'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (70) том 3
  4. Научная статья № 54

Просмотры  43 просмотров

Нуриева Е.В.

  


РЕГУЛИРОВАНИЕ АЛИМЕНТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИНЫХ ПРАВОПОРЯДКАХ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ *

  


Аннотация:
в статье даётся общая характеристика алиментных обязательств, а также проводится краткий анализ регулирования алиментных обязательств в России и иных странах, на основе чего предлагаются возможные направления развития указанной области в России.   

Ключевые слова:
алименты, алиментные обязательства, регулирование алиментных обязательств, юридические факты, права детей, семья   


Конституция России [1] устанавливает фундаментальные ценности, права и обязательства государства, функции органов власти, что, в свою очередь, детализируется и обретает правовой механизм в федеральном законодательстве и подзаконных актах. Данный механизм раскрывается в следующих наиболее обширных актах: Семейный кодекс РФ (СК РФ) [2], Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс и иных.Защита семьи, прав и свобод детей и родителей, поддержание их обязанностей – одна из задач государства согласно Конституции и федеральному законодательству.Одним из механизмов защиты прав и свобод детей являются алиментные обязательства, представляющие собой обязанность установленного лица перечислять материальные выплаты (деньги) на содержание ребёнка (детей) или на содержание, а равно помощь в обеспечении жизни нетрудоспособных членов семьи [3]. СК РФ имеет описанный порядок взаимодействия ответственных лиц в части оказания материальной помощи в пользу детей или нетрудоспособных лиц. Закон напрямую устанавливает обязанность родителей поддерживать своих детей, даже если обстоятельства взаимоотношений привели к разводу и раздельному проживанию. В подобном случае предполагается, что родители ребёнка договорятся между собой о том, какие средства смогут выделять на поддержание ребёнка, заключив определённое соглашение, в противном же случае ст. 80 СК РФ предусматривает возможность взыскания средств через суд в рамках исполнительного производства.Уплата и взыскание алиментов возможно на основании юридических фактов, которым в России является факт родства или усыновления. При этом система взыскания является достаточно проработанной, предусматривающей уклонение от уплаты алиментов и даже смену обязанного к уплате лица в отдельных случаях на родственника такого лица, а также суммы, подлежащие взысканию на основе доли заработка ответственного лица.Общий подход к регулированию алиментных обязательств в России и иных странах совпадает, однако существуют различия, которые представляют собой исследовательский интерес.Так, в Германии юридическим фактом, представляющим собой основание взыскания сумм в рамках алиментных обязательств, является только факт родства, а факт усыновления для алиментов не имеет значения. Помимо того, при учёте размера сумм в пользу ребёнку рассматриваются не только доход ответственного лица, но и потребности ребёнка: покупка еды, обеспечение права на жилище, обучение, затраты на случай возможной болезни и т.д. Для расчёта не учитывается доход родителя, который взял на себя обязательство по проживанию ребёнка [4]. Стоит отметить также обязанность обеспечить ребёнку образование, в связи с чем обязанность выплат продлевается до 27 лет ребёнка в отдельных случаях.Ещё одно отличие в регулировании в сравнении с российской системой имеется в законодательстве Франции: когда определяется родитель, с которым ребёнок будет проживать, второй родитель становится обязан материально обеспечивать ребёнка, а также обязан общаться с ним. Вместе с тем, для родителей не имеется обязательства по заключению алиментного соглашения, что говорит об отсутствии возможности урегулировать формально алиментные обязательства. Схожая ситуация с небольшим отличием наблюдается и в законодательстве Венгрии: родитель, с которым будет проживать ребёнок, обязан содержать ребёнка в натуральном выражении (т.е. имеется указание на необходимость трат на поддержание ребёнка пищей, вещами), другой же родитель обязан поддерживать ребёнка финансово, но снова без заключения алиментного соглашения.Законодательство Сербии более схоже с российским, однако дополнительно к обязанности содержания общего ребёнка, рождённого независимо от заключения брака, продлевается временной период обязательной поддержки – до 26 лет (обеспечение права на обучение ребёнка), а доля алиментов на ребёнка не может быть менее 7% и более 22% от дохода обязанного лица.Стоит отметить, что регулирование алиментных обязательств в России по сравнению с регулированием в иных правопорядках можно охарактеризовать как более обеспеченное в пользу детей и(или) нетрудоспособных членов семьи. Такая «пробенефициарная» позиция встречается не во всех странах, потому как в отдельных странах регулирование недобросовестного поведения в этой части остаётся на усмотрение членов семьи с минимальным вмешательством государства (Япония, Индия). Также в отдельных странах сумма выплат завязана на МРОТ (Эстония, Италия), а не на размере дохода обязанного лица, что вновь указывает на особенный статус алиментных обязательств и их обеспечения. Схожий с Россией подход применяется в КНР, где обязанное лицо (родитель) должно выплачивать от 20% до 30% своего дохода, вместе с тем, за нарушение алиментных обязательств в КНР может назначаться даже смертная казнь как за нарушение статей о государственных налогах. Достаточной интересный «смешанный» подход наблюдается в регулировании США: для расчёта алиментов применяется усреднённая базовая сумма для удовлетворения потребностей ребёнка, а также доход каждого из родителей, после чего бремя содержания ребёнка распределяется пропорционально между родителями [5].Таким образом, в России имеется собственная система обеспечения алиментных обязательств, которую можно охарактеризовать как «пробенефициарную» - то есть, в фокусе внимания такой системы стоит прежде всего ребёнок или нетрудоспособный член семьи и их права и свободы, о чём также говорит дополнительная (в сравнении с иными правопорядками) база юридических фактов (не только родство, но и усыновление). Подобная ситуация объясняется тем, что государство определило родителей и членов семьи обязанными за содержание детей и(или) нетрудоспособных членов семьи лицами. Представляется, что защищаемые законом лица обеспечены в достаточной степени, особенно – сравнительно с регулированием в иных странах, где для расчёта суммы применяется МРОТ, а не доля от дохода обязанного лица. Вместе с тем, интересным направлением развития существующей в России системы является рассмотрение возможности обеспечения образования своих детей, которая сейчас находится на усмотрении самих родителей. Обязанность обеспечения ребёнка до 26 лет в Сербии и до 27 лет в Германии направлена на формирование образованных граждан страны, что является качественным подходом развития страны. Вместе с тем, подобная мера может привести к перегрузке родителей обязательствами.Также интерес представляет подход, принятый в регулировании США, где помощь ребёнку распределяется пропорционально между родителями на основе усреднённой суммы обеспечения для ребёнка.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (70) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Нуриева Е.В. РЕГУЛИРОВАНИЕ АЛИМЕНТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИНЫХ ПРАВОПОРЯДКАХ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ // Вестник науки №1 (70) том 3. С. 336 - 340. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12473 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12473



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.