'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (70) том 3
  4. Научная статья № 15

Просмотры  43 просмотров

Махмудлу Т.И.

  


МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТРАНАХ ЕВРОСОЮЗА И ЯПОНИИ *

  


Аннотация:
инновационная деятельность является основой независимого развития каждой страны. В современном мире инновационный опыт в международной сфере, сотрудничество и обмен опытом между компаниями и странами становятся еще более важными. Международный опыт инновационной деятельности обеспечивает объединение разных стран и специалистов, создание и развитие новых идей. В статье рассказывается об опыте инновационной деятельности в США, странах Евросоюза и Японии.   

Ключевые слова:
инновации, инновационный потенциал, инновационная деятельность, конкуренция, конкурентоспособность   


Инновационная деятельность является основой независимого развития для каждой страны. В современном мире международный опыт в области инноваций, сотрудничество и обмен опытом между компаниями и странами становятся все более важными. Международный опыт инновационной деятельности обеспечивает объединение различных стран и специалистов, создание и развитие новых идей. Статья рассказывает об опыте инновационной деятельности в США, странах Европейского союза, Великобритании и Японии.Широкомасштабное и фундаментальное развитие инновационной деятельности началось в середине 20-го века и продолжается в различных направлениях. Исходным источником этой активности были США в начале 1950-х годов, с оценкой ее потенциала, созданием инфраструктуры и формированием правовой базы. Развитие было вызвано усилением конкуренции в стране, укреплением ее позиции на рынках США благодаря конкурентоспособным продуктам и услугам фирм и компаний зарубежных и развитых стран, необходимостью финансовой поддержки из федерального бюджета для результатов научно-технического прогресса и других важных вопросов. В развивающихся странах, где инновационная деятельность развивается, единственное направление и основная линия внимания становятся более четкими. Это связано с тем, что государство оказывает сильную поддержку развитию инновационной деятельности, постоянно усовершенствует механизмы создания и регулирования ее правовой базы, уделяет больше внимания модернизации инфраструктурной сети и устанавливает эффективную систему координации между частными, научными, образовательными и государственными организациями. Основным отличием является создание благоприятной и стимулирующей среды для инновационной деятельности. В развитых странах, используя инновации, новые технологии и оборудование, они обеспечивают свой собственный прогресс в соответствии с современными требованиями, укрепляют свои позиции на внутреннем и международном рынках, а также обеспечивают приспособление продукции (оказание услуг) местного частного сектора к изменяющимся требованиям рынка, повышение их конкурентоспособности. Страны, проходящие переходный период в отношениях на рынке, в первую очередь стремятся организовать инновационную деятельность в полной мере, реструктурировать экономические секторы, расширять международные экономические связи. Изучение международного опыта организации и развития инновационной деятельности необходимо для достижения этой цели, особенно примеров развитых стран.Опыт США, как одной из передовых стран в развитии инновационной деятельности, вызывает особый интерес своими положительными достижениями. С середины прошлого века большинство университетов США стали превращаться в сильные учебные заведения, научные центры и объекты научно-исследовательской деятельности. Они также успешно установили взаимодействие с бизнесом, промышленностью и управленческими органами. Соответствующие университеты получили особый правовой статус, признанный государством и основанный на законодательной базе страны. С другой стороны, они достигли успеха в привлечении материальных и духовных ресурсов (земля, люди с высоким интеллектуальным уровнем, финансовые источники и т. д.), которые являются важными для развития инновационной деятельности, путем привлечения интересов государства и частного сектора. Все эти факторы создали благоприятную среду для соответствующих университетов, которые стали не только образовательными учреждениями, но также центрами финансовых и экономических отношений, серьезными научно-исследовательскими центрами.