'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (70) том 3
  4. Научная статья № 33

Просмотры  86 просмотров

Голованова А.Н., Петров С.В.

  


ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ВИД ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ *

  


Аннотация:
в данной статье излагаются ключевые моменты темы «прокурорского надзора» как для профессиональных юристов, обучающихся и преподавателей, так и для других заинтересованных лиц, нуждающихся в разборе основной информации. Значимые цели, которые будут подняты – что такое прокурорский надзор, его функции и роль в государстве, а также углубление в проблематику, относящаяся к вопросу о том, для чего нужна прокуратура конкретно в Российской Федерации.   

Ключевые слова:
прокуратура, прокурорский надзор, государство, Российская Федерация, генеральная прокуратура   


Введение. Прокуратура является важнейшим органом, призванным защищать права и свободы граждан, и она же играет ключевую роль в обеспечение законности, общественной безопасности и соблюдении прав и законов в стране. Прокурорский надзор является важной составляющей системы правосудия и играет ряд значимых ролей, которые будут рассмотрены далее в статье. Понятие «Прокурорского надзора». Прокурорский надзор – форма деятельности органов прокуратуры, обеспечивающая надзор за исполнением законов, прав и свобод человека и гражданина на территории РФ, т.е. выявление, устранение и предупреждение нарушений закона[1]. Далее обратимся к Федеральному закону «О Прокуратуре Российской Федерации», в котором ст. 1 ч. 1 дает определение органа Прокуратуры Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции[2]. Рассмотрев предоставленные понятия, можно сделать вывод о том, что Прокуратура Российской Федерации является органом, осуществляющим Прокурорский надзор и отделять одного от другого не стоит.В соответствии с Конституцией, прокуратура Российской Федерации является самостоятельным государственным органом, формально не входящим ни в одну из ветвей власти[3].Прокуратура как объект и субъект права. Прокуратура может быть рассмотрена как объект и субъект права с различных точек зрения. Говоря про прокуратуру как объект права, то она, с одной стороны, может рассматриваться как орган государственной власти, обладающий определенными правами и обязанностями. В этом контексте, прокуратура является субъектом публичного права, имеющим правовой статус и осуществляющим свои функции в соответствии с законодательством.С другой стороны, прокуратура также может рассматриваться как объект правовой защиты. Например, в случае возникновения споров или конфликтов, связанных с деятельностью прокуратуры, она может быть защищена в судебном порядке. Таким образом, прокуратура может быть объектом правовой защиты в рамках гражданского, административного или уголовного процесса.Кроме того, прокуратура как объект права может также рассматриваться в контексте международного права, особенно когда речь идет о взаимодействии различных стран в области правопорядка и борьбы с преступностью.Как субъект права, прокуратура имеет право предъявлять обвинения в судебном порядке, осуществлять надзор за исполнением законов и обеспечивать законность в деятельности государственных органов, организаций и граждан. Прокуратура также обладает правом участвовать в судебных процессах, защищать интересы государства и общества, а также осуществлять ряд других функций, предусмотренных законодательством.В то же время, прокуратура как субъект права также обязана действовать в рамках закона, соблюдать принципы справедливости и защиты прав человека. Она несет ответственность за свои действия перед законом и обществом.Функции прокурорского надзора. Прокурорский надзор включает в себя следующие функции:1. Контроль за соблюдением законов и прав граждан со стороны государственных органов, организаций и должностных лиц.2. Предотвращение и пресечение преступлений, нарушений законов и прав граждан.3. Защита интересов государства и общества в целом.4. Обеспечение исполнения решений судов и иных органов.Таким образом, можно сделать вывод о том, что прокурорский надзор играет важную роль в обеспечении законности и защите прав граждан, а также в поддержании стабильности и порядка в обществе.Субъекты, за которыми надзирает орган прокуратурыОдной из важных функцией прокуратуры является надзор за соблюдением и исполнением закона. Предлагаю более подробно изучить, за какими субъектами надзирает орган прокуратуры:федеральные органы исполнительной власти, законодательные и исполнительные органы Российской Федерации, органы местного самоуправления, органы военного управления и контроля, органы, осуществляющие общественный контроль за обеспечением прав осужденных, коммерческие и некоммерческие организации,органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, дознания, следствия,учреждения, исполняющие уголовное наказание,судебные приставы,суды (Участвует в рассмотрении дел судами, выносит представление на судебные решения, противоречащие закону.)В Российской Федерации органы прокуратуры включают в себя следующие уровни[3]:1. Генеральная прокуратура Российской Федерации. Это высший орган прокуратуры, который осуществляет надзор за соблюдением законов и обеспечивает единообразное применение законодательства в деятельности всех органов прокуратуры.2. Прокуратуры субъектов Российской Федерации. Каждый субъект федерации имеет свою прокуратуру, которая осуществляет надзор за соблюдением законов на территории данного субъекта.3. Местные прокуратуры. Они располагаются в городах, районах и других административных единицах и осуществляют контроль за соблюдением законов на местном уровне.Правовой статус прокуратуры. Конституционно-правовой статус прокуратуры можно определить как закрепленное в конституционном законодательстве правовое положение этого органа, включающее в себя систему правоотношений с другими государственными органами и иными субъектами, ее социальное назначение, принципы организации и деятельности и компетенцию[4].В общем случае, правовой статус прокуратуры включает в себя следующие основные аспекты:1. Функции и полномочия: Законодательством устанавливаются функции и полномочия прокуратуры, включая возможность предъявления обвинений, осуществление надзора за исполнением законов, участие в судебных процессах, защиту интересов государства и общества, а также другие функции, направленные на обеспечение законности.2. Ответственность: Прокуратура как орган государственной власти несет ответственность за свои действия перед законом и обществом. Это включает в себя соблюдение законности при осуществлении своих функций и защиту прав человека.3. Независимость: Во многих странах прокуратура имеет определенную степень независимости от других органов власти, что позволяет ей более эффективно выполнять свои функции по обеспечению законности.4. Организационная структура: Законодательством также определяется организационная структура прокуратуры, включая порядок ее формирования, компетенцию различных подразделений.Таким образом, прокуратура имеет значительное положение в системе правоохранительных органов и играет важную роль в обеспечении законности и защите интересов граждан.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (70) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Голованова А.Н., Петров С.В. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ВИД ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Вестник науки №1 (70) том 3. С. 202 - 207. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12452 (дата обращения: 18.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12452



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.