'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (70) том 3
  4. Научная статья № 53

Просмотры  35 просмотров

Насонов А.Д., Боков Ю.А.

  


КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕДУРЫ БАНКРОТСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ *

  


Аннотация:
в данной статье исследуется связь между конституционным правом Российской Федерации, особенно его основополагающими принципами, и законодательством о банкротстве.   

Ключевые слова:
банкротство, банкротные процедуры, закон о банкротстве, Конституция РФ, конституционализм, конституционное право, конституционные решения   


В Российской Федерации процедура банкротства может быть проведена как в отношении юридических лиц, так и физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей (ИП) и граждан без статуса ИП. Важно отметить, что изначально Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ, принятый 26.10.2002 г., не предусматривал возможность банкротства физических лиц без статуса ИП. Однако, в 2015 году были внесены изменения в этот закон, которые позволили проводить процедуру банкротства в отношении граждан. Эти изменения расширили возможности физических лиц по решению своих финансовых проблем через процедуру банкротства.Внесение изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ, позволяющих проводить процедуру банкротства в отношении граждан, было обусловлено несколькими факторами. Во-первых, уже долгое время накапливался запрос от граждан на возможность решения своих финансовых проблем через процедуру банкротства. Во-вторых, в 2014-2015 годах экономика России столкнулась с серьезными кризисными тенденциями, которые стали первыми с 2008 года. Эти изменения в законе расширили возможности граждан по решению своих финансовых проблем и помогли справиться с негативными последствиями экономического кризиса.Согласно Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ, в отношении граждан могут быть проведены процедура реструктуризации долгов и процедура реализации имущества (данным процедурам посвящен § 1.1. Главы 10 Закона о банкротстве). Процедура реструктуризации долгов вводится на основании определения арбитражного суда и позволяет должнику удовлетворить требования кредиторов на других условиях, чем вне рамок процедуры банкротства. В рамках этой процедуры прекращается начисление неустоек, процентов и других финансовых санкций, а также приостанавливается взыскание долгов. Это имеет финансово-реабилитационный характер и позволяет должнику продолжать свою деятельность в экономической жизни общества.Положения данного закона предусматривают возможность введения в отношении гражданина процедуры реструктуризации долгов и процедуры реализации имущества (данным процедурам посвящен § 1.1. Главы 10 Закона о банкротстве). Процедура реструктуризации долгов гражданина вводится на основании определения арбитражного суда (п. 1 ст. 213.6 Закона о банкротстве). Основная цель процедуры реструктуризации долгов гражданина заключается в том, чтобы дать возможность должнику удовлетворить требования кредиторов на более выгодных условиях, чем вне рамок процедуры банкротства. Одним из наиболее значимых последствий процедуры реструктуризации долгов гражданина является возможность удовлетворения основных обязательств, вытекающих из требований кредиторов, на более выгодных условиях, чем вне рамок процедуры банкротства. В рамках этой процедуры прекращается начисление неустоек, процентов и других финансовых санкций, а также приостанавливается взыскание долгов (ст. 213.11 Закона о Банкротстве). Главная цель процедуры реструктуризации долгов гражданина заключается в том, чтобы дать возможность должнику удовлетворить требования кредиторов на более выгодных условиях, чем вне рамок процедуры банкротства. Это имеет финансово-реабилитационный характер и позволяет должнику продолжать свою деятельность в экономической жизни общества [1]. Помимо процедуры реструктуризации долгов, гражданин также может пройти процедуру реализации имущества. Цель этой процедуры заключается в удовлетворении требований кредиторов путем продажи имущества должника. Эта процедура вводится на основании решения суда (п. 1 ст. 213.24 Закона о банкротстве). В рамках процедуры реализации имущества гражданина, арбитражный управляющий обязан выявить все имущество должника, которое приобретает статус конкурсной массы. Затем это имущество должно быть продано, а полученные средства распределены между кредиторами в соответствии с их очередностью. Это делается в целях удовлетворения требований кредиторов.Конституция Российской Федерации является основным законом страны, который определяет права и свободы граждан, а также основы конституционного строя. В то же время, Закон о банкротстве № 127-ФЗ является федеральным законом, регулирующим процедуры банкротства юридических и физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей и граждан. Хотя Конституция РФ не прямо упоминает о банкротстве, ее положения о защите прав и свобод граждан, а также о равенстве всех перед законом, применяются и в отношении процедур банкротства, предусмотренных Законом о банкротстве. Таким образом, Конституция РФ и Закон о банкротстве взаимосвязаны и должны применяться совместно при рассмотрении вопросов о банкротстве.