'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 2
  4. Научная статья № 10

Просмотры  54 просмотров

Тагирова Р.М.

  


ХУДОЖЕСТВЕННОТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ И УСЛОВИЯ ИХ РАЗВИТИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается понятие способность, художественно творческие способности личности, творческая самореализация. Также развитие творческих способностей, креативности у детей в специально созданных педагогических условиях в художественном образовании.   

Ключевые слова:
способность, одаренность, талант, креативности, художественно-творческая самореализация   


Сегодня в наше стремительно развивающее время выдвинулась потребность общества в воспитании творческих, художественно образованных, нестандартно, креативно мыслящих, продвинутых, энергичных, умеющих находить быстрое решение, высказывающие оригинальных идей, позитивных, способных быстрому реагированию, происходящим событиям людей. Сподвигшие изменения современного мира выдвигает главные проблемы в образовании – воспитание творческих людей, имеющих нестандартные мышления, которые находят собственное решение в возникшей ситуации.Исходя из этих суждений, необходимо самое главное уточнить понятие – творческие способности. В наше рекламное, яркое, вызывающие потреблению контента время, нужны креативные, уникальные люди, работающие в этой области. Обучение творчески способных, имеющих художественный вкус учащихся легче привлекать к изучению искусства, и развивать художественные навыки. Некоторые рожденные в этот мир люди, появляются задатками одаренности, которое выражают готовность к осуществлению конкретной деятельности. Это особенное изложение, обозначающее как талант человека, напутствует созидательный и творческий путь, связанность со всеми психическими явлениями (внимание, память, восприятие, мышление, речь, сознание).В начале рассмотрим понятие «способности». В отечественной науке ведущим остается определение Б. М. Теплова, который выделил основные признаки: 1) индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, 2) это только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей, 3) это те особенности, которые не сводятся к наличным знаниям, умениям, навыкам, но которые могут объяснять легкость и быстроту приобретения знаний и навыков. Отмечается, что «способности – сложное, синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются» (по С. Л. Рубинштейну). [2]Рассмотрим понятие «творческие способности», его место в структуре способностей. Общие умственные способности подразделяют на познавательные и творческие способности. В. Н. Дружинин общие способности делит на интеллект (способность решать), обучаемость (способность приобретать знания) и креативность (в других концепциях имеет другое определение) – общая творческая способность (преобразование знаний). Надо сказать, о существующих взглядах на креативность, как на составную часть (любой) одаренности, которая определяется, как высокий уровень развития каких-либо способностей. В современной литературе по психологии одаренности прослеживается тенденция, с одной стороны, к разграничению разных видов одаренности (среди них – творческая), а с другой к поискам общей ее структуры. [2].Таким образом, проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством, – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.Наиболее эффективным путем развития способностей является развитие личности ребенка, его потребностей, интересов, уровней притязаний и т.д., т.е. воздействие на целостную личность ребенка. Необходимо учитывать сензетивные периоды, благоприятствующие становлению тех или иных способностей. Большинство способностей начинают свое развитие в дошкольном возрасте.Рассматривая этот вопрос, понимаем, что совершенствование одаренности, развитие данных способностей, укрепление врожденных задатков в области творчества предполагает от правильно организованных развивающих обучений. В этой области, работали и можем увидеть исследования А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова, А.В. Занкова, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна. [3, 26 c.]Идея развития означает становление учащегося как субъекта деятельности в процессе обучения предполагает «создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития его способностей, для его самоопределения». Все новшества в образовании должны быть личностно ориентированы, т.е. основаны прежде всего на необходимости развития человека, и не одной его стороны, а на целостном развитии всех его сторон, возможностей и способностей. Личность ученика выдвигается современной педагогикой на первый план, и знания при таком подходе выступают прежде всего, как средство развития личностных качеств ума, воли, чувств, творческих способностей и потребностей. [3, 27с]Творческая самореализация - это основа человеческого опыта, безграничное путешествие по царствам воображения, которое является одновременно зеркалом и окном в тонкие измерения нашего внутреннего и внешнего миров. Художественные и творческие способности не прочны, они столь же разнообразны, как индивидуумы, которые ими обладают, и столь же разнообразны, как культуры, которые их формируют. Развитие и проявление этих способностей возникают в результате сочетания врожденного таланта, влияния окружающей среды и дисциплинированной практики.