'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 4
  4. Научная статья № 213

Просмотры  21 просмотров

Долбня И.А., Шапошникова Ю.А.

  


ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОКУЛЬТУРЫ *

  


Аннотация:
в работе представлено исследование, которое отражает значимость экологических экскурсий в формировании экологической культуры. Экоэкскурсии включают в себя и активные формы, что не мало важно при современном образе жизни.   

Ключевые слова:
экологические экскурсии, активные экоэкскурсии, экологическая культура, экотропы, экологический маршрут   


Экологические экскурсии становятся все более популярным инструментом для привлечения внимания общества к вопросам природы и экологии. Эффективно организованный тур не только образовывает, но и мотивирует участников к активному вовлечению в экологические инициативы, а как следствие формирует экологическую культуру человека и общества в целом.Для определения понимания отношения астраханцев к природе и установления уровня экологической культуры, было проведено исследование на google платформе с помощью электронной анкеты (Приложение 1). В нём приняло участие 250 респондента. Временные рамки: июль - август 2023 г. Анкета включала 15 вопросов. Анкета не была перегружена вопросами, чтобы не занимать много время у опрашиваемых людей. Выборка: стихийная случайная. Анкетирование анонимное. Ссылка на анкету сопровождалась текстом, чтобы не вызывать сомнения в том, что может принести вред гаджиту, через который можно было пройти опрос. Анкета включала стандартные вопросы относительно пола и возраста респондента. Следует отметить, что опрос могли пройти респонденты в возрасте от 15 лет. Так как в последние годы уделяется большое внимание экологической повестке, в дошкольной и школьной программе реализуются экопроекты, то логично было предположить, что подрастает экологически ответственное поколение, а результаты опроса подтвердили данную гипотезу, так как 28% опрошенных в возрасте 15-25 лет. В целом можно сказать, что активное участие в опросе (с небольшой разницей) приняли респонденты в возрасте от 15 до 45 лет. Как правило, чаще всего в опросах принимают участие женщины, однако в данном случае соотношение мужчин и женщин не слишком критичное. Следует подчеркнуть, что 65% анкетируемых не считают наш регион привлекательным с точки зрения туризма. Уточняющего вопроса не задавалось, так как цель исследования этого не требовала. Однако следует отметить, что 35% всё-таки отметили, что Астраханская область интересна для туризма. Всего 24% считают, что в регионе благоприятная экологическая обстановка. 32% допустимая и 44% неблагоприятная. Можно предположить и связать предыдущий вопрос с суммарными ответами на текущий, таким образом можно говорить о том, что наш регион считают не привлекательным для туризма, в том числе и из-за экологической обстановки. Возможно, на данные результаты повлиял «мусорный коллапс» и ситуация с бездомными собаками. Далее вопрос затрагивал экологическое сознание, часть которого является экологическая культура. Беспокоит будущее экологическое состояние региона 68% опрошенных. Достаточно высокий показатель, говорящий о том, что люди понимают важность благополучного состояния экологии, в том числе для будущих поколений. Однако, предпочитают не думать о состоянии экологии 21% и 11% затруднились ответить. 43% привлекает природоохранная деятельность. Стоить отметить, какая именно не уточнялась. Стоить предположить, что проводимые экоакции (уборка берегов рек, сбор макулатуры, высадка деревьев и др.) имеют положительный эффект для формирования как экокультуры, так и экосознания в целом. Несомненно, что экологическая культура формируется при реализации экотуров. Астраханская область имеет значительный потенциал для развития экотуризма (это и Биосферный заповедние, и Богдинско-Баскунчакский, и лотосовые поля и др.). Но лишь 25% считают, что экотуризм развивается в Астраханской области. 61% не знают об этом ничего и 14% считают, что его нет. Возможно, популярные туры на лотосовые поля не воспринимаются как экотуры, а также не продвигаются как данный вид отдыха. Также можно предположить, что большая часть населения Астраханской области ещё не осуществили такое путешествие. 37% имеют представление, что такое экологическая культура, но 47% отметили «затрудняюсь ответить». Данный процент даёт надежду на то, что люди имеют общее представление, но не углублялись в содержательную часть. 15% не знают, что такое экологическая культура. Здесь необходима просветительская работа, которая не только поможет разобраться с понятием «экологическая культура», но и будет способствовать к природо-ориентированным действиям. 28% опрошенных оценили свой уровень экологической культуры как высокий и 36% как средний. Здесь следует обратить внимание на предыдущий вопрос, на который 37% ответили «да». То есть 37% знают, что такое «экологическая культура», но в сумме более половины оценили свой уровень как высокий и средний, лишь 8% дали ответ «низкий».30% считают уникальной природу нашей области, 26% «возможно» уникальной, 44% «нет ничего особенного». При этом подавляющее большинство пользуются преимущественно в весенний, летний и осенний период именно природными ресурсами (отдых у воды и на природе, рыбалка, охота и др.). Можно сделать вывод, что присутствует чувство данности к природе, т.е. люди, проживающие в регионе, уже привыкли к окружающим ресурсам и не воспринимают их как уникальные. 58% затруднились ответить на вопрос о личном вкладе в улучшение экоситуации в регионе. Это может говорить о том, что человек считает, что улучшением экологии в области должны заниматься специальные организации, структуры, должностные лица и т.д. Здесь важно прорабатывать данную ситуацию и формировать понимание о личном вкладе в экологию, только в таком случае будет результат, как со стороны местных жителей, так и соответствующих инстанций. В нашем городе реализуется проект, благодаря которому можно бесплатно пройтись по городу в сопровождении опытного экскурсовода. В данном вопросе была цель выявить готовность для участия в экскурсиях в принципе и с учетом их финансовой доступности. Однако, всего 6% знают о такой возможности и воспользовались ей. Подавляющее большинство, а именно в сумме 94% не посещали и ничего не слышали. Это позволяет сделать вывод о том, что необходимо грамотное продвижение и донесение информации до потенциальных потребителей. 