'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 4
  4. Научная статья № 173

Просмотры  63 просмотров

Литвинова Г.В.

  


РАЗРАБОТКА И ОЦЕНКА МОДЕЛИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЧМС В УПРАВЛЕНИИ *

  


Аннотация:
в работе представлены разработка и оценка модели функционирования ЧМС в управлении.   

Ключевые слова:
оценка, модель, управление, человеко-машинная система, ЧМС   


DOI 10.24412/2712-8849-2023-1269-1114-1120

Успешное функционирование в условиях цифровой экономки обусловлено постоянными трансформациями процесса управления организации путем использования современных управленческих решений, ПО, новаций в технической сфере.ЧМС управления — это комплекс метод и средств, обеспечивающих оптимальную работу организации, базирующийся на основных аспектах теории управления, экономико-математических методах и современных средствах обработки входящей-исходящей информации. В результате внедрения ЧМС обеспечивается оперативная обработка больших массивов данных, достоверность и их полнота данных, учитывается специфика производства, которым занимается организация.Специфика автоматизации системы планирования и управления позволяет освободить персонал от решение рутинных ситуаций, позволяя перевести использование человеческого ресурса на качественно новый уровень, соответствующий более совершенным формам, методам и техническим средствам. Таким образом, за человеком сохраняется основная функция — это принятие решений и поиск необходимой информации. Чтобы получить мах эффект от управленческих решений, нам необходима адекватная современным рыночным и цифровым реалиях модель человеко-машинной системы. Такая модель должна быть построена на базе абстракции и декомпозиции объектов на понятийном управленческом уровне при помощи знаковых систем обработки данных.При этом средства интерфейса должны быть интуитивно понятны и доступны пользователям, обеспечивать основу и поддержку стратегии поведения организации, путем реализации готовых управленческих решений.На рис. 1 представлена обобщенная модель человеко-машинной системы:/Рис. 1. Модель человеко-машинной системы.Функционирование ЧМС управления определяется функциональностью программной системы, которая должна быть создана для предоставления возможности выполнения пользователям своих обязанностей в рамках технического задания и в контексте пользовательских требований. /Рис. 2. Схема модели функционирования человеко-машинной системы управления.Рассмотрим функциональные возможности ЧМС на рис. 3. Таким образом, процесс создания человеко-машинной системы, выполняющей определённые функции в процессе функционирования организации, происходит с учётом человеческого фактора, то есть возможностей и прав пользователя./Рис. 3. Функциональные возможности ЧМС управления.Уровень соответствия параметров ЧМС целям производства организации называется эффективностью ЧМС.При выборе параметров для оценки системы закладываются и критерии оценки эффективности системы в параметрах качества, объединённых общим подходом аналогичных систем.Оценка эффективности системы происходит путем тестирования и оценке с точки зрения человеческих факторов и соответствия системы профессиональным требованиям и стандартам. Оценка эффективности ЧМС можно провести по следующим показателям: соответствие уровня подготовки и квалификации работающих характеру выполняемой работы, технические характеристики оборудования, социальные и психологические факторы деятельности, условия деятельности и их соответствие профессиональным возможностям пользователя.ЧМС управления организации состоит из трех связанных подсистем с различной степенью автоматизации. Рассмотрим специфику каждой подсистемы. Первая подсистема ориентирована на принятие решений пользователем, вторая подсистема поддерживает принятие решений, осуществляемых в автоматизированном режиме, а третья - выполняет управленческие задачи автоматически.При оценке надежности системы с трехуровневой структурой мы оцениваем не только надежность отдельных подсистем, но и проводим оценку функционирования всей системы. Под надежностью понимаем адекватная работа ЧМС в фиксированный промежуток времени, конечным результатом такой работы является принятие управленческого решения.Просчитать эффективность и надежность функционирования системы можно как оценку показателей надежности каждой из 3-х подсистем:/где P(Su) – комплексный показатель надежности системы управления, P(A) – показатель надежности автоматической подсистемы,P(V) – показатель надежности автоматизированной подсистемы,P(C) – показатель надежности подсистемы принятия управленческих решений человеком.Анализ надежности человеческой составляющей в подсистемах автоматизированного и ручного принятия решений позволяет сделать вывод о неравенстве этих показателей, т.е. /Это обусловлено, прежде всего, различием функций человека в этих подсистемах. Так, в автоматизированной подсистеме принятия решений оператор выполняет лишь контролирующую функцию.Для определения соотношения объема задач, выполняемых человеком до и после формирования подсистемы автоматического принятия решения, введен коэффициент сжатия W, с учетом которого надежность подсистемы б оценивается по следующей формуле:/где m – количество факторов, влияющих на надежность принятия решений в ручной подсистеме,W – коэффициент сжатия, равный/где n – количество функций человека в ручной подсистеме,m – количество функций человека в автоматизированной подсистеме принятия решений.Очевидно, что n > m, поэтому соотношение показателей надежности функционирования подсистем с участием человека составит/По этому соотношению можно сделать вывод что, чем меньше в подсистеме функций, осуществляемых человеком, тем больше надежность такой подсистемы.С позиций системного анализа сложные системы характеризуются рядом закономерностей, определяющих диалектику части и целого.Таким свойством рассматриваемой трехуровневой системы принятия управленческих решений является возможность передачи функции из одной подсистемы в другую. Передача функций из подсистемы в подсистему возможна только в направлении «сверху вниз» на основании низкой степени формализации функций.Одним из способов оценки неопределенности системы является нахождение ее энтропии как распределения параметров элементов системы.Повышение отказоустойчивости системы при отказе одной из подсистем происходит за счет перераспределения функций между функционирующими подсистемами, что соответствует резервированию с перераспределением нагрузки.Разработка модели функционирования ЧМС управления позволяет нам оптимизировать процессы в производстве организации, сэкономить ресурсы предприятия, сократить время обработки информации, при этом роль персонала-пользователей ЧМС не теряет своей значимости.Комплекс технико-технологических и организационно-методических решений, соответствующее современным реалиям цифровой экономики, повышает конкурентоспособность организации и позволяет не сдавать свои позиции.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Литвинова Г.В. РАЗРАБОТКА И ОЦЕНКА МОДЕЛИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЧМС В УПРАВЛЕНИИ // Вестник науки №12 (69) том 4. С. 1114 - 1120. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11991 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11991



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.