'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (70) том 3
  4. Научная статья № 65

Просмотры  21 просмотров

Гедоло Д.С.

  


СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ *

  


Аннотация:
в статье описываются современные игровые технологии в учебном процессе начальной школы, а также педагогические подходы образования для реализации игровых технологий. Раскрываются возможности применения игровых технологий при формировании познавательного интереса младших школьников. Рассматриваются особенности игровых технологий, как эффективного средства реализации основных принципов развития детей, при котором происходит качественное изменение личности. В статье установлено, что игровые технологии тесно вязаны со всеми сферами образовательной и воспитательной деятельности, они способствуют повышению уровня педагогической деятельности, реализуя основные образовательные задачи. Благодаря проблемам, которые решаются в результате применения игровой технологии, дети приобретают новые качества, учатся управлять своим поведением, становятся более гибкими в общении.   

Ключевые слова:
игра, игровые технологии, познавательный интерес, педагогические подходы, дошкольники, младший школьник   


Игровая деятельность является универсальным средством познания детьми дошкольного и младшего школьного возраста окружающего мира, их всестороннего развития – это связано с тем, что в игре сочетается несколько задач – игровая и учебная. Игровая деятельность в начальной школе становится основной точкой пересечения целенаправленной педагогической деятельности с потребностями младшего школьника.Игра в педагогике – это в первую очередь средство воспитания, в котором педагог в качестве инструмента формирования личности воспитанника использует его свободную (игровую) деятельность в воображаемой и реальной ситуациях, направляя ее на развитие положительных качеств личности. Игры –это увлекательные занятия, и способность игр влиять на поведение человека сделала их повсеместными в различных сферах человеческой жизни [1, c. 51].Область обучения, в которой учителя реализуют педагогические подходы (личностно ориентированный, деятельностный (личностно-деятельностный), культурологический, ценностный, гуманистический, человеко-центрированный) – это одна из основных областей, которая трансформируется под влиянием игр. Поэтому сегодня, вопрос активного применения современных игровых дидактических технологий в учебном процессе современного образования не теряет свою актуальность. Востребованность данной тематики подтверждается сотнями работ многих ученых [1-6, 8].Изучением вопросов игры в сфере воспитания и образования личности занимались многие исследователи: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Г.К. Селевко, Э.Л. Деси, Р.М. Райан и многие другие. Ими были разработаны методологические основы игрового контента, игры в учебном процессе, определена ее социальная суть, выявлено положительное влияние на развитие интеллекта. Исследования, посвященные теории и опыту использования игровых технологий в учебном процессе, проводили такие учёные, как Л.С. Ферро, О.В. Орлова, С.С. Чагин, Е.В. Галанина, Е.О. Акчелов, К.В. Логинов, И.В. Гаврилова, Дж. Шелл, К. Вербах, Д. Хантер и многие другие. В условиях развития информационного общества трансформируются образовательные и подходы, в том числе способы использования игровых технологий в образовании [1, c. 51].Игровые технологии в педагогике – это не новшество и в традиционной методике преподавания, они используются давно.Т.А. Стрюкова и Н.Л. Киданова под игровыми технологиями понимают «формы взаимодействия педагогов и детей через различные виды игр (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные), но при этом, они объединены в конкретный процесс обучения. Целью игровых технологий является создание условий для полноценной мотивационной основы при обучении и развитии детей, в зависимости от их индивидуальных возможностей. Главное отличие игровой технологии от обычной игры – это четко поставленная цель обучения и соответствующие методы для ее решения» [2, c. 416].В своей работе О.А. Романова отмечает, что определение «игровые технологии» содержит довольно обширную категорию способов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр в целом, педагогическая игра обладает значимым показателем – отчетливо установленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в определенном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью [3, c. 389].По мнению Г.Ю. Тимошенко, «новые коммуникативные игровые технологии направлены на совершенствование способов взаимодействия с детьми и связаны с организацией парной, групповой, коллективной или индивидуальной работы. Например, школьники делятся на группы и отвечают группой, на вопросы, представленные на слайдах. Тем самым проходит процесс общения учеников в группе» [4, c. 6].Д. Косяков в своей работе отмечает, что «игровые технологии обучения – это заданная ситуация, в основе которой лежит социальный опыт. Поместив человека в определенные обстоятельства, получается развивать в нем новые не свойственные ему качества, и прививать контроль над своим поведением» [5]. Из рассмотренных дефиниций игровых технологий можно обобщить, что игра является отличным способом организовать деятельность человека. Это инновационный метод, помогающий сделать процесс обучения насыщенным и интересным. А совместная реализация игровых технологий и педагогических подходов к обучению, например, таких как личностно-ориентированный, деятельностный или культурологический, будет способствовать эффективной передачи информации от учителя к детям, обмену знаниями от старшего поколения к младшему. Применение игровых технологий в современном образовательном процессе активизирует деятельность ребенка, формирует познавательную активность, внимание, наблюдательность, мышление, память, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка. При игровых формах занятий на уроках создается определенные приемы и ситуации, которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности [3, c. 389].