10% были в экологических турах. Несмотря на невысокий процент, можно предположить, что респонденты действительно понимают, что такое экотур и целенаправленно его выбирали. 72% затруднились ответить, возможно, не понимая различия между путешествием и экологическим путешествием. 85% респондентов хотели бы познакомиться с природой Астраханской области через экскурсии, во многом это дало бы возможность узнать о её уникальности и мотивировать на экологическое поведение, а как следствие и формирование экологической культуры. Лишь 4% опрошенных отметили, что в отношение к природе ничего не поменялось после посещения экологических туров и экскурсий. Таким образом, можно говорить о том, что экологические туры и экскурсии имеют большое и важное значение в формировании экологической культуры человека. На основе изученного теоретического материала, анализа статистических данных по теме исследования, результатах собственного исследования можно сформулировать основные выводы и предложения по формированию экологической культуры через реализацию экологических экскурсий:1. В первую очередь экологические экскурсии должны тщательно планироваться и требуют особой подготовки. Есть несколько важных аспектов, которые следует учитывать:- подготовка программы экскурсии и выбор места проведения,- работа с профессиональными экологами и гидами.Для обеспечения качества и безопасности экоэкскурсий важно работать с профессиональными экологами и гидами. Они могут предоставить экспертные знания о местной природе и окружающей среде, а также обеспечить безопасность участников экскурсии. Экологи и гиды могут проводить экскурсии, рассказывать о природных особенностях места, а также обучать туристов экологическим принципам и практикам.Специалистов такой направленности можно подготовить, используя потенциал двух кафедр АГТУ. 2. Экскурсии должны быть разнообразными по формам проведения под конкретную целевую аудиторию: от банальной пешей прогулки до приключения с элементами квеста.Треккинг не требует специального оборудования и специальной подготовки. Он дает возможность получить так необходимые здоровому человеку, физические нагрузки, почувствовать эмоциональное разряжение от взаимодействия с дикой природой [1]. Экскурсоводы заранее обходят трассу подмечают травмоопасные и опасные места, по возможности находят более удобный обход. Данный маршрут отмечают на карте и вносят возможные места эвакуации в случае экстренных ситуаций.На сегодняшний день экскурсии с профессионалом ботаником не слишком распространены на рынке туристских услуг, но именно это вид набирает в последнее время обороты. Ученый играет большую роль, знакомя экскурсантов с миром природы. Его увлеченность, знания, заинтересованное отношение к сохранению природы могут сыграть большую роль в формировании экологической культуры экскурсантов.Для небольших экскурсий, на смену моторным лодкам приходят более экологичные виды плавательных средств такие, как морские байдарки. Морские байдарки не производят шума и дают возможность наблюдать за дикими животными в их природной среде. 3. Учитывая тот факт, что есть респонденты, которые не считают Астраханскую область с уникальной природой, можно через реализацию экологических экскурсий, которые основаны на природно-рекреационном потенциале региона, показать уникальность природы, что будет способствовать бережному отношению к ней, а как следствие повысит экологическую культуру населения. 4. Эффективное проведение экскурсии зависит не только от хорошо спланированной программы, но и от умения вовлечь аудиторию. Для этого можно использовать интерактивные методы, такие как:игровые элементы для младшей аудитории,дискуссионные панели и Q&A сессии для взрослых,мобильные приложения для интерактивного изучения окружающей среды,элементы гражданской науки, позволяющие участникам собирать данные для научных исследований.Также важно предоставить материалы для дальнейшего самостоятельного изучения: брошюры, ссылки на научные статьи и образовательные ресурсы.5. По завершении экскурсии важно провести анализ её эффективности. Для этого рекомендуется собрать обратную связь от участников через анкеты или интервью. Это поможет понять, какие элементы были наиболее успешными, и какие аспекты требуют доработки.Ключевые показатели эффективности могут включать:уровень участия и вовлеченности аудитории,количество новых знаний и навыков, полученных участниками,степень достижения заранее поставленных целей и задач.Экологические экскурсии являются мощным инструментом для привлечения внимания к вопросам окружающей среды и экологии. Правильная организация и проведение таких мероприятий не только образуют, но и вовлекают участников в активные действия по сохранению природы. Собранная обратная связь и анализ результатов позволяют сделать экскурсии ещё более эффективными, адаптированными под потребности аудитории и актуальные экологические вызовы.6. Важным аспектом в реализации экологических экскурсий должно быть и продвижение, т.е. донесение информации о существовании таких экскурсий, ведь в конечном итоге, чем большее количество людей посетят такие экскурсии, тем большая вероятность того, что экологическая культура будет формироваться в нужном русле и не только формироваться, но и повышаться, что в итоге приведёт к полноценному зрелому экологическому сознанию, без которого, фактически, немыслимо дальнейшее существование человечества. Самой массовой формой экологического туризма является однодневная экскурсия, которые посещают жители городов или люди, останавливающиеся в этих городах. Грамотно спланированные и реализованные экологические экскурсии могут оказать не заменимый механизм в формировании экологического сознания и культуры.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Долбня И.А., Шапошникова Ю.А. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОКУЛЬТУРЫ // Вестник науки №12 (69) том 4. С. 1351 - 1358. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12031 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12031



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.