'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (70) том 3
  4. Научная статья № 43

Просмотры  25 просмотров

Кобзарев Л.И.

  


СПЕЦИФИКА ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО РЕЖИМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается специфика политического развития демократического режима в Российской Федерации с учетом исторического опыта. Затрагивается дискуссия об отношении России к демократическому режиму и поднимается проблема построения демократического режима. Автор приходит к выводу, что текущий политический режим РФ все еще оправляется от советского прошлого, но несмотря на это имеет тенденции к развитию демократии в стране. Кроме того, автором рассматриваются векторы развития демократии в России.   

Ключевые слова:
политический режим, демократический режим, Российская Федерация, Конституция   


За прошедшие 30 лет после распада Советского Союза, Россия стала демократической страной. Демократизация СССР происходила в последнее десятилетие его жизни. Случилось это из-за множества факторов, например: проигрыш Америке в «холодной войне» Советским Союзом, расщепление стран социалистического лагеря, отмена «Варшавского договора», и многочисленные внутриполитические реформы во время «перестройки». С момента появления демократического политического режима в России, а именно принятия Конституции РФ 1993 года и последующего законодательного процесса прошел всего 30 лет. Именно поэтому наша демократия является одной из самых молодых в мире. В связи с этим, сейчас, актуальной и неоспоримой является проблема создания реальной демократии в России, в ответ на запрос современного общества. Одним из острых вопросов является то, какой политический режим действует на территории Российской Федерации. Подобная проблема зародилась из-за конфликта реальности и формальности [1]. Конституции РФ определяет Россию, как демократическое государство, однако у государственных органов и их должностных лиц имеется реальная власть. Поэтому, закономерным является то, что специфика демократического режима в Российской Федерации закрепилась в качестве одной из значимых категорий такой науки, как теория государства и права. Проблема построения демократического режима, на данный момент вызывает достаточно много споров среди обилия юристов, политологов, философов, социологов. Все это связано с тем, что наша страна находится в переходном режиме от авторитаризма к демократии, однако этот переход затянулся на долгие годы. Такое явление как демократия охватывает широкий спектр государственных и правовых институтов. Однако, с конституционно-правовой точки зрения, народ является источником власти государства [2]. Изучение специфики демократического режима в России позволяет проанализировать и выделить основные черты, выявить проблемы и постараться найти пути решения.Благодаря изучению сущности и особенностей политического режима, мы можем сказать о том, что это главное политико-правовым явление современности, поскольку именно режим отвечает за взаимодействие государственных органов, реализацию прав и свобод граждан. Политологи выделяют следующие основные виды политических режимов: демократический, авторитарный, тоталитарный. Каждый из этих режимов имеет свои особенности в социальном, политическом и экономическом смыслах, которые обусловлены историческими событиями в стране [3]. Мы считаем, что нельзя ответить конкретно на вопрос к какому типу режимов причислить Российскую Федерацию. Наша страна прошла большой путь от монархии, авторитаризма и тоталитаризма до предпосылок развитой демократии. Данный процесс непрост, поскольку требует коренных изменений не только модели управлением страной, но и изменение правосознания народа. Рассмотрим главные аспекты эволюции политического режима РФ на пути к демократии. Отметим, что демократия может быть создана лишь в соответствующих правовых условиях. Статья 1 Конституции РФ закрепляет, что наша страна – это демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Демократизм в нашем государстве находит выражение в народовластии, разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, плюрализме в политических взглядах, и приоритете прав и свобод личности. Конституция также сообщает нам о свободе слова, печати, прессы и вероисповедания, запрещая какой-либо религии быть в стране основной. Тем самым мы видим, что отечественная конституция не уступает своим западным коллегам в содержании демократических ценностей. Несмотря на то, что в 1990-х годах наша страна взяла демократический и капиталистический курс, до этого ее предшественник, Советский Союз, осуждал такую государственную модель. Тем самым Россия пришла к демократии не безболезненно, а благодаря в какой-то степени революции, произошедшей после распада СССР. Из-за того, что общество и государство не были готовы к такого рода изменениям, процесс демократизации в стране протекал довольно грубо, и породил в результате необычное слияние постсоветского опыта и демократии. В этот период в России резко ухудшилось качество жизни, и вводимые тогда реформы, не позволяли демократии широко раскинуть крылья. Однако после спада в экономике, нашу страну ждал подъем в нулевые. В это время, демократическая политическая культура стремительно набирала обороты.