'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 2
  4. Научная статья № 25

Просмотры  36 просмотров

Худойбердиев Т.У.

  


АНАЛИЗ МЕТОДОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОПУСКНОЙ СПОСОБНОСТИ ПЕРЕКРЕСТКОВ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются методика определения пропускной способности регулируемых перекрестков. Приведена методика расчета пропускной способности перекрестка с учётом реальных препятствий движению транспортных средств   

Ключевые слова:
перекресток, пропускная способность, интенсивность движения, фазы регулирования   


УДК 656.13.05

Худойбердиев Т.У.

преподаватель кафедры «Инженерия транспортных средств»

Джизакский политехнический институт

(г. Джизак, Узбекистан)

 

АНАЛИЗ МЕТОДОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ПРОПУСКНОЙ СПОСОБНОСТИ ПЕРЕКРЕСТКОВ

 

Аннотация: в статье рассматриваются методика определения пропускной способности регулируемых перекрестков. Приведена методика расчета пропускной способности перекрестка с учётом реальных препятствий движению транспортных средств.

 

Ключевые слова: перекресток, пропускная способность, интенсивность движения, фазы регулирования.

 

Каждый год увеличивается количество автомобилей и с ростом их количества повышается интенсивность движения на дорогах. Это приводит к снижению скоростей движения, возникновению задержек в транспортных узлах, ухудшению условий движения, повышению загазованности и уровня шума в городской застройке, росту аварийности на улично-дорожной сети. Все это вызывает необходимость разработки эффективных мер по устранению подобных проблем [1, 2].

Важными транспортно-эксплуатационными показателями являются: интенсивность движения, пропускная и провозная способность, уровень загрузки дороги движением, скорость транспортного потока, плотность потока, себестоимость перевозки пассажиров и грузов и другие.

Важнейшим критерием, характеризующим функционирование путей сообщения, является их пропускная способность перекрестков. Под пропускной способностью принимается значение максимального количества автомобилей (максимальная интенсивность), что проезжает через сечение или участок дороги за час.

Точного определения понятия "пропускная способность" среди специалистов разных стран не имеет. Имеют место: реальная, номинальная, возможная, действительная, расчетная пропускная способность [3].

Теоретически выделить влияние каждого из факторов почти невозможно, так как перечисленные факторы влияния имеют значительные пределы колебания.

Для оценки пропускной способности двухполосных автомобильных дорог используют следующее уравнение [5, 6]

 где  – коэффициент, учитывающий влияние ширины полосы движения (при ширине полосы b = 3,75 м-=1,00);

 -коэффициент, учитывающий влияние скорости движения (при V = 80 км/ч- =1,4, при V = 50 км / ч. –=2,32);

 – коэффициент, учитывающий величину продольного уклона;

Pmax– максимальная пропускная способность ( Pmax =900 авт./час.

 на двухполосных дорогах в обоих направлениях).

В США для оценки пропускной способности используют уравнения [6]

 P = Pmax n W T  B, (2)

где Рmах – пропускная способность полосы в идеальных условиях движения, принимают 2000 авт./час.;

n-число полос движения в одном направлении;

W – коэффициент, учитывающий влияние ширины полосы движения и наличие боковых препятствий;

T-коэффициент, учитывающий количество грузовых автомобилей и продольный наклон;

B-коэффициент, учитывающий наличие автобусов в потоке автомобилей.

 

Аналогичное уравнение используют в Германии [6]

P = Pmax  U g   , (3)

где Pmax- максимальная пропускная способность полосы движения, принимают 7500 авт./час.;

S – наличие пересечений и примыканий с дорогами, имеют ширину проезжей части более 4 м, регулируемых перекрестков);

U-коэффициент, учитывающий аварийность;

g – коэффициент, учитывающий влияние продольного уклона;

- коэффициент, учитывающий влияние участков с видимостью менее чем 450 м;

 – коэффициент, учитывающий влияние ширины полосы движения.

 В Узбекистане для оценки пропускной способности перекрестка широко применяют метод [4, 5]

 или

 где Pmax- теоретическая пропускная способность;

 – коэффициенты снижения пропускной способности за счет i -го фактора среды движения.      Для городских автомобильных дорог

используют коэффициенты

 – расчетная пропускная способность одной полосы;

 – итоговый коэффициент, учитывающий дорожные условия, состав потока, число полос движения и др.

Максимальная пропускная способность Pmax устанавливается на участке при благоприятных погодно-климатических условиях и транспортном потоке, состоящем только из легковых автомобилей.

Методы определения практической пропускной способности перегонов автомобильных дорог основаны на применении коэффициентов снижения теоретической пропускной способности, которые учитывают реальные препятствия движения транспортных средств. Существующие методы определения коэффициента снижения пропускной способности, учитывающие ширину полосы, не учитывают скорости движения. Для городских условий определены коэффициенты снижения пропускной способности в зависимости от ширины проезжей части, состава транспортного потока, типа сечений и других факторов.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Ernazarov A. Efficiency of functioning of intersections with high-intensity traffic and pedestrian flows //Technical science and innovation. – 2022. – Т. 2022. – №. 1. – С. 192-197.
  2. Эрназаров А.А. Разработка алгоритма определения потока насыщения на регулируемых пересечениях // Вестник науки. 2022. №12 (57). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-algoritma-opredeleniya-potoka-nasyscheniya-na-reguliruemyh-peresecheniyah (дата обращения: 24.11.2023).
  3. Эрназаров А.А. Методика расчета количества выброса токсичных веществ в окружающую среду транспортным потоком // Вестник науки. 2022. №9 (54). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-rascheta-kolichestva-vybrosa-toksichnyh-veschestv-v-okruzhayuschuyu-sredu-transportnym-potokom (дата обращения: 24.11.2023).
  4. Эрназаров А. А. Математическая модель проезда регулируемых перекрестков //Грузовик. – 2022. – №. 5. – С. 10.
  5. Базаров Б. и др. Биометан из биогаза в качестве моторного топлива biomethane from biogas as a motor fuel biogasdan motor yonilg’isi sifatida biometan //ТРАНСПОРТ. – 2021. – С. 14.
  6. Ernazarov A. The CALCULATION OF THE AMOUNT OF EMISSIONS OF HARMFUL SUBSTANCES BY CARS AT URBAN INTERSECTIONS //Acta of Turin Polytechnic University in Tashkent. – 2022. – Т. 12. – №. 1. – С. 51-54.
  7. Эрназаров А. А. Закономерность образования задержек автотранспортных средств перед перекрестками //Транспорт: наука, техника, управление. Научный информационный сборник, (2). – 2022. – Т. 7.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 2

  


Ссылка для цитирования:

Худойбердиев Т.У. АНАЛИЗ МЕТОДОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОПУСКНОЙ СПОСОБНОСТИ ПЕРЕКРЕСТКОВ // Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 2. С. 163 - 167. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12173 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12173



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.