'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 4
  4. Научная статья № 218

Просмотры  20 просмотров

Иванова А.Ю.

  


ПРАКТИКА НАСТАВНИЧЕСТВА В ЧУВАШСКОМ НАЦИОНАЛЬНОМ МУЗЕЕ *

  


Аннотация:
в настоящее время музейную профессию можно приобрести в институтах, университетах, академиях культуры только крупных городов России. В провинциальных музеях существует нехватка профессиональных сотрудников, поэтому в Чувашском национальном музее существует система наставничества. Система наставничества и адаптации новых сотрудников отражает корпоративные ценности Чувашского национального музея – «открытость» и «преемственность». Наставничество в Чувашском национальном музее – не цель, а средство и практика, которая не внедряется, а взращивается на определенном уровне образовательной культуры, социального доверия и гражданской активности.   

Ключевые слова:
музей, наставничество, практика, сотрудники, направления деятельности, профессиональный рост   


«Наставничество – это инвестиция в долгосрочноеразвитие организации, в ее «здоровье»© Дэвид Майстер. В условиях глобального мира даже энциклопедически образованный человек не всегда умеет применять свои знания на практике, может быть безответственным, слабо разбирающимся в проблемах и вызовах современности. Поэтому сегодня суть образования и развития – не только и не столько знания, приобретенные и усвоенные в определенном объеме, сколько гибкое ориентирование в реальностях и ситуациях, адаптивные способы деятельности и мышления, рефлексивные идеи, способность учиться, контролировать себя, понимать других [4]. Под развитием мы подразумеваем все процессы, способствующие полному раскрытию потенциала сотрудников. Основными элементами системы развития персонала являются приобретение опыта, обучение и наставничество [8]. В настоящее время музейную профессию можно приобрести в институтах, университетах, академиях культуры только крупных городов России. В провинциальных музеях существует нехватка профессиональных сотрудников, поэтому в Чувашском национальном музее существует система наставничества.В общем виде наставничество можно определить как способ передачи знаний и навыков более опытным человеком менее опытному [7]. В более широком, современном значении наставник – это квалифицированный специалист, имеющий достаточный опыт работы во всех основных сферах деятельности в музее, который:помогает новым сотрудникам адаптироваться в музее;содействует их профессиональному развитию;участвует в оценке результатов их деятельности;содействует их карьерному росту.Задачи, которые стоят перед наставниками:Оптимизация процесса профессионального становления наставляемых сотрудников:- ускорение процесса обучения основным навыкам профессии, усвоение рациональных приемов и передовых методов работы;- развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на них задачи по занимаемой должности;- оказание моральной и психологической поддержки в преодолении профессиональных трудностей, возникающих в процессе трудовой деятельности.Обеспечение взаимосвязи и преемственности профессиональной деятельности работников учреждения:- формирование у наставляемых сотрудников навыков служебного поведения, соответствующего Кодексу профессиональной этики: ответственность, дисциплинированность, добросовестность, сознательное и творческое отношение к выполнению должностных обязанностей;- адаптация к корпоративной культуре, усвоение традиций и правил поведения в коллективе учреждения [6].Функции наставников:эффективная и систематическая передача знаний, умений и опыта;передача корпоративных ценностей, функция «общественной памяти», сохранения и накопления опыта музея;обеспечение системности, целостности обучения, контроль за усвоением знаний;функция развития персонала [6].Система наставничества и адаптации новых сотрудников отражает корпоративные ценности Чувашского национального музея – «открытость» и «преемственность». В Чувашском национальном музее наставничество можно разделить на три основных направления деятельности и профессионального роста сотрудников:1. научно-фондовая деятельность;2. культурно-образовательная деятельность;3. экспозиционно-выставочная деятельность.Каждый наставник в своей сфере деятельности учитывает работу другого направления, взаимодействует с коллегами, дополняя информацию для молодого сотрудника, так как в музейной работе все взаимосвязано. Без знаний законодательной базы, особенностей работы с посетителями, особенностей работы с экспонатами, невозможно выстроить плановые показатели эффективности работы в музее.