'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (70) том 3
  4. Научная статья № 57

Просмотры  25 просмотров

Омаров М.Б.

  


ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕДМЕТА ВЗЯТКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ *

  


Аннотация:
в работе рассмотрены проблемы взяточничества в России. На основе анализа проблем взяточничества предпринята попытка определить предмет взятки.   

Ключевые слова:
взяточничество, предмет взятки, квалификация   


Вступление. Одной из главных проблем государственного управления в Российской Федерации традиционно является взяточничество. Однако вызывает вопрос грамотное определение предмета «взятка». На сегодняшний день, безусловно, данный вопрос не теряет своей актуальности. и продолжает вызывать бурные дискуссии как в научном сообществе, так и среди юристов-практиков.Проблема взяточничества и по сей день остается довольно актуальной по причине невозможности донести до граждан всю пагубность этого явления для экономики. Это первый фактор. Второй фактор заключается в том, что в данном преступлении, в отличии от других, оба участника стараются скрыть его. Но государство через полицию и другие правоохранительные органы плотно занимается борьбой с этого рода проблемой. Взяточничество часто встречается на государственной службе, особенно среди лиц, находящихся на более высоких должностях. Но бывает оно и в коммерческих структурах. В государственных структурах коррупция встречается чаще, потому что если с человека требуют деньги в коммерческой структура, - можно выбрать другую компанию. А госструктура обычно не оставляет выбора. Поэтому граждане крайне недолюбливают свою власть, - она не оставляет выбор. Иногда бывают случаи, что гражданин все согласен дать взятку, но ее не берет чиновник. Так как тоже боится попасть под суд.Объектом исследования являются проблема определения предмета взятки.Предмет исследования – нормы российского уголовного законодательства в сфере взяточничества и практика их применения. Цель исследования – комплексный анализ взяточничества.Объект, предмет и цель исследования обусловили необходимость решения следующих задач:– охарактеризовать опыт борьбы с коррупцией в исторических рамках и то, какие были последствия данного опыта с точки зрения современного государства,– изучить все общие вопросы квалификации взяточничества,– проанализировать спецификацию получения и дачи взятки по объективным и субъективным признакам,– рассмотреть проблема определения предмета взятки.– обозначить проблемы и тенденции борьбы со взяточничеством и коррупцией в России.Исследование в рамках работы носит комплексный характер, используются как общенаучные, так и частно-научные методы исследования: анализ и синтез, индукция и дедукция, формально-юридический метод, сравнительный, исторический. Основная часть. В последнее время мы все чаще слышим о коррупции, как об одной из самых серьезных проблем современной России. Взяточничество считается довольно сложным и распространенным явлением среди населения. Оно встречается в основном на государственную службу, реже – в коммерческих структурах. Взятка — это вид коррупционного преступления, который признается во многих странах мира [1]. Очень часто раскрыть преступление, связанное с дачей взятки, сложно, так как взятки обычно даются без свидетелей или через посредников. Из-за этого правоохранительным органам бывает очень сложно определить факт дачи взятки. Выявить правонарушителя также невозможно, если нет факта правонарушения. Надо отметить, что почти каждый третий гражданин Российской Федерации хоть раз в жизни сталкивался со взяткой. Это явление настолько устоялось и глубоко укоренилось в нашей жизни, что люди могут неосознанно пытаться подкупить кого-то, чтобы решить проблемы. В Конституции Российской Федерации тоже много говорится о равенстве людей, а взятки это равенство нарушают.Серьезность отношения государства к проблеме взяточничества подчеркивает тот момент, что по делам о судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях публикует свое мнение Верховный Суд РФ. Хотя в основном это преступление рассматривается в Уголовном Кодексе.Так как взяточничество является серьезной проблемой, требующей совместных усилий государства, граждан и общественных организаций, мы рассмотрим его особенности (рисунок 1). Их анализ необходим для создания коррупционно-неприемлемой культуры./Рисунок 1. Особенности взяточничества.Важно отметить, что то, насколько правильно определено понятие «взяточничество», указывает на возможность дальнейшего решения проблемы по снижению количества фактов взяточничества. Также, это влияет и на развитие новых механизмов по борьбе с этим явлением. В то же время, до сих пор нет единого определения взяточничества как социально-правового явления. В настоящее время в Российской Федерации действует Федеральный закон № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года [4]. Принятие этого закона является результатом сложной ситуации, связанной с ростом числа коррупционных преступлений (в процессе которых дают взятки). В рассматриваемом нормативном правовом акте закреплены условия, определяющие критерии отношения конкретного преступления к коррупции. Закон также определяет правовую основу для борьбы с коррупцией, перечисляет основные принципы борьбы с коррупцией (нами они рассмотрены на ниже). Хотя все это описано, а также есть организационная основа для борьбы с коррупцией, не все способы по борьбе с коррупцией действенны. Возможно, это связано с тем, что понятие «взятничество» не определено законом. При этом в