'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (70) том 3
  4. Научная статья № 69

Просмотры  50 просмотров

Кол А.А., Иргашева Т.Г.

  


ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается проблема развития произвольного внимания у учащихся начальных классов, обосновывается актуальность применения дидактических игр на уроках русского языка. Дается определение дидактической игры, представлены примеры использования дидактических игр на уроках русского языка для развития произвольного внимания у учащихся начальных классов.   

Ключевые слова:
игра, дидактические игры, произвольное внимание, русский язык, младшие школьники   


Одной из важнейших проблем в младшем школьном возрасте является развитие произвольного внимания. В современном информационном обществе, где многоотраслевые отвлекающие факторы становятся все более распространенными, способность к сосредоточенности и удержанию внимания на одной задаче является главным фактором успешного усвоения учебного материала и развития познавательных способностей.Вниманием называют направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального. Внимание всегда есть выделение чего-то и сосредоточенность на этом. В выделении объекта из массы других проявляется так называемая избирательность внимания: внимание к одному есть одновременно невнимание к другому [2, c. 69].Произвольное внимание – это осознанное направление ума на конкретную задачу с подавлением отвлекающих факторов. Умение активно выбирать объекты восприятия, сосредотачиваться на них и игнорировать ненужные вещи при выполнении учебных заданий помогает улучшить освоение материала и повысить качество обучения. На уроках русского языка развитие произвольного внимания имеет прямое отношение к развитию чтения и письма. Чтение требует непрерывного и устойчивого внимания, чтобы правильно распознавать знаки и слова, а также понимать и усваивать информацию из текста. Произвольное внимание на уроках чтения помогает ученикам более точно и полно воспринимать текст, а также лучше контролировать свои познавательные процессы.Письмо также требует от младших школьников проявления произвольного внимания. Отслеживание последовательности букв, правильная пространственная ориентация, выбор правильных слов и составление грамматически верных предложений – все это невозможно без активного и сосредоточенного участия учащихся. Развитие произвольного внимания на уроках русского языка способствует улучшению навыков письма и формированию грамотного языкового аппарата.Организация уроков русского языка с учетом развития произвольного внимания предполагает использование разнообразных методик и приемов. Применение интересных и познавательных заданий, игр, интеграции с другими предметами и использовании современных образовательных технологий позволяет поддерживать внимание учеников на высоком уровне. Одним из главных преимуществ дидактических игр является их способность развивать произвольное внимание. В ходе игры дети должны сосредоточиться на заданных правилах, целях и стратегиях. Это требует от них умения контролировать свои мысли и отсеивать ненужную информацию. Таким образом, дидактические игры стимулируют развитие произвольного внимания, что является необходимым навыком для успешного изучения русского языка. Кроме того, применение дидактических игр на уроках русского языка позволяет развивать у школьников ключевые навыки, связанные с языком. В ходе игр дети отрабатывают умение анализировать текст, выделять главное, структурировать свои мысли и делать выводы. Эти навыки не только полезны для овладения русским языком, но и являются важными компетенциями для успешной учебы в целом. Дидактическая игра - это такая коллективная целенаправленная учебная деятельность, когда каждый ученик и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют своё поведение на выигрыш. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей.Дидактическая игра имеет ряд функций:1. активизация и развитие мыслительной деятельности младшего школьника,2. развивает познавательные процессы,3. в процессе дидактической игры ученик сравнивает, наблюдает и классифицирует предметы, что помогает развитию учебных компонентов,4. стимулирует волевые усилия, организованность, умение соблюдать правила, сотрудничать с коллективом.Для развития произвольного внимания младших школьников применение дидактических игр является эффективным инструментом. Игра позволяет создать ситуацию интересного и активного участия учеников, способствует их включению в учебный процесс [3, c. 295].Одной из таких игр является «Цепочка слов». В ходе игры учащиеся должны перечислять слова, связанные определенным образом. Например, по алфавиту, по правилам согласования, синонимы или антонимы и т.д. Участие в игре требует от учащихся постоянного внимания и активного поиска верного ответа.Еще одной интересной игрой для развития произвольного внимания является «Предложение-ребус». Ученикам предлагается предложение, в котором некоторые слова заменены на иллюстрации или символы. Ребусные элементы предложения нужно расшифровать и составить полное предложение с правильным порядком слов. Эта игра требует внимания к деталям, анализа и логического мышления. Важным аспектом использования дидактических игр для развития произвольного внимания является создание условий для дифференциации уровней сложности заданий. Это позволяет подстроиться под индивидуальные потребности каждого учащегося и обеспечить успех и удовлетворение от выполнения задачи.Игра «Выбери лишнее слово». В ходе этой игры учащимся предлагается ряд слов, среди которых есть лишнее. Задача детей заключается в том, чтобы определить и выделить это лишнее слово. Такая игра развивает у учеников способность к анализу и отбору информации, а также тренирует их внимание на особенности слов и их смысловые различия.Другой пример – игра «Составь слово». Во время этой игры детям предлагается набор букв, из которых они должны составить определенное слово. Чтобы правильно составить слово, ученикам необходимо сконцентрироваться на задании, разобраться с его правилами и правильно расположить буквы. Такая игра помогает развить у детей способность к фокусировке внимания, аналитическому мышлению и логическому мышлению, а также способствует улучшению орфографических навыков [4, с. 401].Еще одной интересной игрой, способствующей развитию произвольного внимания на уроках русского языка, может быть игра «Поставь ударение». В ходе игры учащимся предлагается слово, и их задача состоит в том, чтобы правильно поставить ударение в слове. Такая игра требует от учеников внимания к звуковой структуре слова, умения определить правильное ударение и правильно поставить его. Эта игра развивает у детей навыки фонетического анализа слова, аналитического мышления и улучшает грамотность.Таким образом, использование дидактических игр на уроках русского языка способствует развитию произвольного внимания младших школьников и помогает им в успешном усвоении учебного материала. Одновременно игры делают урок интересным и захватывающим, стимулируя активные умственные процессы и учебную мотивацию.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (70) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Кол А.А., Иргашева Т.Г. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ // Вестник науки №1 (70) том 3. С. 441 - 446. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12488 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12488



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.