Также важную роль играет и Конституционный Суд РФ в создании "живой" конституции, которая включает в себя не только законы и правоприменительную практику, отражающую направление развития современного российского права, но и принятые судебные решения. Конституционный Суд Российской Федерации обладает полномочиями по проверке соответствия действующего законодательства Конституции. За время своей деятельности Конституционный Суд РФ вынес более 10 постановлений, толкующих положения российской Конституции, которые могут рассматриваться как новые интерпретации основного закона. Это свидетельствует о способности Конституционного Суда РФ решать широкий круг вопросов, которые не затрагивают основы конституционного строя. Решения Конституционного Суда имеют важное значение для обеспечения соблюдения конституционных принципов в законодательстве и практике применения законов. [2].Для начала, при рассмотрении связи между Конституцией Российской Федерации и Законом о банкротстве, необходимо обратиться к положениям основ конституционного строя, которые заложены в главе первой, в частности, статьям 2 и 7 Конституции РФ. В статье 2 провозглашается и устанавливается, что высшей правовой ценностью является человек и его права. Исходя из этой идеи антропоцентризма, человек рассматривается аксиологически именно в индивидуальном плане как свободная личность, а не в связке с какими-то структурами, определяющими его идентичность. Логически, в рамках аксиологии общественных связей, развивает положение ст. 2, ст. 7 Конституция Российской Федерации устанавливает социальное государство, что означает гарантию достойной жизни человека. Важным аспектом является часть 2 статьи, которая определяет минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Кроме того, ст. 25 Конституции РФ устанавливает неприкосновенность жилища. В итоге, данные положения, имеющие социально ориентированный характер, нашли свое отражение в нормах Закона о Банкротстве и Гражданском процессуальном кодексе (далее – ГПК) РФ. В пункте 3 статьи 213.25 Закона о банкротстве содержится ссылка на статью 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При рассмотрении этой статьи в контексте Закона о банкротстве можно сделать вывод, что имущество, указанное в статье, должно быть исключено из конкурсной массы. Сюда входят единственное жилье, прожиточный минимум, предметы домашнего обихода, личные вещи и другое [3]. Государство обеспечивает соблюдение прав человека, которые связаны с его основными потребностями, но при этом стремится сохранить баланс интересов между должником и кредиторами. Вторым важным аспектом является то, что государство не заинтересовано в возникновении "финансового рабства". Это проявляется в процессе долгового закабаления и непосредственно связано с принципом свободы гражданина.Также вопрос о реализация права на единственное пригодное для проживания помещение в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан, который является гарантией конституционного права на жилище. В своей статье Колтырин В.И. делает вывод «о гуманизме отечественного законодателя в отношении граждан-должников и учете наиболее актуальных мировых тенденций сохранения права на единственное пригодное для проживания жилище» [4]В то же время, важно учитывать статью 8 Конституции РФ, которая гарантирует защиту различных форм собственности. Исходя из этого, в случае банкротства должника и кредитора занимают противоположные позиции: кредитор требует возврата долга, а должник стремится сохранить свое имущество, необходимое для обеспечения базовых потребностей[5]. Эта правовая конструкция свидетельствует о развитии принципов римского права, которые лежат в основе нашей публичной и частной правовой системы и касаются должника. Если в Древнем Риме [6] священность собственности и нерушимость обязательств были столь важны, что должник мог быть продан в рабство или убит на Римском Форуме [7], то сейчас, благодаря развитию либеральных конституционных принципов, международного права и принципов гуманизма, характерных для современной западной цивилизации, право сохранило основные римские принципы и идеи, переосмыслило процесс банкротства и привело его в соответствие с прогрессивными идеями отечественного конституционализма.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (70) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Насонов А.Д., Боков Ю.А. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕДУРЫ БАНКРОТСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ // Вестник науки №1 (70) том 3. С. 329 - 335. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12472 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12472



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.