Быть творческим - значит быть творцом, тем, кто создает что-то, чего раньше не существовало, будь то картина, стихотворение, программное обеспечение или теория.Тем не менее, креативность - это не изолированное событие. Это процесс — серия этапов, которые часто повторяются и накладываются друг на друга, от первоначальной искры вдохновения до упорного труда по воплощению идеи в жизнь. Это возникает в результате танца между сознательным и подсознательным мышлением, использующим как аналитический, так и абстрактный подходы.Развитие художественных навыков обычно идет по траектории, которая начинается с необработанных всплесков потенциала в детстве, которые при правильном воспитании могут развиться в сложные ремесла, лежащие в основе карьеры профессиональных художников. Но сам по себе талант художника не делает. Воплощение истинных художественных способностей основано на неустанном стремлении к мастерству, смирении, позволяющем извлекать уроки из неудач, и упорстве в стремлении превзойти предыдущие достижения.Креативность и художественные способности не существуют в вакууме, они неразрывно связаны с их культурным контекстом и окружающей средой. Ценности, убеждения и нормы общества влияют на то, что считается творческим. Инструменты и материалы, доступные в окружающей среде, также создают основу для реализации творческого самовыражения. Это можно увидеть в использовании цифровых технологий для создания форм искусства, которые были невозможны несколько десятилетий назад, изменяя ландшафт творчества и предоставляя художникам новые способы донести свое видение.Развитие творческих способностей и художественных навыков очень хорошо, когда развивают у ребенка эти способности с раннего возраста. Поощрение любознательности, предоставление ресурсов для исследований и оценка искусства в образовании являются важными шагами в этом процессе. Творческий процесс требует баланса внутренней мотивации и внешнего поощрения. Он процветает благодаря любви к ремеслу и поддерживается сообществом, которое участвует в творческом путешествии.Анализируя происходящую ситуацию, мы понимаем, что художественные способности и талант, даются человеку на всю жизнь и можно такие задатки использовать в разных направлениях. Одаренные, способные люди всегда на высоте, данное природой такой творческий потенциал, главное не потерять и не растрачивать попусту. В формировании идеологии подрастающего поколения, нужно наставническое, педагогическое сопровождение процесса самореализации. Одной из важнейших потребностей личности, определяющих смысл жизни, является стремление реализовать свой творческий потенциал и потребность в самореализации. В наши дни происходит изменение традиционной модели образования. Проблема одаренности, проблема развития творческого мышления личности с его неповторимостью, оригинальностью и уникальностью — главные проблемы современного образования. Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих находить собственное решение, оригинальные ответы, открыто высказывать смелые идеи и гипотезы, способных в поведенческой сфере быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.При этом происходят, с одной стороны, активное проявление внутреннего мира ребенка и взаимодействие со специально построенным образовательным пространством ? с другой. Это актуализирует внутренний потенциал ребенка, раскрывает его творческие способности и позволяет определить художественно?творческую самореализацию как организованный процесс целенаправленного педагогического воздействия на ребенка с целью реализации возможностей и врожденных способностей в условиях личностно значимой творческой деятельности, чувств, своего внутреннего окружающему миру в художественной деятельности. Вместе с тем педагогическое сопровождение процесса художественно?творческой самореализации предполагает создание специальной творческой среды, сочетающейся с непрерывным художественным воспитанием, ориентированным на поэтапное обогащение творческого потенциала ребенка, развитие его способностей, а в итоге на самореализацию в конкретной деятельности.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 2

  


Ссылка для цитирования:

Тагирова Р.М. ХУДОЖЕСТВЕННОТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ И УСЛОВИЯ ИХ РАЗВИТИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ // Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 2. С. 60 - 66. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12158 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12158



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.