Университеты в США, ориентированные на экономическое и социальное развитие, также получают специальные полномочия от государства в области налогового законодательства, что приводит к увеличению количества физических лиц, уплачивающих определенные налоги. Такой подход, конечно же, оказывает положительное влияние на создание дополнительных финансовых источников, направление их на эффективные инновационные, научные и исследовательские работы [1, с. 124]. Крупные университеты в США, помимо того, что являются федеральными центрами обучения, науки и исследований-инноваций, также играют важную роль в развитии региональных, местных технопарков.Структура каждого конкретного технопарка отличается в зависимости от уровня специализации, который определяется его научно-исследовательской и инновационной деятельностью. В составе технопарков есть отделы научных исследований, центры информационных технологий, информационные банки, экспериментальные производственные зоны, компании, производящие (оказывающие услуги) высокотехнологичную и инновационную продукцию, блок обслуживания, различные консультационные учреждения, учебные центры, жилищно-коммунальные и социальные отделы, библиотеки и т.д. Ядром технопарков являются бизнес-инкубаторы, ориентированные на инновационный бизнес. Бизнес-инкубаторы способны получать конкретные результаты после напряженных и длительных исследований и экспертизы. Для достижения таких результатов им оказывается помощь со стороны государства, штатов, местных органов, частного сектора, университетов. Примерами такой помощи могут быть выгодные условия аренды (площадь, оборудование), финансирование, налоговая система, информационное обеспечение, техническая поддержка и т.д. Постепенно технопарки и бизнес-инкубаторы превращаются в инновационные компании, способные работать самостоятельно с юридической и экономической точек зрения. [3, с.140]В США были приняты необходимые меры по регулированию инновационной деятельности с точки зрения права и созданию правовой базы в этой важной области. С 1980-х годов была создана правовая база, определяющая развитие научно-исследовательской работы, инновационной деятельности, финансирование и основы собственности, а также ее регулирование. В 1980 году был принят новый закон (Bay-Bale Asl), а затем были приняты другие законы ("О научно-исследовательских работах", "Кооперативные исследования" и т.д.), определяющие соответствующие направления практического развития в этой области. В то время были приняты и другие специальные правовые документы, имеющие большое значение для соответствующей деятельности. Улучшение существующей правовой базы всегда остается в центре внимания при необходимости. В США также был создан усовершенствованный механизм регулирования инновационной и научно-исследовательской деятельности (финансирование, налогообложение, лизинг, подготовка кадров и т.д.). [3, с.178].Среди стран Европейского союза Германия, Великобритания и Франция привлекают внимание своим высоким уровнем инновационной деятельности. Кроме того, эти страны занимают лидирующие позиции в мире по проведению научных исследований и развитию инновационной деятельности. Европейский союз, особенно развитые государства, выделяют от 35% до 45% своих годовых бюджетов на научные и инновационные исследования [2, с. 121]. Европейский союз уделяет особое внимание развитию инновационной деятельности и проводимым в этом направлении исследованиям. Основными направлениями инновационной политики Союза являются:- разработка и постоянное улучшение единого антимонопольного законодательства,- применение быстрой системы амортизации оборудования, технических средств и технологий,- введение налоговых механизмов, способствующих научно-техническим и инновационным исследованиям,- создание благоприятной среды для деятельности малых и средних предприятий, занимающихся научно-технической и инновационной деятельностью,- поддержка компаний, производящих новые технологии и инновационные продукты, создание прямой и выгодной финансовой системы для них,- организация и стимулирование взаимодействия университетов, научных центров и организаций с производственными предприятиями, занимающимися производством научно-технических и инновационных продуктов (услуг).Современные инновационные парки Европы владеют большими территориями, разнообразными видами деятельности и производственными помещениями. Одним из основных аспектов, который отличает европейские технопарки от американских, является стремление привлечь к себе малые и средние предприятия, ориентированные на инновации, и стимулировать их взаимодействие с территорией и предприятиями в парке. Именно такой подход облегчает развитие малых и средних предприятий, занимающихся инновационной деятельностью, и производящих соответствующую продукцию в странах Европейского союза, обеспечивая часто возможность действовать в рамках общей цели и создавая благоприятные условия для коллективного труда и более эффективной и профессиональной деятельности в рамках зоны.