'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 4
  4. Научная статья № 223

Просмотры  28 просмотров

Уварова А.Р.

  


ПРАВИЛЬНО ПОСТАВЛЕННЫЙ КОРПУС – ОСНОВА МЕТОДИКИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ НА УРОКАХ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА *

  


Аннотация:
в работе приводится описание комплексного подхода в формировании балетной осанки на первых годах обучения в школах искусств.   

Ключевые слова:
корпус тела, методика, воспитание, классический танец, младшие классы, дети, школа искусств   


УДК 78.085

Уварова А.Р.

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина

(г. Тамбов, Россия)

 

ПРАВИЛЬНО ПОСТАВЛЕННЫЙ КОРПУС –

ОСНОВА МЕТОДИКИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ДЕТЕЙ НА УРОКАХ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА

 

Аннотация: в работе приводится описание комплексного подхода в формировании балетной осанки на первых годах обучения в школах искусств.

 

Ключевые слова: корпус тела, методика, воспитание, классический танец, младшие классы, дети, школа искусств.

 

Базисом хореографической педагогики в современном мире являются труды: Н.П. Базаровой, А.Я. Вагановой, Т.И. Васильевой, Е.П. Валукина, Н.А. Вихревой, С.Н. Головкиной, Р.В. Захарова и т.д. Однако, несмотря на достаточное количество методических источников, посвященных педагогике и основам хореографического воспитания детей на уроках классического танца, в данной статье анализируется проблема исследования, заключающаяся в необходимости рассмотрения основ методики хореографического воспитания детей на уроках классического танца.

Хореографическое искусство всегда притягивало внимание детей своей невероятной красотой и выразительностью исполнения. Любительское хореографическое искусство приобрело широкое распространение, как в образовательных учреждениях, так и в учреждениях культуры. Работа отделений хореографии в школах искусств и хореографических школах показала, что являются важной формой эстетического воспитания детей, путём приобщения их к хореографическому искусству. Искусство танца, обеспечивая развитие индивидуальных способностей обучающихся, должно быть доступным гораздо большему количеству детей и подростков.

Классический танец является основой хореографического искусства. Приобщая детей к классическому танцу, преподаватели, тем самым имеют большие возможности повлиять на весь воспитательный процесс обучающихся. Классика позволяет познать все тонкости балетного искусства, почувствовать гармонию движений и музыки. Занятия классическим танцем позволяют развить гибкость, координацию движений, укрепить опорно-двигательный аппарат, способствуют развитию выносливости, физическому и интеллектуальному развитию, а также учат управлять своим телом. У детей, занимающихся классикой, корректируется и закладывается правильная осанка, исправляются некоторые случаи искривлений позвоночника [c. 84, 1].

С точки зрения Н. П. Базаровой, С. Н. Головкиной существует неразрывная связь между обучением и воспитанием. Педагогический процесс выстраивается таким образом, чтобы участники коллектива, получая знания и приобретая навыки и умения, одновременно формировали черты характера, своё мировоззрение и взгляды. Уроки классического танца и хореографии в целом создают благоприятную почву эстетического воспитания детей, оказывают положительное влияние, как на физическое, так и на культурное развитие. Можно утверждать, что уроки классического танца не только обучают хореографическому искусству, но и имеют неоценимую возможность широкого осуществления воспитательных задач [с. 176, 4].

Современная хореографическая педагогика базируется на трудах: Н. П. Базаровой, А. Я. Вагановой, Т. И. Васильевой, Е. П. Валукина, Н. А. Вихревой, С. Н. Головкиной, Р. В. Захарова, В. С. Костровицкой, А. М. Мессерера, П. А. Пестова, Н. Н. Серебренникова, Н. И. Тарасова, на учебных фильмах, созданных под методическим руководством А. Я. Вагановой, Н. И. Тарасова, С. Н. Головкиной.

Приобрести правильную осанку, значит овладеть устойчивостью в исполнении экзерсиса у станка и на середине зала, любого танцевального движения. Это является вопросом центрального значения для всякого танцовщика. Осанка вырабатывается в течение всех лет школьной жизни и достигается только к концу обучения. Подход к традиционному методу обучения классическому экзерсису с учётом индивидуальных физических возможностей детей. Комплексный подход состоит в том, что основной метод классического танца сочетается со вспомогательными и корректирующими упражнениями, которые целесообразно включать в урок классического танца. Это облегчает усвоение учащимися движений экзерсиса, предусмотренных программой I-го года обучения, и ускоряет формирование балетной осанки, то есть сделает возможным многим детям заниматься хореографией [с. 121, 5].

Для того чтобы использовать всё многообразие движений человеческого тела, человек должен в полной мере овладеть им. Научиться чувствовать и контролировать свою спину (как стержень устойчивости), обладать пластичностью корпуса и рук, силой шага, выворотностью и лёгкостью ног с наибольшей амплитудой движений.

Классический танец и традиционный экзерсис построен на выворотном положении ног. Однако, экзерсис под силу только детям, имеющим весь комплекс физических данных, поэтому урок классического танца на первом году обучения целесообразно строить следующим образом:

  1. Подготовительная часть, которая включает в себя шаги, бег, упражнения на полу.
  2. Основная часть, включающая классический экзерсис.
  3. Заключительная часть урока проводится с помощью движений, направленных на развитие танцевальности у детей младших классов.

