'
Катынова Т.А.
ЭФФЕКТИВНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ СТРАТЕГИИ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В МАЛЫЙ БИЗНЕС *
Аннотация:
важными направлениями развития малого бизнеса являются повышение инвестиционной привлекательности и реализация стратегий привлечения инвестиционных потоков. В статье рассмотрены стратегии и тактики привлечения инвестиций малым бизнесом. Рассмотрены цели и типы инвестиций в зависимости от фазы реализации проекта. Отмечается, что стратегия привлечения инвестиций в малый бизнес напрямую зависит от готовности его учредителей принять инвестора в качестве одного из полноправных участников процесса менеджмента компании. Рассмотрены виды привлечения инвестиций в зависимости от того, какую позицию в отношении бизнеса займет инвестор после вложения средств. Выработаны принципы разработки стратегии для привлечения инвестиций в малый бизнес. Описаны различные источники инвестиционных средств
Ключевые слова:
инвестиции, инвестиционная стратегия, краудфандинг, бизнес-ангел, малый бизнес
DOI 10.24412/2712-8849-2023-1269-586-598
УДК 33
Катынова Т.А.
специалитет: экономист-менеджер
по специальности «Антикризисное управление»
ИП Катынова Толунай.
Основатель платформы Aimost
(г. Москва, Россия)
ЭФФЕКТИВНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ СТРАТЕГИИ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ
ИНВЕСТИЦИЙ В МАЛЫЙ БИЗНЕС
Аннотация: важными направлениями развития малого бизнеса являются повышение инвестиционной привлекательности и реализация стратегий привлечения инвестиционных потоков. В статье рассмотрены стратегии и тактики привлечения инвестиций малым бизнесом. Рассмотрены цели и типы инвестиций в зависимости от фазы реализации проекта. Отмечается, что стратегия привлечения инвестиций в малый бизнес напрямую зависит от готовности его учредителей принять инвестора в качестве одного из полноправных участников процесса менеджмента компании. Рассмотрены виды привлечения инвестиций в зависимости от того, какую позицию в отношении бизнеса займет инвестор после вложения средств. Выработаны принципы разработки стратегии для привлечения инвестиций в малый бизнес. Описаны различные источники инвестиционных средств.
Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная стратегия, краудфандинг, бизнес-ангел, малый бизнес.
Малые предприятия в любой стране мира выступают важнейшим фактором развития социально-экономической системы. Особую роль небольшие предприятия играют в макроэкономической динамике стран с развивающейся экономикой или стран, находящихся на этапе перехода к рыночной экономической модели. Функционирование малых предприятий обеспечивает формирование среднего класса населения – базиса экономической и общественно-политической стабильности общества [6, c. 2].
При этом малый бизнес больше всего подвержен негативному влиянию экономических кризисов, является наименее стабильным и характеризуется самыми низкими параметрами «выживаемости» в сопоставлении со средними и крупными предприятиями. В данной связи особенно актуальными нам представляются вопросы поддержки функционирования, стимулирования и развития малого бизнеса. Можно сказать, что современная наука накопила множество сведений о повышении результативности деятельности малых предприятий, но далеко не все передовые разработки используются отечественными предпринимателями [10, c. 264].
Особенно важным направлением развития малого бизнеса выступает повышение инвестиционной привлекательности и реализация стратегий привлечения инвестиционных потоков. На современном этапе управление инвестиционной привлекательностью субъектов малого предпринимательства обретает особую важность, что обусловлено текущими реалиями развития российской экономики – негативными последствиями экономических и политических санкций, разрывом производственных и сбытовых цепочек, сокращением числа доступных финансовых инструментов. В России наблюдается ощутимый отток финансового капитала и прекращение поступлений прямых и портфельных иностранных инвестиций [1, с. 68]. Инвестиционный климат национальной экономической системы ухудшился, и бизнес все чаще сталкивается с проблемами отсутствия финансов для развития новых направлений деятельности, масштабирования или, по крайней мере, поддержания прежнего уровня деловой активности.
С одной стороны, небольшие фирмы в текущих условиях существенно ограничены в ресурсах и возможностях выхода на новые рынки. С другой – именно сейчас малый бизнес может воспользоваться преимуществом освобождения многих ниш в структуре российского рынка [9, с. 501]. В любом случае, вне зависимости от точки зрения, неоспоримым остается тот факт, что успешность функционирования малого бизнеса напрямую обусловлена интенсивностью поступающих в его распоряжение финансовых потоков.