В Чувашском национальном музее используются несколько моделей наставничества:Традиционная модель наставничества (или наставничество «один на один») – это взаимодействие между более опытным специалистом и начинающим сотрудником в течение определенного периода времени (3-6 месяцев). Как правило, между наставником и сопровождаемым устанавливаются тесные личные отношения, которые помогают обеспечить заинтересованный индивидуальный подход к сотруднику, создавая комфортную обстановку для его развития. Ситуационное наставничество, подразумевающее предоставление наставником необходимой помощи всякий раз, когда сопровождаемый нуждается в указаниях и рекомендациях. Как правило, роль наставника состоит в том, чтобы обеспечить немедленное реагирование на ту или иную ситуацию, значимую для молодого специалиста [2, 52]. Научно-фондовая деятельностьНаучно-фондовая работа в музее – одно из основных направлений деятельности, и обучение новых сотрудников азам и особенностям данной работы является важной задачей руководителя этого направления [3, 67]. Наставником выступает главный хранитель, а сопровождаемый – новый сотрудник научно-фондового отдела.Система наставничества в области фондовой деятельности, да и других тоже, подразумевает обучение всем трудовым функциям, отраженным в трудовом договоре. Определяется объем работы согласно индивидуальному плану, разработанному при вступлении в должность научного сотрудника. Процесс наставничества в фондовой деятельности включает обучение и получение сотрудником навыков в трех направлениях:1. Сопровождаемый знакомится с нормативно-правовыми актами и инструкциями, которые необходимы в работе. Среди них обязательны: Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 26.05.1996 N 54-ФЗ, Единые правила организации комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций, а также локальные нормативно-правовые акты. 2. Наставник обучает сопровождаемого работе в базе данных – в автоматизированной музейной системе АС Музей ГИВЦ. Это необходимо для выполнения одного из важнейших задач ответственного хранителя – осуществления централизованного учёта музейных предметов, находящихся на ответственном хранении сотрудника, посредством регистрации их в ФГИС «Государственный каталог музейного фонда Российской Федерации».3. Сопровождаемый осваивает все виды функциональных обязанностей хранителя музейных коллекций, в том числе работу с предметами в фондохранении.На всем протяжении процесса наставничества сопровождаемому оказывается методическая помощь, показ на своем примере всех особенностей работы хранителя коллекций. Заостряется внимание на специфике музейных предметов своего ответственного хранения. Наставник на собственном опыте демонстрирует то, как должен выглядеть процесс и результат работы, знакомит с алгоритмом действий при отдельных видах работ в фондохранении.Наставник в своем взаимодействии с сопровождаемым использует несколько инструментов.Инструктаж – когда наставник дает четкие пошаговые указания обучаемому или предлагает ему копировать свои собственные действия [5, 25]. В научно-фондовой деятельности того требуют Единые правила, регламентирующие порядок учета и хранения в музеях.Объяснение – когда наставник показывает, как правильно выполнить ту или иную работу, и подробно объясняет каждый шаг, дает обоснование своим действиям [5, 24]. Этот инструмент используется в процессе обучения работе в автоматизированной музейной системе. Работа наставника будет эффективной, а сотрудник мотивирован на качественное выполнение работы только при условии, что процесс обучения проходит в дружелюбной атмосфере. В течение процесса обучения наставник при необходимости указывает на ошибки и демонстрирует правильный результат. В итоге процесса наставничества сопровождаемый самостоятельно выполняет всю обозначенную в индивидуальном плане работу, а наставник проверяет ее качество и результат. Так же может быть осуществлена проверка, как теории путем проведения опросов или тестирования на знание законов, правил, инструкций, так и практических навыков путем постановки задачи и проверки ее выполнения в процессе с объяснениями со стороны сопровождаемого.Культурно-образовательная деятельностьВ части культурно-образовательной деятельности наставником научного сотрудника становится заведующий отделом маркетинга и культурно-образовательной деятельности.