'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 4
  4. Научная статья № 195

Просмотры  173 просмотров

Хусаинов Р.А., Ильина Н.Л.

  


ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ И НЕРВНО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ЭМОЦИЙ *

  


Аннотация:
эмоции имеют глубокое влияние на наше поведение, мышление и физиологические процессы. Они могут влиять на наше принятие решений, способность концентрироваться, наше восприятие и наше общее благополучие. Понимание эмоций и их нервно-физиологических оснований имеет широкий спектр применений. Оно помогает разрабатывать эффективные методы лечения психологических расстройств, таких как тревожные и депрессивные состояния. Также это знание может быть использовано для разработки стратегий управления эмоциями и повышения эмоциональной компетентности, что может привести к улучшению качества жизни и благополучия человека.   

Ключевые слова:
эмоции, теории эмоций, лимбическая система, студенты, депрессия   


Актуальность. К эмоциям относятся все отрицательные и положительные аффективные состояния от тревоги и страха до чувства любви и счастья. Эмоции можно почувствовать только интроспективно. Мы можем осознать их и благодаря тому, что владеем речью и способны делиться ими друг с другом. Выделяют три вида эмоциональных процессов: аффекты (сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания), собственно эмоции (выражают оценочное личностное отношение к складывающейся или возможной ситуации), предметные чувства (выражающие устойчивые эмоциональные отношения) [4].Так же для полного погружения в тему необходимо рассмотреть теории эмоций, основными из которых являются: теория активации (эмоции возникают в ответ на физическое и химическое изменение в организме), теория двойной активации (эмоции возникают из взаимодействия двух ключевых ветвей автономной нервной системы: симпатической – ответ на стрессовые реакции и парасимпатической – связана с восстановительными и расслабляющими процессами), биологическая теория эмоций П.К. Анохина (неудовлетворенные потребности вызывают отрицательные эмоции, а их удовлетворение приводит к возникновению положительных эмоций) и полиарная теория Кэннона считает (эмоции не обусловлены одной единственной системой, а представляют собой результат комбинированной активации различных физиологических систем)[1,3].В настоящее время не существует единой общепризнанной научной теории эмоций, а также точных данных о том, в каких центрах и каким образом происходит образование эмоций и каков их нервный субстрат. Существует версия, согласно которой в развитии и дифференцировке эмоций участвуют все структуры лимбической системы, гипоталамус, лимбическая область среднего мозга и лобные области коры. В пользу этого свидетельствует, например, тот факт, что при органических заболеваниях мозга (опухолях, воспалительных и системных заболеваниях), поражающих вышеописанные структуры, а также при внешних повреждениях этих структур эмоциональное поведение больного часто изменяется. Вместе с тем стереотаксическое разрушение небольших участков этих структур может приводить к улучшению состояния или излечению больных, страдающих такими невыносимыми и не поддающимися консервативному лечению психическими расстройствами, как компульсивный невроз, неутолимое половое влечение, состояние тревоги, депрессия и т.п. [2,4].Депрессия – это аффективное состояние, характерное отрицательным эмоциональным фоном, с изменениями сферы мотивационной, когнитивных представлений и общей пассивностью поведения.Депрессия является распространенным психическим расстройством, от которого страдает 350 миллионов человек всех возрастных групп. По прогнозам экспертов ВОЗ, к 2024 году депрессия займет второе место в качестве причин потери трудоспособности и смерти населения. Доказано, что психосоциальные факторы, такие как стресс, тревожно-депрессивный синдром тесно связаны с риском развития сердечно-сосудистых заболеваний. Время обучения в университете совпадает с возрастом высочайшего риска выраженного проявления психической патологии, связанного не только с биологической природой, но и с появлением значительных стрессовых нагрузок. Процесс адаптации студентов в первые годы обучения к новой социальной среде практически всегда проходит с некоторыми сложностями. Перемещение в новые условия обитания, знакомство с новым коллективом, необходимость усвоения большого количества информации за определенные сроки, переход на новую ступень жизни - всё это в целом оказывает большую психологическую нагрузку на студента и при неправильном выборе её разрешения может быть результатом возникновения некоторых психосоматических заболеваний. Цель исследования:Целью исследования стало изучение уровня тревоги и депрессивного состояния среди студентов, обучающихся в Медицинском Пензенском Государственном Университете.Объект исследования.В эксперименте приняло участие 40 студентов в возрасте от 18 до 20 летМатериалы и методы.Существуют множество различных методов исследования эмоций, из которых основными являются «Шкала депрессии» А.Т. Бека и тест Люшера. «Шкала депрессии» А.Т. Бека содержит 21 категорию симптомов и жалоб из числа наиболее часто встречающихся у пациентов с депрессией. Каждая категория состоит из 4-5 утверждений, соответствующих специфическим признакам депрессии. Утверждения распределены с учетом повышения значимости вклада определяемых показателей в общую степень тяжести депрессии.Тест Люшера основан на предположении о том, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности. На основании анализа более 36 000 результатов исследований М. Люшер дал примерную характеристику выбранных позиций:1-я позиция отражает средства достижения цели (например, выбор синего цвета говорит о намерении действовать спокойно, без излишнего напряжения),2-я позиция показывает цель, к которой стремится испытуемый,3-я и 4-я позиции характеризуют предпочтение цвету и отражают ощущение испытуемым истинной ситуации, в которой он находится, или же образ действий, который ему подсказывает ситуация,5-я и 6-я позиции характеризуют безразличие к цвету, нейтральное к нему отношение.7-я и 8-я позиции характеризуют негативное отношение к цвету, стремление подавить какую-либо потребность, мотив, настроение, отражаемые данным цветом.Обсуждение результатов.1. Благодаря использованию шкалы депрессии А.Т.Бека выяснилось, что у 50% опрошенных, отсутствуют депрессивные симптомы, у 20% опрошенных присутствует лёгкая депрессия, у 15% опрошенных присутствует умеренная депрессия, у 10% опрошенных выраженная депрессия (средней тяжести), у 5% опрошенных присутствует тяжёлая депрессия (Рис. 1)2. Согласно результатам теста Люшера большинство опрошенных, а именно 50% имеют незначительную тревожность, 33% опрошенных имеют эмоциональную напряжённость, а 17% опрошенных имеют состояние дезадаптации (Рис. 2)/Выводы.Проанализировав результаты обоих тестов, мы можем прийти к выводу, что большинство студентов не обладают депрессивными симптомами и состоянием дезадаптации, следовательно, процесс адаптации к новой учебной среде прошёл успешно.Так же следует отметить, что анализ результатов тестирования позволяет врачам влиять на ход лечения различных психических заболеваний, оказывая воздействие на когнитивные функции головного мозга.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Хусаинов Р.А., Ильина Н.Л. ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ И НЕРВНО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ЭМОЦИЙ // Вестник науки №12 (69) том 4. С. 1260 - 1265. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12013 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12013



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.