Рассмотрим ключевые стратегии привлечения инвестиций малым бизнесом в нашей стране, а также источники инвестиций и специфику процесса повышения инвестиционной привлекательности.
Следует учитывать, что большинство инвестиций привлекаются малым бизнесом в проектной форме (т. е. деньги нужны под реализацию конкретного проекта). Проектный режим работы одинаково выгоден как для предпринимателей, находящихся в поиске инвесторов, так и для инвесторов. Так, проект предполагает детальное описание структуры будущего бизнеса или направления, план продвижения бизнеса, поэтапную схему внедрения результатов проекта в реальную экономическую среду [9, c. 502].
Способы (стратегии и тактики) привлечения инвестиций, объем инвестиций и приоритетные источники инвестируемых средств напрямую обусловлены фазой реализация проекта (Рисунок 1):
Рисунок 1. Процесс инвестирования в малый бизнес
с позиции фазы реализации проекта.
Примечание: источник – собственная разработка.
Стратегия привлечения инвестиций в малый бизнес напрямую зависит от готовности его учредителей принять инвестора в качестве одного из полноправных участников процесса менеджмента компании. В зависимости от того, какую позицию в отношении бизнеса займет инвестор после вложения, можно выделить следующие виды привлечения инвестиций (Таблица 1):
Таблица 1. Виды привлечения инвестиций – классификация по критерию прав инвестора.
Примечание: источник – собственная разработка по данным [2], [5], [7]
Вид привлечения инвестиций |
Специфика инвестирования |
Долговое инвестирование |
Привлечение небанковского займа малым бизнесом. Сумма возврата инвестированных средств зависит от договоренности между владельцем бизнеса и инвестором. Займ может быть взят под процент, аналогичный или близкий к целевой ставке в банковских организациях – такие займы выдаются под проекты на стадии роста или зрелости (см. Рис. 1), либо для бизнеса, основатели которого имеют обширный опыт работы в отрасли. Ставка может быть выше банковской – такие займы выдаются бизнесменам, чьи проекты находятся на стадии посева или расширения (Рис.1), либо чей бизнес классифицируется как высокорисковый. Займ может быть выдан безвозмездно или без процентов – в ситуации, когда источниками инвестиций выступают лены семьи, родственники, супруги, знакомые и т. п. |
Долевое инвестирование |
Инвестиции привлекаются при условии передачи доли в компании инвестору. Объем доли и иные условия займа определяются индивидуально. Инвестор, к примеру, может получить установленное количество ценных бумаг, войти в состав акционеров общества, в совет директоров и т. п. По мере роста потенциала бизнеса сокращается объем доли в компании, которую выделяют для инвестора. |
Гибридное инвестирование |
Смешанный формат, предполагающий сочетание двух вышеописанных способов инвестирования. Изначально инвестор передает финансовые средства в форме займа, но если бизнес не может вернуть этот займ и причитающиеся инвестору проценты, инвестор может автоматически получить долю в компании (вплоть до 100% – полного владения компанией). |
Стратегия привлечения инвестиций малым бизнесом должна выстраиваться исходя из того, какой тип инвестирования будет избран. В научной литературе и в бизнес-среде распространено мнение о том, что тип инвестирования зависит от субъективной оценки перспектив бизнеса самим владельцем – если владелец уверен, что бизнес обладает потенциалом для стремительного роста, он предпочтен выбрать вариант инвестирования без передачи доли компании инвестору – в противном случае инвестор может существенно обогатиться за счет того, что капитализация его доли в компании многократно вырастет и покроет объем вложенных средств в 10, 100 или даже в 1000 раз.
Стратегия привлечения инвестиций в малый бизнес – вне зависимости от фазы проекта (Рис. 1), необходимой суммы, источника инвестиций (Таблица 3 ниже по тексту) и условий инвестирования (Таблица 1) должна исходить из следующих универсальных принципов – принципов повышения инвестиционной привлекательности компании (Таблица 2):
Таблица 2. Принципы разработки стратегии для привлечения инвестиций в малый бизнес.