На сегодняшний день в науке есть две позиции о политическом режиме нашей страны. Согласно первой стороне, российская демократия несовершенна и нуждается в постоянной критике, для того чтобы та направлялась в сторону либеральных ценностей. Эта позиция заложила основу для влиятельной традиции оценки российского режима в терминах «демократии с прилагательными». Другая позиция признает авторитаризм в нашей стране, однако со значительными элементами демократии, не позволяющими назвать нашу страну абсолютно-авторитарной [4]. Отметим, что обе позиции выступают за смешанный характер российского режима власти.Предпосылки авторитаризма в нашей страны обусловлены дарованием ему конституцией полномочий и возможностей разного рода. В нашей стране президент — это особая четвертая ветвь власти, независимая от трех других.Выше было сказано о смешанном состоянии политического режима России. Этот гибридный тип режима вбирает в себе ценности как демократические, так и авторитарные. В центре такого режима находится сильный и харизматичный лидер, который располагает народным доверием. Представительная власть лояльна исполнительной власти, поддерживает Президента РФ, однако наличие взглядов, идущих вразрез с основным курсом страны не возбраняется. Подводя итог, можем сказать, что текущий политический режим РФ все еще оправляется от советского прошлого, но несмотря на это имеет тенденции к развитию демократии в стране.Вектором развития демократии в России должно стать совершенствование информационной политики, поскольку именно она является отражением идеологии страны. Государственные СМИ часто оценивают ситуации с позиции государства по тем или иным вопросам. Частные СМИ более свободны в своих мыслях и высказываются без опоры на линию страны. Однако линия государства проводится через систему общественных ценностей, используемых в таких институтах. Так, в США существует интересная тенденция в произведениях последних лет, в том числе и в художественных фильмах. Среди главных героев, обязательно должны быть представители разных рас. В стране не существует такого закона, об обязательности включения подобных персонажей в сценарий. Однако национальное сознание сформировано в сторону толерантных, социальных и межэтнических ценностей.Еще одним не менее важным вектором развития является сокращение разницы в доходах богатых и бедных слоёв населения. Считается, что соотношение в доходах должно быть примерно 6 к 1. Однако в нашей стране этот разрыв существенен и выглядит как 35 к 1. Проблема кроется в отсутствии ярко выраженного среднего класса, способного сократить чудовищный разрыв в доходах. Из-за этого права и свободы простых людей нарушаются, вследствие чего те перестают получать доступ к удовлетворению базовых нужд. Эти тенденции негативно отражаются на статусе демократии как политического режима в нашей стране.Нельзя не сказать о необходимости конкретизации отдельных ветвей власти. Это является действительно важным вектором развития по той причине, что их полномочия до сих пор четко не распределены, что приводит к частым конфликтам. Полномочия всех ветвей государственной власти до сих пор не получили конкретного правового закрепления.Эта проблема ведет к стиранию принципа разделения властей, что негативно отразится на функционировании государственной системы РФ. Например, представительная власть Федерального Собрания в России сильно ограничена. Объясняется это возможностью президента издавать указы почти равные по силе законам. На практике существовало немало подзаконных актов, мешающим осуществлению законам должного правового регулирования. Поскольку реальная власть сосредоточена в руках главы государства, правительства и исполнительных органов, представительный орган в России отходит на второй план. Выражается это также в закреплённом за Президентом праве действовать от лица главы парламента и возможности оказывать прямое давление на него при принятии решений. Президент может распустить парламент и обладает правом накладывать вето на уже одобренные ранее законы. Подводя итог стоит сказать, что политическому режиму современной России свойственна переходность состояния, поскольку новая политическая парадигма еще не сформировалась, а старая не до конца забыта. Несмотря на демократические признаки, полностью таковой нашу страну мы не можем. В политическом поле России есть противоречия между формальными правовыми демократическими основаниями и реальной действительностью. В случае успеха реформ, развитию направлений изученных, нами выше, а также созданию национальной стратегии, будет возможным усиление в России демократических тенденций, а именно: развитие «здорового» и многочисленного гражданского общества, появление оппозиции, наличие действительной многопартийности, реализация принципа разделения властей, выборность органов государственной власти [5].   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (70) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Кобзарев Л.И. СПЕЦИФИКА ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО РЕЖИМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник науки №1 (70) том 3. С. 262 - 268. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12462 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12462



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.