'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 2
  4. Научная статья № 8

Просмотры  50 просмотров

Лагода К.О.

  


РАЗВИТИЕ СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ТЕКСТА ПОДРОСТКАМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА *

  


Аннотация:
в работе рассмотрен процесс смыслового восприятия литературного текста. Обоснована необходимость развития навыков смыслового чтения. Рассмотрены сложности формирования навыков смыслового чтения у подростков с расстройствами аутистического спектра. Представлены методы преодоления данных сложностей.   

Ключевые слова:
смысловое восприятие, расстройства аутистического спектра, подростки, смысловое чтение   


Смысловое восприятие текста представляет собой процесс понимания и интерпретации информации, содержащейся в тексте, с целью извлечения его основного смысла и значения. Этот процесс включает в себя анализ структуры текста, его лексических и грамматических особенностей, а также учет контекста и фоновых знаний читателя для формирования общего понимания прочитанного.В современном мире, в котором человек окружен огромным количеством информации, в том числе текстовой, смысловое восприятие приобретает огромное значение, поскольку оно позволяет читателю получить полное преставление о содержании текста, что может быть особенно полезно в таких сферах деятельности как образование, наука, бизнес, медиа и коммуникации. Смысловое восприятие помогает читателю понять основную идею текста, а также оценить его достоверность и актуальность. Кроме того, смысловое восприятие текста может помочь читателю лучше понять контекст, в котором был создан текст, а также выделить авторскую позицию и сформулировать собственную позицию относительно нее. Все это в совокупности позволяет читателю делать более точные выводы на основе прочитанного текста.Навыки смыслового восприятия текста включают в себя умение анализировать структуру текста, определять его основные идеи и темы, выявлять ключевые слова и фразы, а также оценивать достоверность и актуальность представленной информации. Также важными навыками являются умение понимать авторскую позицию и оценивать контекст создания текста, что позволяет читателю сформировать более точное представление о прочитанном материале.Развитие данных навыков в процессе обучения представляется очень важной задачей, поскольку развитые навыки смыслового восприятия текста позволяют наиболее полно реализовать развивающий потенциал художественной литературы. Ведь чтение художественной литературы ценно тем, что оно развивает:1. Воображение и креативность: художественная литература предлагает богатый мир персонажей, сюжетов и ситуаций, которые стимулируют ваше воображение и помогают развивать творческое мышление.2. Эмпатию и понимание других людей: чтение о персонажах с разными характерами и мотивацией помогает вам лучше понять и сопереживать людям вокруг вас, улучшая социальные навыки.3. Аналитическое мышление и критическое восприятие: чтение сложных произведений стимулирует умственную активность, помогая вам анализировать и оценивать идеи, представленные в тексте, а также формировать собственное мнение.4. Словарный запас и грамотность: чтение разнообразной литературы тренирует ваш мозг распознавать и использовать различные слова и выражения, что способствует улучшению грамотности и расширению словарного запаса.5. Навыки интерпретации и оценки: чтение художественных произведений требует от вас интерпретации идей, мотивов и точек зрения автора, что помогает развивать критическое мышление и навыки оценки.6. Улучшение памяти: регулярное чтение тренирует вашу память и помогает лучше запоминать детали произведений, что может быть полезно в повседневной жизни и профессиональной деятельности.Формирование навыков смыслового восприятия текста является довольно непростым процессом даже при работе с нормотипичными детьми, а при обучении детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) затрудняется еще сильнее за счет особенностей их психического развития.Так, например, фрагментарность восприятия делает сложности для понимания и развития речи. У детей с РАС страдает техника чтения (побуквенное, чрезмерно медленное и монотонное), а также интонационное членение текста – дети часто игнорируют знаки препинания. Нарушения понимания прочитанного проявляются на уровне отдельного слова, предложения и текста. Большие затруднения вызывают задания, требующие формулирования связного ответа по прочитанному тексту.Однако при всем разнообразии трудностей чтения у детей с РАС (ведь дети с РАС представляют собой крайне разнородную группу) наиболее общими для всех них являются проблемы понимания прочитанного, а потому при организации процесса обучения детей с РАС аспект улучшения понимания смысла прочитанного выходит на первый план.Как отмечает ряд исследователей, люди с РАС, как правило не читают художественной литературы – для аутичного человека со сформированным навыком чтения более характерно чтение атласа или справочника, нежели романа или повести, однако в то же время чтение и адекватное восприятие художественной литературы играет большую роль в становлении личности подростка, развитии у него морально-нравственных качеств.В связи с чем большую значимость приобретает разработка таких способов обучения, которые бы позволили обучающимся с РАС хотя бы частично преодолеть имеющиеся у них трудности в смысловом восприятии литературного текста. Так, например, некоторые исследователи предлагают выделять больше времени на прохождение литературного произведения и проходить его в более замедленном темпе, а также вести вместе с обучающимся записи, в которых он может отмечать сюжетные линии и события, происходящие по ходу повествования.Исследование, направленное на выявление наиболее эффективных способов преодоления сложностей, возникающих при обучении подростков с РАС навыкам смыслового чтения, показало, что наилучших результатов позволяют добиться следующие методы:1. Адаптация методов представления нового материала, способов текущего контроля, а также репрезентации полученных знаний.2. Использование четкой и упорядоченной визуальной пространственно-временной структуры содержания произведения, сюжета и отношений персонажей между собой, чтобы помочь аутичному подростку понять мотивы и переживания героев.3. Проведение дополнительной работы по разъяснению содержания текста, а также используемых в нем фигур речи и средств выразительности.4. Учет имеющихся у обучающихся нарушений коммуникативных навыков при организации диалога.5. Использование видеофрагментов фильмов и спектаклей по изучаемым произведениям. С одной стороны, это может помочь аутичным обучающимся лучше понять содержание произведения, а, с другой стороны, простимулировать обсуждение произведения и заложенных в нем идей.6. Опора на реальные чувства и опыт аутичного подростка. Используя данный метод, педагог может помочь подростку с РАС понять контекст произведения, его идеи и персонажей, то есть поспособствовать более глубокому анализу и пониманию литературного текста подростком.7. Сведение к минимуму в речи педагога иронии, сарказма и излишней эмоциональности, а также использование по возможности более простых грамматических конструкций, чтобы облегчить понимание речи педагога аутичным подростком.Использование вышеперечисленных методов позволяет развивать навыки смыслового чтения у аутичных подростков, а также способствует улучшению их навыков рефлексии и оценки прочитанного. И хотя уровень развития смыслового восприятия литературных произведений у подростков с РАС все еще остается ниже, чем у нормотипичных сверстников, результаты позволяют говорить о необходимости внедрения этих методов в практику обучения аутичных подростков.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 2

  


Ссылка для цитирования:

Лагода К.О. РАЗВИТИЕ СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ТЕКСТА ПОДРОСТКАМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА // Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 2. С. 50 - 55. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12156 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12156



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.