'
Карпота А.В., Савкина Н.Г.
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В РОССИИ *
Аннотация:
в работе рассмотрено инклюзивное обучение детей с ОВЗ в России, приведены актуальные статистические данные, произведен обзор сайта инклюзивноеобразование.рф.
Ключевые слова:
инклюзивное обучение, инклюзивное образование, дети с ОВЗ, образовательный процесс, социализация детей
В настоящее время вопрос инклюзивного обучения детей с ОВЗ особое место в образовательной системе России. Рост осведомленности общества о правах и потребностях детей с ограниченными возможностями, а также изменения в законодательстве создают новые возможности для создания среды, где каждый ребенок имеет равный доступ к образованию, вне зависимости от его особенностей. В данной статье рассматривается состояние инклюзивного образования в России, его особенности, проблемы и перспективы развития, а также предлагаются пути улучшения данной сферы.По результатам статистики, представленной на сайте Росстата, общее количество детей-инвалидов, зарегистрированных на территории Российской Федерации по состоянию на 1 января 2023 года составляет 721 827 человек, в то время как общее количество детей порядка 30 017 300 человек. Таким образом, около 2,4% от общего количества детей являются дети с ОВЗ [4]. Стоит отменить, в условиях модернизации российского образования разработка механизмов адаптации для детей с особыми образовательными потребностями является закономерным этапом, связанным с переосмыслением обществом и государством своего отношения к людям с особыми образовательными потребностями. Л.Д. Сотникова в своей статье пишет о важности объединения здоровых детей с детьми с ОВЗ. В качестве результата объединения автор отмечает социализацию второй категории детей, когда все участники образовательного процесса смогут наравне получать знания, а также изменение отношения: переход к восприятию той или иной болезни особенностью, а не недугом. «Инклюзия раскрывает каждого учащегося с помощью образовательной программы, учитывает как потребности, так и особые условия, необходимые для достижения определенного успеха» [1, с. 170]. А.А. Цибулина отмечает, что основополагающим аспектом в образовательном процессе является установление благоприятных отношений с ребенком с ОВЗ. Данный аспект создает для субъекта ощущение уверенности и комфорта. «Осуществление индивидуального подхода требует усилий и определенного уровня профессионального опыта педагогов. Одним из путей решения данной проблемы в России является организация и проведение семинаров для педагогов работе с каждой категорией детей» [2, с. 136]. Кроме специальной подготовки педагогического состава следует отметить организацию работы с детьми с ОВЗ на государственном уровне. На территории Российской Федерации реализуются ряд программ и проектов, направленных на такой слой населения как дети с ОВЗ. Большая часть проектов отражена на сайте инклюзивноеобразование.рф. В рамках изучения платформы дети-инвалиды могут ознакомиться с учебными материалами, которые могут помочь образовательном процессе, но, к сожалению, программы ориентированы только на студентов бакалавров и магистрантов. Дети с ОВЗ также могут пройти онлайн-курсы. На данный момент на сайте представлено 7 онлайн-курсов, продолжительностью от 16 до 36 часов, направленных на изучение особенностей трудоустройства студентов с инвалидностью и ОВЗ, продвижение инклюзивных креативных практик, технологиям карьеры, стартапам и другим. Учащиеся старших классов могут изучить вкладку «Атлас профессии», где на сегодняшний день представлено 94 востребованные профессии. Что примечательно: напротив каждой профессии отражен символ инвалидности, что дает возможность понять, какая деятельность наиболее подходит для тех или иных особенностей здоровья. На сайте представлено более 700 вузов, которые готовы принять абитуриентов с ОВЗ. Напротив каждого вуза написан статус, количество студентов, количество студентов с ОВЗ, процент трудоустройства выпускников с ОВЗ, а также символ особенностей здоровья, как и в разделе «Атлас профессий». Также привлекает раздел «Истории успеха» – рубрика, в которой представлены видеосюжеты о студентах с ОВЗ, которые добились успеха в той или иной сфере деятельности [3]. Такие истории являются мотивационными для детей-инвалидов, показывая, что никакие ограничения не могут стать преградой для человека, который идет к своей цели. Таким образом, инклюзивное образование обеспечивает равные образовательные возможности для всех детей, независимо от их способностей, способствует их социальной адаптации и развитию, созданию более толерантного общества.
Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 1
Ссылка для цитирования:
Карпота А.В., Савкина Н.Г. ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В РОССИИ // Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 1. С. 284 - 287. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12094 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*