Примечание: источник – собственная разработка по данным [9, с. 505]
Принцип |
Описание |
Принцип коммерциализации |
Малый бизнес должен быть представлен инвесторам, главным образом, как способ получения прибыли. Получение дохода от вложенных средств – ключевой мотив инвестиционной деятельности (за исключением некоммерческих проектов). |
Принцип прикладной системности |
Малый бизнес должен быть представлен инвесторам в качестве системы, обладающей (1) внутренними компонентами, (2) взаимосвязями с компонентами внешней среды, следует раскрывать не только цели, ключевую идею, концепцию и миссию (все они выражаются в абстрактных терминах), но и конкретный инструментарий, методы работы, характеристики персонала и прочие конкретные элементы, объединенные в единую бизнес-систему. |
Принцип баланса между объективным и субъективным |
Стратегия привлечения инвестиций для малого бизнеса должна опираться как на субъективные, качественные сведения, так и на цифры, объективные показатели и тренды. Акцент на качественных показателях и словесных/иллюстративных описаниях создаст впечатление отсутствия серьезного базиса под концепцией бизнеса и бизнес-компетенций его владельцев. Упор на сухие количественные данные не способен вдохновить, заинтересовать инвестора, выделить проект среди других. Следовательно, требуется найти оптимальный баланс между субъективностью и объективностью в позиционировании бизнеса. |
Принцип максимизации конкурентных преимуществ |
Стратегия привлечения инвестиций подразумевает опору на конкурентные преимущества бизнеса перед аналогичными. |
Принцип учета рисков |
«Слабые» стороны (риски, негативные тенденции и проч.) бизнеса не следует прятать при взаимодействии с потенциальными инвесторами – напротив, их следует четко обозначить. Речь идет о выгодной репрезентации «слабых» сторон проекта, а также о концентрации внимания инвестора не на проблемах, а на проработанных механизмах их устранения в случае наступления. |
Принцип акцента на брендинге и позиционировании |
Позиционирование малого бизнеса и реализация широкой коммуникационной кампании является одним из ключевых факторов привлечения инвесторов. |
Принцип многоканальной коммуникации |
Стратегия привлечения инвестиций должна сообщаться во внешнюю среду посредством множества коммуникативных каналов – в социальных сетях, через личное общение, в контексте рекламной и маркетинговой коммуникации, в публикациях СМИ, на отраслевых мероприятиях (конференциях, семинарах, нетворкингах и проч.). Имеет смысл, кроме того, запуск нескольких параллельных механизмов привлечения инвестиционного капитала: пожертвования, участие в фондах, долевое участие, благотворительные сборы и др. |
Безусловно, итоговый состав принципов вариативен, он зависит от сферы деятельности, отрасли, масштаба проекта и предпочтений владельца бизнеса. Отметим также и актуализацию принципа многоканальной коммуникации: в последнее время бòльшая доля коммуникаций, которые осуществляет малый бизнес, происходит в виртуальном пространстве. Особенно важно для малого бизнеса развивать социальные сети: в социальных сетях можно осуществлять мониторинг динамики развития бизнеса по параметрам притока новых подписчиков, спроса на те или иные товары, отношение клиентов к бренду и т. д. Социальные сети уже достаточно давно применяются в качестве каналов продаж в Интернете [8]. Важность социальных сетей появляется не только во взаимодействии с конечными пользователями, но и во взаимодействии с потенциальными инвесторами.
Предприниматель может установить прямой контакт с инвесторами через социальные сети. В социальных сетях малый бизнес может представить интересную информацию о компании, ее владельце и сотрудниках, показать, какую выгоду инвестор может получить от сотрудничества. Бренд в социальной сети может быть источником информации по темам, связанным с деятельностью компании.
Следует также отметить, что источник инвестиционных средств является ключевым фактором, детерминирующим стратегию привлечения инвестиций. В данной связи особенно важно представить классификацию стратегии привлечения инвестиций в малый бизнес на базисе критерия типа инвестора – источника инвестиций (Таблица 3):
Таблица 3. Стратегии привлечения инвестиций в малый бизнес – классификация по критерию источника инвестиций.
