'
Худойбердиев Т.У.
АНАЛИЗ МЕТОДОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОПУСКНОЙ СПОСОБНОСТИ ПЕРЕКРЕСТКОВ *
Аннотация:
в статье рассматриваются методика определения пропускной способности регулируемых перекрестков. Приведена методика расчета пропускной способности перекрестка с учётом реальных препятствий движению транспортных средств
Ключевые слова:
перекресток, пропускная способность, интенсивность движения, фазы регулирования
УДК 656.13.05
Худойбердиев Т.У.
преподаватель кафедры «Инженерия транспортных средств»
Джизакский политехнический институт
(г. Джизак, Узбекистан)
АНАЛИЗ МЕТОДОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
ПРОПУСКНОЙ СПОСОБНОСТИ ПЕРЕКРЕСТКОВ
Аннотация: в статье рассматриваются методика определения пропускной способности регулируемых перекрестков. Приведена методика расчета пропускной способности перекрестка с учётом реальных препятствий движению транспортных средств.
Ключевые слова: перекресток, пропускная способность, интенсивность движения, фазы регулирования.
Каждый год увеличивается количество автомобилей и с ростом их количества повышается интенсивность движения на дорогах. Это приводит к снижению скоростей движения, возникновению задержек в транспортных узлах, ухудшению условий движения, повышению загазованности и уровня шума в городской застройке, росту аварийности на улично-дорожной сети. Все это вызывает необходимость разработки эффективных мер по устранению подобных проблем [1, 2].
Важными транспортно-эксплуатационными показателями являются: интенсивность движения, пропускная и провозная способность, уровень загрузки дороги движением, скорость транспортного потока, плотность потока, себестоимость перевозки пассажиров и грузов и другие.
Важнейшим критерием, характеризующим функционирование путей сообщения, является их пропускная способность перекрестков. Под пропускной способностью принимается значение максимального количества автомобилей (максимальная интенсивность), что проезжает через сечение или участок дороги за час.
Точного определения понятия "пропускная способность" среди специалистов разных стран не имеет. Имеют место: реальная, номинальная, возможная, действительная, расчетная пропускная способность [3].
Теоретически выделить влияние каждого из факторов почти невозможно, так как перечисленные факторы влияния имеют значительные пределы колебания.
Для оценки пропускной способности двухполосных автомобильных дорог используют следующее уравнение [5, 6]
где – коэффициент, учитывающий влияние ширины полосы движения (при ширине полосы b = 3,75 м-=1,00);
-коэффициент, учитывающий влияние скорости движения (при V = 80 км/ч- =1,4, при V = 50 км / ч. –=2,32);
– коэффициент, учитывающий величину продольного уклона;
Pmax– максимальная пропускная способность ( Pmax =900 авт./час.
на двухполосных дорогах в обоих направлениях).
В США для оценки пропускной способности используют уравнения [6]
P = Pmax n W T B, (2)
где Рmах – пропускная способность полосы в идеальных условиях движения, принимают 2000 авт./час.;
n-число полос движения в одном направлении;
W – коэффициент, учитывающий влияние ширины полосы движения и наличие боковых препятствий;
T-коэффициент, учитывающий количество грузовых автомобилей и продольный наклон;
B-коэффициент, учитывающий наличие автобусов в потоке автомобилей.
Аналогичное уравнение используют в Германии [6]
P = Pmax U g , (3)
где Pmax- максимальная пропускная способность полосы движения, принимают 7500 авт./час.;
S – наличие пересечений и примыканий с дорогами, имеют ширину проезжей части более 4 м, регулируемых перекрестков);
U-коэффициент, учитывающий аварийность;
g – коэффициент, учитывающий влияние продольного уклона;
- коэффициент, учитывающий влияние участков с видимостью менее чем 450 м;
– коэффициент, учитывающий влияние ширины полосы движения.
В Узбекистане для оценки пропускной способности перекрестка широко применяют метод [4, 5]
или
где Pmax- теоретическая пропускная способность;
– коэффициенты снижения пропускной способности за счет i -го фактора среды движения. Для городских автомобильных дорог
используют коэффициенты
– расчетная пропускная способность одной полосы;
– итоговый коэффициент, учитывающий дорожные условия, состав потока, число полос движения и др.
Максимальная пропускная способность Pmax устанавливается на участке при благоприятных погодно-климатических условиях и транспортном потоке, состоящем только из легковых автомобилей.
Методы определения практической пропускной способности перегонов автомобильных дорог основаны на применении коэффициентов снижения теоретической пропускной способности, которые учитывают реальные препятствия движения транспортных средств. Существующие методы определения коэффициента снижения пропускной способности, учитывающие ширину полосы, не учитывают скорости движения. Для городских условий определены коэффициенты снижения пропускной способности в зависимости от ширины проезжей части, состава транспортного потока, типа сечений и других факторов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 2
Ссылка для цитирования:
Худойбердиев Т.У. АНАЛИЗ МЕТОДОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОПУСКНОЙ СПОСОБНОСТИ ПЕРЕКРЕСТКОВ // Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 2. С. 163 - 167. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12173 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*