление о смысле жизни и собственном предназначении. События, пережитые и осмысленные в этом возрасте, становятся определяющими для ценностной базы личности.На уроках обществознания в 8 классе важной задачей учителя является научить подростков ориентироваться в собственной системе знаний и определять сферу своих жизненных интересов. Учащиеся учатся отбирать необходимую информацию для решения жизненных задач и использовать свои знания об основных социальных нормах и правилах регулирования общественных отношений.Основная цель – помочь им усвоить способы познавательной, коммуникативной и практической деятельности, необходимые для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей нравственного человека и достойного гражданина. Это включает в себя использование накопленных знаний для решения повседневных жизненных задач, а также формирование навыков взаимодействия с обществом в соответствии с моральными принципами и социальными нормами.В возрасте 15-16 лет подростки стремятся представить себя как взрослых, однако иногда совершают необдуманные поступки из-за недостатка правовых знаний и отсутствия устойчивых моделей взрослого поведения. В 9 классе перед учителем обществознания встает задача научить подростков оценивать жизненные ситуации и действия людей с разных точек зрения, в том числе нравственных и гражданско-патриотических.На уроках обществознания в этом возрасте акцент делается на формировании способности к личному самоопределению. Решаются моральные дилеммы, обсуждаются ситуации межличностных отношений и преодоления конфликтов. Углубляется представление о конституционных правах, свободах и обязанностях гражданина Российской Федерации, а также социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном обществе. Это осуществляется, в том числе, на основе знания Конституции Российской Федерации и основ российского законодательства.Ученики учатся критически осмысливать информацию правового и морально-нравственного характера из разнообразных источников. Они систематизируют и анализируют полученные данные, применяя информацию для определения собственной позиции по отношению к социальным нормам. Важным является соотнесение своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом. Это направлено на формирование осознанных и ответственных граждан, способных принимать обоснованные решения в сложных жизненных ситуациях.В старших школьных классах, в возрасте 16-17 лет, подростки проходят через стадию формирования собственных взглядов и отношений, активно занимаясь поисками самоопределения. Самостоятельность проявляется не только в делах и поступках, но и, что особенно важно, в формировании собственных взглядов, оценок и мнений. В этот период самосознание подростков ориентировано в будущее, что делает воспитание гражданской идентичности особенно актуальным.Учителю необходимо уделять особое внимание воспитанию гражданской идентичности, включая патриотизм, любовь и уважение к Отечеству, чувство гордости за Родину, осознание своей этнической принадлежности и усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Также важно воспитывать чувство ответственности и долга перед Родиной, развивать моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора.В старших классах также уделяется значительное внимание знаниям о правовых и социальных нормах. Учитель должен научить учеников выделять основные элементы системы права, выстраивать иерархию нормативных актов, различать понятия «права человека» и «права гражданина», а также ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ. Учеников обучают разбираться в стадиях законотворческого процесса в Российской Федерации и выстраивать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина. Это помогает им выражать собственное отношение к ситуациям, связанным с реализацией прав и свобод, а также формировать критическое мышление относительно лиц, уклоняющихся от выполнения конституционных обязанностей.Учитель на уроках обществознания играет ключевую роль в формировании личности подростка и развитии его ответственного отношения к себе и обществу. Учебный предмет становится площадкой для осмысления социокультурных ценностей, истории страны, а также для обучения навыкам гражданской активности и патриотизма.Следует отметить, что процесс воспитания на уроках обществознания помогает ученикам выйти на новый уровень социального осознания, где формируется их сознательное отношение к себе как к полноценному члену общества. Это не просто получение знаний, но и осмысление роли гражданина, который несет ответственность за свои поступки и активно участвует в жизни общества.Стремление к новой социальной позиции подчеркивает важность любви к Родине, готовности служить ей и защищать ее интересы. Эти ценности передаются через понимание и уважение истории, традиций, и наследия предков. Гражданство трактуется не только как формальное принадлежащее к определенному государству, но и как активное участие в жизни общества, соблюдение законов, поддержание моральных и этических норм. Такой подход способствует не только формированию ответственных и гражданских ценностей, но и обеспечивает подростку более глубокое понимание своей роли в обществе и связанных с этим обязанностей.Таким образом, данная статья, направленная на изучение вопросов воспитания основ гражданственности на уроках обществознания проливает свет на важность роли учителя в формировании активных и ответственных граждан. Обучение не ограничивается лишь передачей знаний, оно является ключевым инструментом для внедрения практических навыков и развития ценностного отношения к обществу. Важным аспектом является адаптация методик воспитания к изменяющимся ценностным приоритетам подростков, что подчеркивает эволюцию гражданской позиции в старших классах. Особый акцент на моральных и этических вопросах создает основу для формирования не только технических навыков, но и глубоких ценностных установок.Изучение курса «Обществознание», включающего знания о российском обществе и направлениях его развития в современных условиях, об основах конституционного строя нашей страны, правах и обязанностях человека и гражданина, способствует воспитанию российской гражданской идентичности, готовности к служению Отечеству, приверженности национальным ценностям. Уроки обществознания, пропитанные этим комплексным подходом, стремятся не просто обучить школьников, но и воспитать граждан, готовых к активному участию в формировании будущего общества. Все это вместе сознает комплексную картину учебного процесса, направленного не только на запоминание фактов, но и на внутреннее преобразование личности школьников, делая данные вопросы вкладом в современное образование и воспитание.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (70) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Тищенко Н.А., Бидова Б.Б. АНАЛИЗ ВОСПИТАНИЯ ОСНОВ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ // Вестник науки №1 (70) том 3. С. 478 - 486. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12495 (дата обращения: 18.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12495



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.