'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (70) том 3
  4. Научная статья № 66

Просмотры  58 просмотров

Гончарова Д.А.

  


ПРЕОДОЛЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ТРЕВОЖНОСТИ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ *

  


Аннотация:
в работе рассматриваются специализированные методические приёмы, позволяющие снизить уровень беспокойства у учащихся и помочь им преодолеть барьеры в освоении математики. Представлены методические подходы в преподавании, направленные не только на передачу знаний, но и на формирование положительного отношения к математике. Особое внимание уделено созданию поддерживающей обучающей среды, в которой каждый учащийся может чувствовать себя уверенно и способен преодолевать трудности, возникающие на пути к пониманию математики.   

Ключевые слова:
математическая тревожность, методы обучения, комплексный подход, учебная мотивация, саморегуляция   


Математическая тревожность - это эмоциональное состояние, которое оказывает существенное влияние на успешность усвоения математического материала учащимися. Чувство напряжения, замешательства и нервозности при обучении математики могут проявляться у обучающихся всех уровней образования от начальной школы и до университета. Математическая тревожность может длиться всю жизнь, даже передаваться другим людям, например, детям от родителей [3]. Отрицательный опыт, связанный с изучением математики, может привести к развитию страха и нежеланию заниматься предметом, что, в свою очередь, снижает качество и эффективность обучения. Важно осознавать, что преодоление математической тревожности требует целенаправленной работы, как со стороны учителя, так и ученика. 1. Влияние математической тревожности на учебный процесс. Математическая тревожность существенно влияет на учебный процесс, поскольку она приводит к снижению уверенности учащихся в своих способностях, что может вызвать блокировку познавательной активности и ухудшение успеваемости. Не будет преувеличением назвать одной из главных задач современной школы, учителей и государственного управления - развитие и сохранение учебной мотивации школьников. Актуальность ее обусловлена обновлением содержания образования, постановкой задач, связанных с выработкой у школьников способов самостоятельного приобретения знаний и созданием активной жизненной ситуации. Кроме того, учебная мотивация является решающим фактором с точки зрения эффективности учебного процесса.Это свидетельствует о том, что для поддержания или формирования учебной мотивации у учащихся необходимо развивать стремление к успеху. Поэтому составление методического обеспечения, апробация и внедрение инновационных методов и приемов, способствующих повышению уровня обучения, будет хорошим показателем психического благополучия и развития школьника. Ученики, которые искренне интересуются учебным процессом и сосредотачиваются не на результате, а на самой деятельности, стараются решать математические задачи, стремятся к успеху и не боятся возможных ошибок. Другими словами, учебный процесс по математике для школьников с низкой степенью тревоги не вызывает настроения бессилия и тревоги. Осознание проблемы математической тревожности побуждает педагогов разрабатывать и применять подходы, направленные на устранение эмоционального напряжения и математического страха, а также на повышение мотивации к изучению предмета и формирование положительного опыта успешного решения задач.2. Роль педагога в преодолении математической тревожности учащихся. Некоторые учащиеся избегают математики и не хотят продолжать обучение по математическим образовательным программам [5]. Одной из причин этого может быть математическая тревожность – неблагоприятная эмоциональная реакция на математику или возможность ее [1], которая выражается в сильных чувствах тревожности и неловкости, связанных с математикой, а также трудностях в решении задач, которые возникают как в процессе обучения, так и в бытовых ситуациях. Математическая тревожность — это эмоциональный барьер, который затрудняет восприятие математического материала и приводит к снижению учебных достижений. Роль педагога в преодолении этого явления нельзя переоценить. Учителя, применяющие методы активного обучения и индивидуального подхода, способствуют снижению уровня тревожности у учащихся.Цели обучения математике включают образовательные, воспитательные и развивающие аспекты, синтезируя общедидактические требования и специфику предмета. Они детализированы в учебных программах через общее и конкретное описание, охватывая требования к уровню математической подготовки и дифференцирование основного и дополнительного материала, что требует от учителя точности в формулировке целей. Воспитательные и развивающие цели направлены на формирование мировоззрения, сознательного отношения к учебе и ключевых аспектов личности, а также на углубление интереса к математике через исторические и игровые элементы. Внедрение компьютерных технологий и микрокалькуляторов усиливает практическую и наглядную стороны обучения, в то время как преодоление математической тревожности требует комплексного подхода, включающего адекватные методы оценки и создание благоприятных образовательных условий.Важно создать атмосферу доверия и поддержки на уроках математики, где ошибки рассматриваются как естественная часть обучения, а не как провал. Учитель должен одобрять любые попытки решения задач, поощрять учащихся делиться своими мыслями и сомнениями, не боясь осуждения. Такой подход помогает ученикам преодолевать страх перед ошибками, чувствовать себя более уверенными в своих силах и способен существенно уменьшить математическую тревожность.Эффективным инструментом является и формирование навыков самооценки у учащихся, что позволяет им контролировать собственное эмоциональное состояние и повышать успеваемость на уроках математики. Учителя могут использовать специальные упражнения для релаксации и концентрации внимания, что также способствует снижению уровня тревожности.