Первый в Великобритании научно-инновационный парк был создан в городе Хериот-Уоттос в 1966 году. Изначально здесь было разрешено проводить только научно-технические и исследовательские работы в области инноваций, и на основе результатов исследований не заниматься массовым производством 4, с.117. В основные функции парка входило разработка программ развития коммерческой деятельности (научные и инновационные) и аренда соответствующих участков (для малых и средних инновационных, консалтинговых фирм, образовательных учреждений и т. д.), предоставление инновационных услуг предприятиям и фирмам.В Германии активный процесс создания инновационной деятельности и инновационных центров широко начался с 1980-х годов. Так, в 1983 году был создан "Берлинский инновационный центр" (BIS). С 2000 года в его состав вошло около 350 инновационных и научно-исследовательских центров, которые оказывают инновационные и научные услуги около 10 000 ведущим предприятиям и компаниям, проводя специализированные исследования по заказу соответствующих учреждений и субъектов. В указанном центре трудится около 69 000 специалистов высокой квалификации, научных исследователейИнновационные центры в Германии выступают основным движущим фактором в развитии региональной экономики. Они выполняют функцию взаимодействия между учреждениями общественности, научными организациями, ассоциациями и исследовательскими бюро с предприятиями и компаниями. Так, например, "Общество Фраунгофера" признано в качестве организации с особым влиянием и специализацией в этой области. Общество представляет интересы 45 известных инновационных и научно-исследовательских центров и организаций внутри и за пределами страны. Одной из основных задач общества является обеспечение внедрения инновационных и новых продуктов, технологий в производственные предприятия и сферы экономики, помощь в создании малых и средних предприятий в сфере инноваций, содействие в улучшении правовой базы, механизмов регулирования в области инноваций и научно-технических исследований, а также активное участие в разработке их проектов.С 1998 по 2004 год в Японии были приняты (и в дальнейшем усовершенствованы) законы об исследованиях и инновациях, что привело к значительным успехам в усовершенствовании существующей технологической системы и укреплению инновационной деятельности. Благодаря этим законам Япония превратилась в одного из ведущих мировых лидеров в области развития научных и инновационных исследований, их практического применения и достижения успехов на этом поле. Соответствующие законы обеспечили более эффективное и продуктивное привлечение образовательных учреждений, университетов к созданию современных технологий, производству новых конкурентоспособных продуктов в специальных зонах и сформировали теоретические и практические направления и координацию совместной деятельности университетских научных центров и институтов в области исследований, управления и производства. Такой подход способствовал увеличению научно-инновационной деятельности компетентных, интеллектуально одаренных специалистов, ученых, студентов и рабочих, систематическому анализу и оценке рынка, прогнозированию спроса и предложения, а также постоянному вниманию к качеству и эффективности производимых технологий и инновационных продуктов.Роль региона Чукотка в развитии инновационной деятельности и инфраструктуры в Японии невероятно значительна, поэтому его часто называют "городом мозгов и знаний". В Чукотке функционируют 50 государственных исследовательских институтов, 2 университета, 30 ведущих научно-исследовательских лабораторий (в Японии таких лабораторий 98). Город также известен как центр фундаментальных исследований. Независимо от организации и учреждения, ответственного за проведение научно-исследовательских работ и инновационной деятельности в стране, для их развития созданы эффективные правовые основы, разумные регулирующие механизмы и развитая инфраструктурная система. Развитие научно-технического прогресса и инновационной деятельности стало одним из основных направлений социально-экономической политики страны.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (70) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Махмудлу Т.И. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТРАНАХ ЕВРОСОЮЗА И ЯПОНИИ // Вестник науки №1 (70) том 3. С. 88 - 95. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12434 (дата обращения: 18.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12434



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.