Основной задачей подготовительной части является организовать и сосредоточить внимание учащихся и направить все усилия на физическую нагрузку, подготовить мышцы, связки и суставы для классического экзерсиса, приступить к формированию балетной осанки, в индивидуальном порядке исправлять имеющиеся в осанке недостатки Для этого выполняются различные виды шагов, бега и упражнений на полу.

Задачей основной части урока является формирование балетной осанки (постановка корпуса, рук, ног, головы), выработка выворотности ног в упражнениях у станка и на середине зала, развитие гибкости, шага, прыжка, воспитательных элементов координации у станка и на середине зала, развитие силы и выносливости.

Задачей заключительной части урока является развитие у детей танцевально-ритмической координации и выразительности в движениях. А также направлены на то, чтобы снять нервное и физическое напряжение, поднять эмоциональный тонус у детей. С этой целью рекомендуются различные танцевальные движения и их комбинации, танцевальные композиции, отдельные небольшие этюды [с. 73, 3]

Для воспитания навыков правильной осанки немаловажное значение имеет использование зеркала. Ученик подходи к зеркалу. Сначала надо ставить его фас, затем в профиль в привычной позе. Педагог указывает на неправильности положения головы, надплечий, позвоночника, грудной клетки, живота, ног. Разъясняет и показывает, как можно исправить те или иные недостатки. Ученик по памяти (мышечно-суставное чувство) принимает правильную осанку и запоминает её.

Для формирования правильной балетной осанки, следует определить основные требования и задачи первого года обучения:

1) Укрепление общефизического состояния учащихся.

2) Развитие двигательных функций (выворотность ног, подъёма ног, гибкости корпуса, шага, прыжка). Для развития двигательных функций рекомендуется ряд вспомогательных упражнений на полу, которые улучшат выворотность ног, эластичность связок и мышц, а также гибкость суставов.

3) Исправление некоторых недостатков в осанке (сутулость, ассиметрия лопаток, увеличенного прогиба в поясничном отделе позвоночника и других). Для исправления этих недостатков необходимо применять ряд корректирующих упражнений на полу в положении, разгружающем позвоночник – сидя, лёжа на спине и животе, стоя на коленях и так далее. Эти упражнения комбинируются с упражнениями, направленными одновременно для развития двигательных функций.

4) Постановка корпуса, ног, рук и головы (основы устойчивости – апломба). Фундаментом равновесия является правильная постановка корпуса учащихся в положении стоя у станка и на середине зала, правильная постановка ног, рук и головы в прыжках и в движениях на полупальцах.

5) Предполагается также постановка корпуса учащихся у станка и на середине зала в индивидуальном порядке при отклонении в осанке.

6) Овладение первоначальными навыками координации движений. Это предполагает согласованность всех частей тела в пространстве и во времени, позволяющую точно выполнять задание. Для развития координации движений в упражнениях на полу, у станка и на середине зала имеет немаловажное значение обучение учащихся музыкально – ритмической координации движений [c. 109, 2].

Таким образом, правильная постановка корпуса необходима для исполнения всех движений классического танца, которые изучаются и отрабатываются на учебных занятиях. Хорошо поставленный корпус у детей в младших классах, вырабатывает красивую осанку, приучает к подтянутости и собранности мышц спины, живота и ягодиц. Постановка корпуса способствует правильному освоению всех упражнений классического танца — плавных, медленных, при исполнении которых требуется устойчивость, гибкость и подвижность корпуса, быстрых вращений, Этот процесс сложный, требующий от учащихся постоянного труда, самоотдачи, терпения. Поэтому, в зависимости от того, насколько точно преподаватель сможет объяснить (показать) принцип того или иного упражнения, зависит правильная и точная постановка корпуса учащихся младших классов в школах искусств. 

  

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Кафедре хореографии РАТИ (ГИТИС) - 55 лет : сборник статей / Министерство культуры Российской Федерации, Российская академия театрального искусства, Международная педагогическая академия, Кафедра хореографии РАТИ. – Москва : КГИТИС, 2001. - 176 с.;
  2. Ваганова, А. Я. Основы классического танца: учебник для высших и средних учебных заведений искусства и культуры / А. Я. Ваганова. - Санкт-Петербург: Лань. Изд. 9-е, 2007. - 191 с.;
  3. Костровицкая, B.C. 100 уроков классического танца. / В.С. Костровичкая. – Ленинград: Искусство, 1972. - 262 с.;
  4. Базарова Н. П., Мей Б. П. Азбука классического танца. Первые три гола обучения: Учебное пособие. - 1-е изд., испр. – СПб.: Издательство «Лань», «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2008. - 210 с.;
  5. Тарасов, Н.И. Методика классического тренажа / Н.И. Тарасов, В.Э. Мориц, А.И. Чекрыгин. – М.: Искусство, 2009. - 211 с.

 

Uvarova A.R.

Tambov State University 

(Tambov, Russia)

 

PROPERLY PLACED CORPUS IS BASIS

OF METHODOLOGY OF CHOREOGRAPHIC EDUCATION

OF CHILDREN IN CLASSICAL DANCE LESSONS

 

Abstract: the paper describes an integrated approach to the formation of ballet posture in the first years of study at art schools.

 

Keywords: dance, choreography, classical dance.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Уварова А.Р. ПРАВИЛЬНО ПОСТАВЛЕННЫЙ КОРПУС – ОСНОВА МЕТОДИКИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ НА УРОКАХ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА // Вестник науки №12 (69) том 4. С. 1414 - 1419. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12041 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12041



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.