'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (70) том 3
  4. Научная статья № 68

Просмотры  32 просмотров

Иващенко Н.С.

  


РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА *

  


Аннотация:
правильная, грамотная речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Развитие речи - её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя - одна из важнейших задач образовательной деятельности в ДОО.   

Ключевые слова:
здоровьесберегающие технологии, развитие речи, речь дошкольников, коррекционная работа   


Культура речи дошкольника, в том числе и звуковая, является показателем умения ребенка общаться с учетом содержания и целей повествования и существенно влияет на социализацию и самореализацию. Звуковая культура речи в своем составе имеет такие компоненты, как речевой слух и речевое дыхание. Общее звучание речи ребенка формируется в совокупности произносительных качеств, элементов звуковой выразительности, культуры речевого общения. [4]Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает звуковую культуру речи как одну из речевых задач. Этот документ уточняет компоненты речевой работы: владение речью, как средством общения, развитие звуковой культуры речи и интонационной выразительности речи, фонематического слуха, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. [9]Звуковая культура речи – это фонетическая и орфоэпическая правильность речи, её выразительность и четкая дикция. Воспитание звуковой культуры речи предполагает формирование правильного и четкого звукопроизношения, для чего необходим достаточный уровень развития фонематического слуха, речевого дыхания и моторики артикуляционного аппарата, воспитание орфоэпически правильной речи, то есть правильной постановки ударения в словах. В среднем дошкольном дети начинают правильно произносить безударные и ударные слоги в слове, но выделить их им сложно. Этот процесс происходит интуитивно и становится основой для обучения постановке логического ударения в предложении. Неправильная интонация в общении может привести к неадекватному пониманию речи собеседника и нарушению процесса коммуникации. Важно сделать вывод о том, что голос формируется на протяжении всего детства. Процесс развития звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста должен быть выстроен с учетом специфики развития детей данного возраста и осуществляться в разных направлениях: взаимодействие с детьми, взаимодействие с педагогами и родителями, обогащение развивающей предметно-пространственной среды.Основываясь на анализе различных теоретических исследований, посвященных рассматриваемой проблеме, выделяются следующие педагогические условия развития звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста:– реализация взаимодействия педагога с детьми в образовательной деятельности, направленной на развитие компонентов звуковой культуры речи посредством использования дидактических игр, речевых упражнений, игр с элементами театрализации,– осуществление консультативно-просветительской работы с педагогами и родителями по формированию готовности к развитию звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста,Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в работе с дошкольниками позволяют не только корректировать недостатки в их развитии, нивелировать их отставания, но и повышать эмоциональный настрой, работоспособность детей, способствовать сохранению и укреплению их здоровья. [8]Под здоровьесберегающими педагогическими технологиями подразумевается система мер по охране и укреплению здоровья детей, а также коррекции недостатков их развития. В практической работе по развитию речи с детьми дошкольного возраста необходимо применять здоровьесберегающие технологии, имеющие ярко выраженную коррекционную направленность.Эффективные здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками по развитию речи:1. Артикуляционная гимнастика - совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. 2. Биоэнергопластика способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координаций движений, развитию речи, памяти, внимания, мышления.3. Дыхательная гимнастика способствует развитию речевого дыхания, формированию длительного, направленного выдоха. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательная гимнастика оказывает на организм ребенка комплексное лечебное воздействие.4. Пальчиковый игротренинг. Пальчиковые игры оказывают стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что благоприятно отражается на развитии речи детей. Они способствуют ориентировке в пространстве, развитию зрительно - пространственной координации движений, постановке звуков, активизации познавательной и речемыслительной деятельности, вызывают у детей положительный эмоциональный отклик. 5. Сопряженная гимнастика - театр пальчиков и языка. Гимнастика способствует не только развитию мелкой моторики рук, но и лучшей координации движений, развитию речи, т.к. упражнения объединены простым сюжетом.6. Су - джок терапия способствует развитию фонематического слуха и восприятия, развитию звукового и слогового анализа слов, активизации словаря и совершенствованию лексико-грамматических категорий, развитию общей и мелкой моторики, психических процессов, пространственно-временных представлений.7. Самомассаж - одно из средств профилактики и коррекции речи детей. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также благотворно развивается речевая функция.8. Кинезиология - универсальный метод развития умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Именно эти упражнения позволяют улучшить работу головного мозга, тем самым улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость. 9. Логоритмика- система двигательных упражнений, в которых движения рук, ног, головы, корпуса сочетаются с произнесением речевого материала. Все упражнения направлены на коррекцию речевых нарушений, фонематического слуха, на нормализацию речевого дыхания, формирования умения изменять силу и высоту голоса, правильное произнесение звуков и их сочетаний, умение регулировать темп речи.10. Пескотерапия позволяет развивать у детей тактильно- кинетическую чувствительность и мелкую моторику, снимает мышечную напряженность, развивает мотивацию речевого общения, пополняет словарь и формирует связанную речь, обучает чтению и письму.11. Эмоционально-образная терапия - это вид терапии, помогающий снять блоки, расслабиться, избавиться от стеснительности. Эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают адекватно воспринимать действительность и реагировать на нее. 12. Динамические паузы. В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, развивается мышечная активность, корригируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас.Работа по развитию звуковой культуры речи должна проводится поэтапно, усложняться. После усвоения представленного этапа можно переходить к следующему. Так, на начальных этапах работы можно использовать упражнения на развитие тембра и длительности вырабатывают звонкость, снижают напряжения мышц шеи и гортани, зажатость челюсти. Они способствуют формированию в речи ровности, гибкости и выносливости голоса, т. е. способности выдерживать продолжительную голосовую нагрузку, не теряя качества звучания.Ребенок должен научиться управлять своим голосом, говорить громко и четко, но не кричать, сила голоса должна быть достаточной для эффективного взаимодействия с окружающими людьми.Способность изменять высоту голоса является важным умением, способствующим содержательному взаимодействию между участниками общения, управлять мелодикой голоса и делать речь ребенка более приятным.Следующее условие развития звуковой культуры речи – это выстраивание взаимодействия с родителями и педагогами. Данный процесс направлен на формирование готовности родителей и педагогов к деятельности в данном направлении.Выделяются следующие формы взаимодействия с родителями воспитанников: традиционные и инновационные. В процессе взаимодействия с родителями важно рассказывать о значимости здоровьесберегающих технологий.Для формирования готовности педагогов к развитию звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста Л. Р. Загидуллина предлагает проводить семинары-практикумы, мастер-классы по использованию здоровьесберегающих технологий. [1]Таким образом, возможности здоровьесберегающих технологий содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия, повышению речевой активности, снятию напряжения, восстановлению работоспособности, активизации познавательного интереса.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (70) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Иващенко Н.С. РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Вестник науки №1 (70) том 3. С. 434 - 440. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12487 (дата обращения: 18.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12487



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.