'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (70) том 3
  4. Научная статья № 34

Просмотры  42 просмотров

Голубых Д.А.

  


ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ПО АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ *

  


Аннотация:
в статье рассмотрены проблемы антикоррупционной деятельности прокуратуры и предложены решения этих проблем путем совершенствования законодательства.   

Ключевые слова:
коррупция, прокуратура, антикоррупционная деятельность, антикоррупционная экспертиза, антикоррупционный мониторинг   


Коррупция является основным и динамично растущим сектором российской преступности, который «должен быть немедленно сведен к нулю», на что направлены антикоррупционные усилия. В России на данный момент существует острая проблема коррупции в системе государственных и местных органов власти. Эта проблема широко распространена в СМИ и является предметом публичных дебатов. Уровень коррупции варьируется в разные периоды в разных странах мира и Россия не исключение, так как данная проблема носит широкомасштабность.Противодействие коррупции является одной из приоритетных задач государственной политики. Преступления коррупционной направленности наносят российскому бюджету материальный ущерб. Кроме того, следствие этого является подрыв авторитета государственной власти. Соответственное такое положение способствует ослаблению суверенитета государства. Сегодня российское законодательство содержит не только специальный закон. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [3] определяет основные принципы борьбы с коррупцией и позиции по ее предотвращению. Кроме того, в России существует целая система реализации направлений деятельности, которая определяет основные принципы противодействия коррупции и ее проявлениям.На основании положений ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» [2] одной из вышеупомянутой системы является Прокуратура Российской Федерации, представляющая собой единую централизованную систему органов федерального уровня, осуществляющую надзор за соблюдением и исполнением законодательства, действующего на территории Российской Федерации. На современном этапе борьбы с коррупцией доминирующее положение отводится надзорному органу, как Прокуратура Российской Федерации. Органы прокуратуры осуществляют свою антикоррупционную деятельность на основании Конституции РФ, Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», Федерального закона о противодействии коррупции», иных федеральных законов и утвержденного Президентом Российской Федерации Национального плана противодействия коррупции [5]. В соответствии с поставленными задачами за органами прокуратуры закреплена деятельность на основе законодательства и в пределах ведомственных компетенций. Несмотря на важную роль органов прокуратуры по антикоррупционной направленности, в связи с целым арсеналом комплексов, разработанных по направлению антикоррупционной деятельности, большому количеству разработанных методических рекомендаций, необходимо органы прокуратуры наделить дополнительными полномочиями в части вопросов противодействия коррупции.В 2009 году принят Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ. «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» [1], одним из основных направлений которого является антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов. Основными задачами органов прокуратуры, в ходе проведения антикоррупционной экспертизы являются выявление и прогнозирование потенциальных рисков, которые связаны с применением нормативно-правовых актов в будущем. Антикоррупционная экспертиза несет в себе некоторые проблемы. Одной из существенных является ограничение перечня нормативно-правовых актов, в отношении которых может быть проведена антикоррупционная экспертиза. Целесообразным видится закрепление в законе об антикоррупционной экспертизе увеличение упомянутого перечня.К примеру, при проведении проверки доходов государственных и муниципальных служащих, перечень полномочий прокуратуры довольно сужен. Они не могут проводить проверку имущественных реестров и банковских счетов служащих, которые свидетельствуют об определенном материальном положении. Для осуществления данной деятельности, прокуратура вынуждена вступать в сотрудничество с Федеральной налоговой службой, что приводит к затягиванию процесса проверки и может повлечь сокрытие реальных доходов и имущества проверяемых служащих (путем договоров дарения, купли-продажи, перевода денежных средств на счета иных лиц, в отношении которых не производится проверка и т.д.).Данное положение дел, порождает необходимость модернизации Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» [4]. А именно, следует расширить перечень субъектов, в отношении которых может быть проведена проверка (к примеру: члены семья проверяемого государственного или муниципального служащего), а также наделении органов прокуратуры полномочиями проверки банковских счетов и имущественного реестра проверяемых субъектов [7].Следующей проблемой является реализация такого нового направления в сфере антикоррупционной деятельности как проведение антикоррупционной экспертизы органами прокуратуры.Антикоррупционная экспертиза как вид экспертизы является новым не только для экспертной деятельности Российской Федерации, но и для органов прокуратуры, которые ее проводят. В тоже время, ее роль и значение активно возрастает в последние годы.Другой проблемой является антикоррупционный мониторинг, который проводится органами прокуратуры, во-первых, редко, во-вторых, не на всей территории субъектов РФ (менее, чем в 1/3). Такая избирательность недопустима [6, с. 246-248].Изучение правовой основы антикоррупционного мониторинга позволяет прийти к следующим выводам:- Антикоррупционный мониторинг применяется органами прокуратуры не так часто, а именно менее чем в одной трети субъектах Российской Федерации, что служит подтверждением определенной избирательности применения данного инструмента антикоррупционной политики, что само по себе не допустимо,- На уровне регионов не сформирован единый подход в организации, проведении и правовом регулировании антикоррупционного мониторинга. Это обусловлено тем, что данная процедура регулируется различными по правовой силе правовыми актами.Таким образом, система антикоррупционного мониторинга нуждается в совершенствовании и модернизации. Поэтому видится создание правового акта, который будет регламентировать вопросы антикоррупционного мониторинга.Подводя итог сказанному выше, следует отметить, что основная проблема в осуществлении прокурорского надзора в сфере антикоррупционной деятельности заключается в том, что современное законодательство в сфере борьбы с коррупцией нуждается в совершенствовании, поскольку не приносит желаемого результата.На законодательном уровне внедрен заведомо не правильный подход, в отношении антикоррупционной деятельности, при котором все силы направлены на устранение последствий коррупции, без учета причин и условий, которые ее порождают. Данное положение дел ведет к тому, что антикоррупционная деятельность прокуратуры приобретает бессмысленный и неэффективный характер, поскольку первично необходимо сделать акцент на устранение условий и причин, которые способствуют возникновению коррупции.В законодательной области, следует расширить само понятие «коррупции», с учетом тех новых видов и форм данного явления. Также необходимо расширить полномочия прокуратуры в сфере антикоррупционной деятельности, с учетом изменений, внесенных в понятие «коррупции».Если же данные меры не будут реализованы, говорить об эффективности антикоррупционной деятельности прокуратуры будет сложно, поскольку она будет снижена значительным образом.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (70) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Голубых Д.А. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ПО АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Вестник науки №1 (70) том 3. С. 208 - 213. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12453 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12453



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.