Разнообразие методик и постоянное обновление учебного материала делают процесс обучения более динамичным и менее предсказуемым, что помогает удерживать внимание учащихся и снижать уровень стресса.Таким образом, комплексный подход к организации уроков математики, направленный на преодоление математической тревожности, должен включать в себя чуткое отношение к эмоциональному состоянию учеников, использование различных форм и методов обучения, а также создание благоприятной образовательной среды, в которой каждый ученик может чувствовать себя комфортно и заинтересованно.3.Методы и подходы к преодолению математического страха учащихся. Современная методика преподавания математики ставит перед собой задачу разработки функциональных аспектов учебного процесса, которые будут способствовать целостному развитию личности ученика. Эта дисциплина включает в себя разработку целей, содержания, средств, форм и методов обучения математике в разнообразных учебных заведениях [4].Один из способов снижения математической тревожности – использование интерактивных методов обучения, которые вовлекают учащихся в активное взаимодействие с учебным материалом. Примерами таких методов могут служить работа в малых группах, математические игры, решение реальных жизненных задач, которые показывают практическую значимость математики. Еще один способ борьбы с математической тревожностью — индивидуальный подход к каждому ученику. Важно выявлять проблемные зоны и работать над ними с помощью дополнительных заданий и объяснений. Также полезно обучать учащихся методам релаксации и саморегуляции, которые могут помочь снизить уровень стресса перед контрольными и экзаменами.Еще одним методом борьбы с математической тревожностью является арт-терапия [2]. Одним из видов арт-терапии является рисование (раскрашивание) мандал, которое благодаря своему лечебно-медитативному характеру используется для улучшения эмоционального фона, повышения концентрации внимания, достижения спокойствия, развития эмпатических способностей. Этот метод также использовался для контроля математической тревожности [6,].Использование ролевых игр на уроках математики позволяет учащимся погрузиться в контекст реальной жизненной ситуации, где математические навыки выступают не как абстрактный предмет изучения, но как инструмент решения задач. В рамках ролевой игры каждый ученик получает определённую роль, которая требует активного использования математических знаний. Например, играя в "Математическом кафе", ученик может выступать в роли официанта, который рассчитывает стоимость заказов, или в роли покупателя, который следит за корректностью своего счёта. Такой подход помогает перевести внимание с внутренних переживаний на внешнюю деятельность, что способствует преодолению математической тревожности.Для эффективности метода важно создать поддерживающую атмосферу, где учитель должен быть скорее наставником, чем критиком. Ролевая игра, таким образом, способствует не только снижению уровня математической тревожности, но и развитию коммуникативных навыков и способности к командной работе. Польза игровых форм обучения заключается в том, что учащиеся могут экспериментировать и исследовать математические понятия без страха перед оценкой. Постепенное усложнение заданий и акцентирование на достижениях, а не на неудачах, способствует укреплению математической уверенности. Интегрирование в учебный процесс практических заданий, которые способствуют лучшему пониманию математических концепций, помогут снижению тревожности. Благодаря применению эффективной технологии совместного обучения, учебный процесс достигает высоких результатов. Ученики активно участвуют в деятельности, применяя свои знания математики на практике. Однако, наилучшим способом достижения успеха в учении является практико-ориентированный подход, который включает проведение исследований и придает математике практическое применение в повседневной жизни. Решение прикладных задач, акцентирующих внимание на реальном применении математики, является одним из методов борьбы с математической тревожностью. Когда учащиеся видят конкретный практический смысл в изучаемом материале, это повышает их интерес и уменьшает страх перед абстрактными числовыми операциями. Для этого могут быть использованы задачи на темы экономики, физики, инженерии или даже повседневной жизни.Другой эффективный подход заключается в организации групповых проектов, где учащиеся могут сотрудничать и поддерживать друг друга, разделяя ответственность и радость от общего достижения. Коллективная работа помогает уменьшить чувство изоляции и одиночества при решении сложных задач. Тем не менее, задания должны быть разнообразными по сложности, чтобы каждый ученик мог почувствовать успех на своем уровне.Математическая тревожность остается важной проблемой математического образования, помимо проблемы развития математического мышления. Формирование внутренней мотивации учебной деятельности учащихся предопределяет академическую успешность в области математики из чего следует, - методические подходы в преподавании должны быть направлены не только на передачу знаний, но и на формирование положительного отношения к математике, а также на снижение уровня тревожности у учащихся. Ключевую роль в преодолении математической тревожности и устранении математического страха среди учащихся играет комплексный подход, интеграция практических заданий в учебный процесс и атмосфера успеха.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (70) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Гончарова Д.А. ПРЕОДОЛЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ТРЕВОЖНОСТИ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ // Вестник науки №1 (70) том 3. С. 423 - 430. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12485 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12485



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.