четырех местах Уголовного кодекса есть упоминания именно взяточничества, в двух статьях: получение взятки (ст. 290 УК РФ [3]), дача взятки (ст. 291 УК РФ), посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ), мелкое взяточничество (ст. 291.2 УК РФ). Принципы борьбы со взяточничеством включают прозрачность и открытость государственных органов. Эти же принципы необходимо внедрять и в коммерческие компании. Прозрачность государственных структур предполагает открытость для общественного наблюдения. Граждане должны иметь возможность получить информацию о расходовании бюджета, о государственных закупках и финансах. Решения, которые принимаются, должны быть изложены понятным, доступным языком. Второй принцип, который важен для борьбы со взятками, - принцип законности. Считаем, что наказание за коррупцию должно строго наказываться. Причем, вне зависимости от суммы взятки и того, кто на ней попался. А для этого необходимо разработать в России эффективное и понятное законодательство, где будет прописан алгоритм привлечения взяточников к ответственности, а также, - превентивные меры, которые должны привести к исчезновению этого явления, в общем и целом. Для того, чтобы созданный Закон применялся, необходима независимость судебной системы. Хотя сегодня считается, что российская судебная система независима, обычно государственные чиновники, которые попадаются на взятке, «вдруг» оказываются уволенными задним числом. Иногда они просто уходят от ответственности. Судебная система должны действовать без вмешательства со стороны чиновников или коммерческих структур. Коммерческие структуры также могут влиять на суды, но это характерно больше для глубинки России. В больших городах обычно суды рассматривают дела о коррупции более-менее честно, и виновные почти всегда несут заслуженное наказание.Сегодня, кстати, в обнаружении и борьбе со взяточничеством играет роль гражданское общество. Созданы различные неправительственные организации по борьбе со взяточничеством, а также большую роль в этом играют активисты. СМИ, общественные группы имеют возможность сегодня не только наблюдать за процессом работы государственной машины, но и влиять на этот процесс сегодня. Выявляя, документируя факты коррупции, а затем и сообщая о них в соответствующие организации, гражданское общество борется с таким явлением, как «взяточничество», а также с его негативными проявлениями. Все эти принципы в совокупности способствуют созданию интегрированной системы, которая предотвращает коррупцию и, соответственно, дачу взяток. Принципы борьбы со взяточничеством способствуют развитию эффективной экономики.Хотя в перечисленных статьях описаны отдельные преступления, но, - сложившись вместе, - они описывают такое явления, как «взяточничество».Из уголовно-правового анализа становится ясно, что взяточничество представляет собой широкое и сложное понятие: оно включает два преступления, - получение взятки и дачу взятки. Эти два отдельных момента и определяют понятие «взяточничества» (определение взяточничества, данное УК РФ).Влияние взяточничества на экономику всегда негативно, степень влияния различается в каждом конкретном случае. Виды влияние мы рассмотрели на рисунке 2.Кроме этого, иногда бывает и ухудшение деловой репутации той или иной компании, или государственного учреждения. Государства, в которых высокий уровень взяточничества становятся неблагоприятными для бизнеса и инвесторов. Как следствие, - может произойти потеря международных партнеров. А потом возникают проблемы при заключении международных сделок.В целом, взяточничество оказывает негативное влияние на экономику. Дача взяток тормозит развитие экономических процессов, ограничивает прилив в нашу страну иностранных инвестиций. Государство понимает всю важность борьбы с коррупцией. Оно старается создать прозрачные институты взаимодействия государственных служащих с населением для повышения эффективности экономики./Рисунок 2. Влияние взяточничества на экономику.Выводы. Взяточничество — это незаконное действие, заключающееся в предложении, даче или получении денежных средств, ценностей, услуг или иных преимуществ для влияния на решения официальных (но не всегда официальных и государственных) лиц или служащих. Нужно отметить, что борьба со взяточничеством и коррупцией является одной из самых обсуждаемых тем в СМИ. Государство активно с ней борется. Однако, коррупционеры - грамотные люди, поэтому совершают преступления не потому, что не знают законов, а потому, что знают причины обхода этих законов. Есть множество причин, по которым коррупция не наказуема.Важными направлениями антикоррупционных мероприятий, дающих положительный эффект, считаются: - реальный общественный и правовой контроль за деятельностью государственных служащих, - существенное сокращение полномочий государственных служащих на законодательном уровне, - прозрачность процесса принятия решений на государственном уроне.Однако важнейшим фактором борьбы с коррупционными преступлениями является хорошо продуманный и эффективный антикоррупционный закон, в котором необходимо прописать определение «взятки».   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (70) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Омаров М.Б. ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕДМЕТА ВЗЯТКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ // Вестник науки №1 (70) том 3. С. 359 - 368. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12476 (дата обращения: 18.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12476



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.