Примечание: источник – собственная разработка по данным [4]
Тип стратегии |
Характеристика |
Каналы, по которым реализуется стратегия привлечения инвестиций |
Стратегия, ориентированная на друзей и знакомых |
Как правило, владельцы малого бизнеса при поиске дополнительных средств в первую очередь обращаются к близкому кругу знакомых. В таком случае речь чаще всего не идет о подробном детализированном представлении инвестиционного проекта, в ряде случаев отсутствует также и юридическая фиксация факта передачи денежных средств. |
Близкий круг общения, личный контакт. |
Стратегия, ориентированная на бизнес-ангелов |
Термин «бизнес-ангел» обозначает частного инвестора, который финансирует небольшие и средние компании на ранней стадии, в данном случае речь идет о долевом инвестировании (Таблица 1). В обмен он получает долю в компании. Стратегия привлечения инвестиций будет строиться на привлечении т. н. smart money – инвестиции от бизнес-ангела с опытом и связями в той же отрасли. Таким образом, бизнес-ангел инвестирует не только денежные средства, но и собственные компетенции и опыт. Стратегия привлечения бизнес-ангелов подразумевает проработку существующих компаний в отрасли, за рубежом практикуется также привлечение граждан пенсионного возраста, занимавших ранее руководящие посты, в качестве бизнес-ангелов. |
Специализированные агентства и СМИ (к примеру, IncRussia, Firrma, Rusbase, «Российская венчурная компания»). На подобных ресурсах можно выбрать инвесторов, сделки которых затрагивают интересующую отрасль и специфику проектов. Кроме того, связаться с инвестором можно посредством социальных сетей, в рамках нетворкинга, через общих знакомых. |
Стратегия, ориентированная на бизнес- инкубаторы |
Бизнес-инкубаторы предлагают программы экспресс-обучения для начинающих предпринимателей, а также предоставляют возможность познакомиться с инвесторами.
|
Онлайн-акселератор «Сколково», Startup Lab, Starta Ventures Hybrid, Преакселератор ФРИИ. |
Стратегия корпоративной акселерации |
Внедрение малого бизнеса в состав крупной компании в виде пилотного проекта. |
MTS Startup Hub, Акселератор Sber500, КРОК. |
Стратегия получения гранта |
Грант представляет собой безвозмездное финансирование от государственных или коммерческих фондов. |
Фонд содействия инновациям, «Сколково». |
Стратегия, направленная на клуб инвесторов |
Клуб инвесторов – сообщество частных инвесторов или бизнес-ангелов. Инвестиции от клуба поступают в формате синдицированных сделок – совместного инвестирования несколькими инвесторами. |
Angelsdeck, United Investors, Smarthub, СОБА. |
Стратегия краудфандинга |
Краудфандинг представляет собой способ привлечения инвестиций в малый бизнес от множества частных лиц через специализированные онлайн-платформы. |
Planeta.ru, Boomstarter, Kickstarter. |
Стратегия, направленная на венчурные фонды |
Венчурный фонд выступает профессиональной компанией, которая управляет денежными средствами инвесторов. |
s16vc, Vibranium Venture Capital, AI1 Ventures, ТилТех-2, GEM Capital, Cabra VC, Altair Capital. |
По оценкам экспертов, доступность различных источников инвестиций для малых российских предприятий крайне мала: средний балл по пятибалльной шкале доступности финансов для малой компании составляет 2,05. Уровень доступа малого бизнеса к государственным субсидиям оценивается в 1,44 балла, доступ к венчурному капиталу и к банковским кредитам оценивается в 1,5-1,6 баллов. Наиболее доступным источником финансирования российского малого бизнеса выступает займ внутри семьи, у коллег и знакомых (2,7 балла). Такие источники финансирования, как акселераторы, инкубаторы, гранты, клубы инвесторов имеют показатели, не превышающие 1,2 балла [3, с. 58].
Таким образом, в современной научной литературе широко обсуждаются вопросы взаимодействия инвесторов и инициаторов проектов в сфере крупного или среднего бизнеса. Малые проекты инвесторов, как правило, не интересуют. Тем не менее, малый бизнес сталкивается с рядом проблем – в первую очередь, это отсутствие стартового капитала и нехватка оборотных средств. Восполнить эту нехватку банковским кредитом является фактически нереальной задачей. Единственным выходом остается привлечение инвестиций. В последнее время, с развитием экономики, с ростом технологий, разработкой инноваций, реализацией инновационных проектов, в практику стали входить новые способы привлечения инвестиций – венчурные фонды, бизнес-ангелы, краудфандинг, акселераторы и инкубаторы. Выросла роль виртуального присутствия компании в сетевом пространстве.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 1
Ссылка для цитирования:
Катынова Т.А. ЭФФЕКТИВНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ СТРАТЕГИИ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В МАЛЫЙ БИЗНЕС // Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 1. С. 586 - 598. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12142 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*