Современные образовательные организации нацелены на индивидуальный подход к каждому воспитаннику. Игра является незаменимым помощником. Игра, это многогранная деятельность, в которую входят: развивающая деятельность, социализация, самореализация, сотрудничество со взрослыми и сверстниками [6, c. 34].Следовательно, игровые технологии играют огромную роль в развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста, С.Т. Шацкий высоко оценивал значение игры, он писал: «Игра, эта жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу детства, без которой эта пора была бы бесполезна. В игре содержится здоровое ядро школы детства» [7, c. 78]В современном образовании игровые технологии применяют как:- независимую технологию,- компонент образовательной деятельности,- элемент внеклассной работы.В свою очередь игровые технологии разделяют на:1. Предметные.2. Сюжетно-ролевые.3. Имитационные.4. Игры-драматизации.5. Деловые.Основная задача педагогов – определиться с формами и методами организации педагогической деятельности, подобрать оптимальные игровые технологии в соответствии с целями образовательной программы. Современные игровые технологии, которые используются в обучающем процессе, отличаются тем, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: трудовую, учебную, внеклассную, сферу дополнительного образования.Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий: 1) ролевые игры на уроке, 2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок – соревнование, урок – конкурс, урок – путешествие, урок – КВН, квест-технология), 3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (направленные на обобщение и выделение определенных признаков, способствующие формированию у детей способности к выделению общих признаков предметов, сопоставлению, сравнению), 4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец, знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного, способствующие развитию логического мышления, быстроты реакции, фонематического слуха, критичности мышления), 5) различные виды внеклассной работы (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т. п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели [2, 3, 8].Основная задача использования игровых технологий в обучении – это влияние на эмоциональную и мотивационную сферы детей. С помощью данных инструментов, педагоги, должны развивать у детей интерес к обучению, а дети выполнять роль заинтересованных учеников [2, c. 416].Именно игры способны создавать благоприятную атмосферу в классе, в которой учащиеся и их обучение занимают центральное место [8, c. 225].Принимая во внимание значение игровых технологий, и учитывая, каково влияние игровой деятельности на интеллектуальное развитие индивида, можно говорить об игровой технологии, как о мотивационной составляющей процесса обучения, что способствует формированию навыков, умений и компетенций учащихся в зависимости от особенностей и уровня их развития [1, c. 51].Применение игровых технологий оказывает воздействие на ребенка:1) Дидактическое.2) Воспитывающее.3) Развивающее.4) Социализирующее.Очевидно, что использование игровых технологий не только создает разнообразие в учебных формах, но и обеспечивает высокую мотивацию учащихся. Игра позволяет реализовать комплексный подход в составлении заданий. Больший эффект можно получить при осуществлении командных соревнований, в которых могут быть учащиеся разной специализации, поэтому обширный набор задач позволит увеличить эффективность мероприятия [6, c. 34].Особенно важно помнить, что нельзя вводить в учебный процесс игру ради игры. Важным моментом является осознание целей метода. Педагог должен четко систематизировать процесс и понять, оправдывает ли себя метод игры в отношении к конкретной учебной теме. Стоит отслеживать и контролировать введение развлекательного аспекта, ведь преобладать должна учебно-познавательная направленность [5]. Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью [4, c. 6].Таким образом, внедрение в образовательный процессе игровых технологий является важным для обучения. Зачастую благодаря таким занятиям – с применением игровых технологий неуспевающие в обучении дети начинают проявлять интерес к учебе и начинаю лучше заниматься. Игровые технологии тесно вязаны со всеми сферами образовательной и воспитательной деятельности, они способствуют повышению уровня педагогической деятельности, реализуя основные образовательные задачи. Благодаря проблемам, которые решаются в результате применения игровой технологии, дети приобретают новые качества, учатся управлять своим поведением, становятся более гибкими в общении. Кроме того, использование игровых технологий в обучении делает процесс познания наиболее доступным и увлекательным, а усвоение знаний более качественным и прочным. Игровая технология является традиционной в сфере образования, но также она отвечает всем современным параметрам, которые способствуют развитию конкурентоспособной личности школьника. А реализация педагогических подходов в контексте использования игровых технологий в образовании поможет сформировать необходимые навыки и умения, сделать процесс познания наиболее доступным и увлекательным, а усвоение знаний более качественным и прочным.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (70) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Гедоло Д.С. СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ // Вестник науки №1 (70) том 3. С. 414 - 422. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12484 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12484



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.