В начале своей профессиональной деятельности молодой специалист сталкивается со многими трудностями: неумение грамотно рассчитать время экскурсии, определить цели и задачи, логично выстроить последовательность, логические переходы. Некоторые испытывают затруднения при объяснении материала, показе экспонатов в экспозиции и переход на лекционный характер экскурсии. В Чувашском национальном музее на освоение экскурсии одного экспозиционного зала дается месяц, в течение которого необходимо подготовиться к сдаче экскурсии, освоить текст, соединить его с экспонатами, представленными в экспозиции, продумать маршрут экскурсии и логические переходы от одной темы к другой. Экскурсию принимает приёмная комиссия по прослушиванию экскурсий, в состав которой входит методист по научно-просветительской деятельности музея, заведующий отделом маркетинга и культурно-образовательной деятельности, заведующий научно-экспозиционным отделом, ученый секретарь и заведующий того сектора, к которому относится экспозиция.В ходе работы наставник по культурно-образовательной деятельности дает корректные советы по применению личностно-ориентированного, коммуникативного и интерактивного подхода. В музее практикуется взаимопосещение экскурсий, музейных занятий, мастер-классов сотрудниками отделов. Это одно из главных направлений «наставничества». Посещение музейных занятий и экскурсий молодыми специалистами позволяет им понять общую практическую методологию, организацию культурно-образовательного процесса таким, каков он есть. Посещение музейных занятий и экскурсий более опытных сотрудников позволяет определить сильные и слабые стороны молодого специалиста, скорректировать методологию музейных занятий новичка. Тут наставники помогают с формулировкой и реализацией целей и задач экскурсии, музейного занятия, составляют методические рекомендации во избежание дальнейших профессиональных ошибок. Обмен знаниями между молодыми и опытными работниками повышает эффективность каждого из них. Организация культурно-образовательного процесса становится более продуктивной, а, следовательно, и более успешной. Экономится время на поиск информации, быстрее находятся новые подходы к передаче знаний, что приводит к рождению оригинальных идей. В музее проводятся учебные «методические четверги», в рамках которых научные сотрудники регулярно обмениваются опытом в своей сфере деятельности, где молодые специалисты быстрее усваивает профессиональные знания, навыки и умения по своему направлению и предлагают порой свежие и инновационные решения по организации музейной работы. Каждому молодому сотруднику важно понимать, что, допуская ошибки, он учится. Экспозиционно-выставочная деятельностьЕжегодно сотрудниками музея создаются стационарные, передвижные и виртуальные выставки. Прежде чем выставку увидит посетитель, она проходит несколько этапов. Этим этапам обучаются молодые специалисты секторов и отделов: новой и новейшей истории, научно-экспозиционной работы, музея Воинской славы; музея В.И. Чапаева, Литературного музея имени К.В. Иванова, музея чувашской вышивки, музея М. Сеспеля (г. Чебоксары), музея М. Сеспеля (Канашского муниципального округа) и Мемориала «Строителям безмолвных рубежей» (Козловского муниципального округа). Так, в части экспозиционно-выставочной деятельности наставниками сопровождаемых становятся заведующие секторами и музеями (обособленными подразделениями).На этапе проектирования наставники учат находить концептуальное решение выставки, которое является результатом научной работы авторского коллектива и исследования источниковой базы. Наставник помогает сопровождаемому определять главную идею выставки, цели, задачи, круг экспонатов и фотодокументальных источников, которые необходимы для раскрытия темы, а также методы построения и художественного решения. Здесь сотрудниками музея, совместно прорабатываются и выделяются разделы выставки, создаётся план комплектования и научной разработки темы [3, 73]. В процессе дальнейшей работы над экспозицией идёт совместное с наставником выявление экспонатов из фондовых коллекций Чувашского национального музея, для более полного погружения в тему осуществляется поиск недостающих фотодокументальных и вещественных источников в фондах музеев России, архивах и научно-исследовательских институтах Чувашской Республики. Завершающей частью этапа проектирования является тематическая структура выставки, где отражаются все разделы, ведущие экспонаты или комплексы, формулируются требования к художественному оформлению и оборудованию, намечается создание диорам и различных аудиовизуальных эффектов. Художественную концепцию научные сотрудники музея, как наставники, так и сопровождаемые, прорабатывают совместно с художниками и технической службой музея, результатом становится эскиз выставки. Одним из важнейших этапов построения выставки является тематико-экспозиционный план. Здесь очень чётко, с пояснениями наставник учит сопровождаемого умению расположить каждый экспонат, тематический комплекс, учит правильному оформлению этикетажа, сопроводительным текстам. Завершающим этапом является практическое осуществление экспозиции – монтаж. На этом этапе на первый план выходят правила расположения экспонатов в витринах, на монтажных листах (планшетах), а также раскладка, которой также обучает наставник.