'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 2
  4. Научная статья № 23

Просмотры  41 просмотров

Едыгаров И.А.

  


ЗАДАЧИ С ТРАНСПОРТНОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИЕЙ ИЗ РАЗНЫХ КЛАССОВ СЛОЖНОСТИ *

  


Аннотация:
в работе рассмотрены хорошо известные задачи: транспортная задача и задача коммивояжёра, относящиеся к разным классам сложности, но объединённые транспортной проблематикой, точнее, имеющую ясную транспортную интерпретацию. Несмотря на то, что они хорошо известны в исследовании операции, в логистической учебной литературе их приводят редко   

Ключевые слова:
транспортная задача, задача коммивояжёра, класс сложности, задача линейного программирования, метод потенциалов   


УДК 519.6

Едыгаров И.А.

старший преподаватель кафедры прочности конструкции (ПК)

Казанский национальный исследовательский технический университет

(г. Казань, Россия)

 

ЗАДАЧИ С ТРАНСПОРТНОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИЕЙ

ИЗ РАЗНЫХ КЛАССОВ СЛОЖНОСТИ

 

Аннотация: в работе рассмотрены хорошо известные задачи: транспортная задача и задача коммивояжёра, относящиеся к разным классам сложности, но объединённые транспортной проблематикой, точнее, имеющую ясную транспортную интерпретацию. Несмотря на то, что они хорошо известны в исследовании операции, в логистической учебной литературе их приводят редко.  

 

Ключевые слова: транспортная задача, задача коммивояжёра, класс сложности, задача линейного программирования, метод потенциалов.

 

Задача Монжа — Канторовича или, просто, транспортная задача относиться к классу сложности P и не вызывает сложности по вычислительной реализации. Проблема была впервые формализована французским математиком Гаспаром Монжем в 1781 году. Прогресс в решении проблемы был достигнут в СССР математиком и экономистом Леонидом Канторовичем, который в последствии получил Нобелевскую премию.

Имеется m пунктов отправления груза и объемы отправления по каждому пункту а1, а2, а3, …, аm. Известна потребность в грузах b1, b2, …, bn по каждому из n пунктов назначения. Задана матрица стоимостей доставки единицы груза по каждому варианту cij (i= 1, 2, …, m, j = 1, 2, …, n).

Необходимо рассчитать оптимальный план перевозок, т.е. определить, сколько груза должно быть отправлено из каждого I-го пункта отправления (от поставщика) в каждый j-й пункт назначения (до потребителя).

Данные представлены в общем виде в Таблице1:

 

Таблица 1. Формулировка задачи в табличном виде.

Потребители

 

 

Поставщики

 

 

B1

 

B2

 

B3

 

B4

Запасы

(объемы

отправления)

 

А1

   c11

x11

   c12

x11

 

………….

   c1n

x11

 

a1

 

A2

   c21

x21

c22

x22

 

………….

   c2n

x2n

 

a2

 

…………

 

 

………….

 

 

 

Am

  cm1

xm1

   cm2

xm2

 

………….          

   cmn

xmn

 

am

Потребность

b1

b2

………….

bn

 

 

 

 

Транспортная задача называется закрытой, если суммарный объем отправляемых грузов

() равен суммарному объему потребности в этих грузах по пунктам назначения ():

Если такого равенства нет, т.е. потребности выше запасов и наоборот, то задачу называют открытой.

Математическая модель задачи следующая:

Все грузы из I-х пунктов должны быть отправлены, т.е. =ai,     i=1,2,…,m              

Все j-е пункты (потребители) должны быть обеспечены грузами в плановом объеме:

=bj,     j=1,2,…,n

Суммарные объемы отправления должны равняться суммарным объемам назначения:

Должно выполняться условие не отрицательности переменных xij≥0,    I=1,2,…,m,  j=1,2,…,n

Перевозки необходимо осуществлять с минимальными транспортными издержками (функция цели):

Обычно решается методом потенциалов [1], так как он использует внутреннюю структуру задачи и более оптимален чем симплексный метод например.

Алгоритм  метода потенциалов включает следующие этапы:

  1. Разработку начального опорного плана.
  2. Расчет потенциалов.
  3. Проверку плана на оптимальность.
  4. Поиск максимального звена не оптимальности (если условие п.3 не было достигнуто).
  5. Составление контура перераспределения ресурсов.
  6. Определение минимального элемента в контуре перераспределения и перераспределение ресурсов по контуру.
  7. Получение нового плана.

Списанная процедура повторяется несколько раз (итераций) пока не будет найдено оптимальное решение. Вычислительный алгоритм для каждой итерации не меняется.

В том случае, если транспортная задача является открытой, ее можно привести к закрытому виду, вводя фиктивного потребителя или поставщика, записав на него излишки и присвоив ему стоимость перевозок cij = 0.

Другая известная транспортная задача – задача бродячего торговца или задача коммивояжёра, в англоязычной литературе используется сокращение TSP (travelling salesman problem), относится к классу NP-трудных задач и является трудно вычислительной и уже при относительно небольшом числе городов. Это задача отыскания минимального гамильтонова цикла в графе (Рис. 1.):

 

При количестве городов больше Она не может быть решена даже оптимальным перебором, например динамическим программированием Беллмана, никакими теоретически мыслимыми компьютерами за реальное время.

Её можно сформулировать как задачу дискретного программирования [2] в виде модели:

 

Где  -матрица расстоянии между городами, а

Естественно, на практике приходится решать задачи, в формулировке которых присутствует вероятность или многовариантность или и то и другое [3].

В задаче, если к узлам в качестве свойства приписать некоторую вероятность рi существования этого узла (0 ≤ pi ≤ 1), а такое происходит, когда пункты назначения, т.е. узлы, дислоцируются не постоянно, модель приобретает вид:

 

А если для переезда из одного пункта в другой, существуют варианты, например, с помощью различных видов транспортных средств (автомобильный, железнодорожный или авиационный). Каждый вариант характеризуется временем переезда и стоимостными затратами, то требуется определить маршрут коммивояжера, которому соответствует минимальный максимум времени переезда из города в город, а суммарные затраты не превышают заданной величины. Такая многовариантная задача коммивояжера уже относится к классу минимаксных задач и имеет следующую модель:

 

здесь  - номер варианта переезда из i-го города в j-й, ,  - время и стоимостные затраты, связанные с переездом из i-го города в j-й, соответствующие -му варианту, C - допустимые суммарные затраты.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Кузнецов А.В., Сакович В.А., Холод Н.И. Высшая математика. Математическое программирование. Под общ. ред. А. В. Кузнецова: Учебник. 4изд., стер.- СПб.: Лань, 2013.— 352 с.: ил.— (Учебники для вузов. Специальная литература). —ISBN 978-5-8114-1056-9;
  2. А. О. Алексеев О повышении эффективности алгоритмов решения транспортной задачи по критерию времени.-Изв . АН СССР. Техн. кибернетика, 1982, №"1, с. 34-38;
  3. А. О. Алексеев «Многовариантная задача коммивояжера», Ж. вычисл. матем. и матем. физ., 25:4 (1985), 631–633, U.S.S.R. Comput. Math. Math. Phys., 25:2 (1985), 200–201 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 2

  


Ссылка для цитирования:

Едыгаров И.А. ЗАДАЧИ С ТРАНСПОРТНОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИЕЙ ИЗ РАЗНЫХ КЛАССОВ СЛОЖНОСТИ // Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 2. С. 152 - 158. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12171 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12171



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.