'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (70) том 3
  4. Научная статья № 31

Просмотры  28 просмотров

Буряк О.Б.

  


ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ПРАВА В СОВРЕМЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ *

  


Аннотация:
рассмотрены наиболее актуальные проблемы, которые существуют в семейном праве, представлен анализ судебной практики в области охраны семьи, представлены направления совершенствования семейного законодательства Российской Федерации.   

Ключевые слова:
брак, брачно-семейные отношения, проблемы правового-регулирования, нормативное регулирование брачных отношений   


В настоящее время Российское государство имеет разветвленную систему законодательства, направленного на охрану институтов семьи, материнства, отцовства и детства. При этом, несмотря на это, до сих пор существуют серьезные пробелы, осложняющие практику охраны данных институтов. Например, одним из проблематичных вопросов сегодня является законодательное регулирование социальной защиты многодетных семей [1]. Число многодетных семей в России выросло за последние годы более чем на 10%. На 11% больше стало и детей, воспитывающихся в многодетных семьях. Так, на 1 января 2021 года в России насчитывалось 1,99 млн. многодетных семей. По сравнению с 2020 годом их число увеличилось на 6,1%.Стоит отметить, что острота существующих сегодня проблем российских семей вызывает тревогу. Больно ударяют по семье демографический кризис, сопровождающийся депопуляцией, ростом смертности, падением рождаемости, постарением населения, снижением продолжительности жизни, ухудшением здоровья людей, инвалидизацией, продолжающееся падение уровня жизни большинства населения России, рост безработицы, алкоголизма, наркомании, преступности, неуверенность в завтрашнем дне [2]. Преодоление сложившихся в обществе негативных тенденций потребовало от государства новых подходов к решению многочисленных проблем социально-семейных отношений. Результатом целенаправленных усилий правительства стало появление семейной политики, нацеленной непосредственно на изменение и сохранение уровня жизни семей, повышения благосостояния и улучшения их социального самочувствия. Все семейные правоотношения регулируются Семейным кодексом Российской Федерации и четко регулируются иным действующим законодательством [3]. Необходимо выделить проблему отсутствия в настоящее время в законодательстве понятия «семья» [6]. На наш взгляд, отсутствие данного термина в Семейном кодексе Российской Федерации является не допустимым, так как большинство вопросов касается именно семьи. Предложение по введения понятия «семья- обособленная ячейка общества, участники которой связаны кровным родством или добровольным согласием на получение подобного статуса». Следует заметить, что также государство не устанавливает конкретного понятия термину «член семьи». Хотелось бы предложить формулировку, которую необходимо закрепить на государственном уровне «член семьи - каждый, кто находится в юридическом или кровном родстве».Вместе с тем, особую обеспокоенность вызывают те негативные тенденции, которые имеют место в области усыновления российских детей иностранными гражданами, и отсутствие надлежащего государственного контроля за процессом усыновления в России. В настоящее время отсутствие такого контроля (как на уровне законодательной, так и исполнительной власти) привело к тому, что гуманный по своей сути процесс усыновления превращается в рынок [5] торговли детьми. Дети-сироты, которые нуждаются в особой заботе государства, становятся выгодным товаром, предметом различных бартерных сделок, принося чиновникам различных уровней реальные и немалые деньги. Развитию этих негативных тенденций в немалой степени способствует продолжающаяся, но незаконная в настоящее время, деятельность по подбору детей для усыновления непосредственно в различных детских интернатных учреждениях представителей более 50 иностранных агентств, которые фактически поделили всю Россию на сферы своего влияния. В Семейном Кодекс [1] включена глава о приемной семье — принципиально новой форме устройства на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей.Вместе с тем, нельзя не отметить и некоторое снижение гарантий защиты прав несовершеннолетних в отдельных положениях нового Семейного Кодекса. Это касается вопросов о брачном возрасте и о размере алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей в судебном порядке. Отметим, что Ст. 13 Кодекса [1] допускает возможность снижения законами субъектов Российской Федерации брачного возраста ниже 16 лет без установления каких-либо нижних пределов, что не согласуется с Уголовным Кодексом РСФСР. Вместе с тем, в ст. 81 Семейного Кодекса при сохранении прежнего размера алиментов в долях по отношению к доходам родителя — на одного ребенка 1/4 и т.д., допускается безграничное уменьшение этих долей по усмотрению суда "с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств".Еще одним важным актом в области семейного права является утвержденное Правительством Положение о порядке передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации [3], на усыновление гражданам Российской Федерации и иностранным гражданам. Этим актом упорядочен процесс усыновления и предусмотрены необходимые гарантии соблюдения и охраны прав и интересов детей, передаваемых на усыновление, а также приоритетное право на усыновление российских детей гражданами Российской Федерации. Такой подход полностью соответствует положениям ст. 21 Конвенции ООН о правах ребенка.Государству, гражданам и их объединениям, нужно сделать всё, чтобы обеспечить поддержку семьи. Только при поддержке государства семья [4] сможет уверенно смотреть в будущее, без учета интересов семьи никогда не сможет реализоваться государственная политика, направленная на возрождение России.Для решения вышеуказанных проблем предлагаем принятие следующих мер: - в СК РФ следует закрепить понятие «многодетная семья», а именно ст. 81 СК РФ дополнить примечанием и изложить в следующей редакции:- «1. При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребенка - одной четверти, на двух детей - одной трети, на трех и более детей - половины заработка и (или) иного дохода родителей.Отметим ,что примечанием является семья, в которой родились и (или) воспитываются трое и более детей, включая усыновленных, а также пасынков и падчериц, признается многодетной до достижения младшим из них возраста 18 лет, а обучающимся в образовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программы, - 23 лет.В составе многодетной семьи не учитываются дети, находящиеся на полном государственном обеспечении, и дети, в отношении которых родители лишены родительских прав или ограничены в родительских правах.- 2. Размер этих долей может быть уменьшен или увеличен судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств».Таким, образом, можно предположить, что предложенные нами пути решения совершенствования законодательства в сфере защиты прав многодетных семей в случае их успешной реализации на государственном уровне будут способствовать существенному улучшению демографической ситуации в России. На основании вышесказанного следует сделать вывод, что семейные правоотношения обладают большим количеством проблем. Наблюдается путаница в схожих понятиях, например, «родственники» и «члены семьи», или наоборот их отсутствие. Так же необходимо урегулировать права и обязанности категории «другие родственники». Необходимо в полной мере разработать правовое положение ребенка.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (70) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Буряк О.Б. ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ПРАВА В СОВРЕМЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ // Вестник науки №1 (70) том 3. С. 192 - 196. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12450 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12450



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.