Результатами работы наставников является:способность молодого специалиста самостоятельно осуществлять деятельность, в рамках которой осуществлялось наставничество, иными словами, готовность сопровождаемого с определенного момента обходиться без наставника;собственные высокие результаты деятельности, демонстрируемые молодым специалистом;ускорение процессов развития сопровождаемого и освоения им деятельности;качество отношений сопровождаемого с другими представителями сектора или отдела, в который он включен в процессе деятельности (принятие, поддержка, его статус, наличие или отсутствие конфликтов).Процессуальные показатели успешности наставнической деятельности могут быть соотнесены с ее общими задачами:– устойчивая внутренняя мотивация молодого специалиста к деятельности;– сформированность у молодого специалиста ценностно-смысловых установок, присущих той деятельности, в которую он погружается при поддержке наставника;– качество образовательной среды и социально-психологической атмосферы, созданной вокруг молодого специалиста;– компетентность молодого специалиста в деятельности, которую он осваивает [1, 102].Важно понимать, что наставничество в Чувашском национальном музее – не цель, а средство и практика, которая не внедряется, а взращивается на определенном уровне образовательной культуры, социального доверия и гражданской активности. Также это эффективный способ решать сложные проблемы отдельных категорий людей (молодого специалиста, опытного сотрудника, управленца, а также посетителя); это добровольческая практика (именно благодаря добровольчеству наставников многие рабочие ситуации находят правильные решения); это механизм, с помощью которого люди могут прямо адресовать свои проблемы тому, кто может помочь их решить; это движение с целью добиться большего влияния на собственную жизнь и профессию (помогая другим, наставники обретают уверенность в своих способностях, оттачивают профессиональные компетенции, формируют новые социальные связи). Поэтому тиражирование (копирование) практики наставничества Чувашского национального музея может проходить в любом музее Чувашской Республике. Масштабирование практики наставничества, как изменение структуры ведения дел для решения новых задач: большие нагрузки, сокращение издержек и оптимизация процессов, возможно и применимо, если появятся новые отделы или сектора. Исходя из описания практики Чувашского национального музея, мы считаем, что создание программ наставничества является сложным, но необходимым решением для современного музея, так как эффективная система развития персонала нуждается в инструментах, обеспечивающих интегрированный и индивидуально ориентированный подход к формированию ее кадрового потенциала. Наставники помогают преодолеть разрыв между теорией и практикой, дополняя знания, полученные сопровождаемым в ходе формального обучения, практическим опытом. Наставничество помогает талантливым и амбициозным молодым сотрудникам развивать соответствующие навыки и компетенции, становясь более самостоятельными, ответственными и целеустремленными, планировать свою карьеру. Наставничество содействует транслированию музейных ценностей, видения и миссии музея на все его уровни через тесные отношения между наставником и сопровождаемым, помогая понять и внести необходимые изменения в индивидуальный стиль работы и поведения [5, 14].Подводя итог, стоит подчеркнуть, что разнообразие моделей наставничества позволяет любой организации сформировать наиболее подходящий для себя подход, создавая тем самым мощный инструментарий развития персонала.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Иванова А.Ю. ПРАКТИКА НАСТАВНИЧЕСТВА В ЧУВАШСКОМ НАЦИОНАЛЬНОМ МУЗЕЕ // Вестник науки №12 (69) том 4. С. 1373 - 1384. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12036 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12036



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.