'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 4
  4. Научная статья № 164

Просмотры  22 просмотров

Ахтулова К.О., Мосюрова А.А., Трапезников М.В.

  


РОЛЬ И МЕСТО МИФОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ФИЛОСОФИИ *

  


Аннотация:
мифология в древнем мире — это форма раскрытия людям бытия и явлений окружающей действительности в форме образов. Мифология Древней Греции сильно повлияла на культуру разных стран, а также на становление философии. Философия, как и мифология, дает ответы на мировоззренческие вопросы, но в форме понятий и концепций, которые впервые появились ещё в VI веке до н.э. И хотя философия пришла на смену мифологии, последняя существует в разных формах и в современном обществе.   

Ключевые слова:
мифология, античная философия, периоды философии, натурфилософия, Платон, кинизм, эпикуреизм, скептицизм, стоицизм   


Мифология – форма общественного сознания, которая давала объяснение жизни для человека в древние времена. Она отвечала на вопросы, откуда возник мир и человек, объясняла природные явления, давала надежду, что человек в этом мире не один и есть такая сила, которая сможет его защитить. Мифология осуществляла различные функции для общества того времени от формирования общественной жизни и поддержания структуры государства до морально-нравственных ценностей народа. Но с новыми открытиями, развитием науки и философии, которые стали объяснять реальную природу вещей, сменой строя общества для человека вера в легенды перестает быть актуальной, ведь его разум предлагает ему новые пути решения волнующих его вопросов. Благодаря этому зарождается такое явление, как философия. Философия также является формой общественного сознания человека, но она представляет собой постановку, анализ, решение и рациональный подход к вопросам человечества. Такая система взглядов начала менять мышление и мировоззрение людей, однако не стоит забывать, что мифология долго жила в умах людей и это не могло не повлиять на философию того времени.Мифология Древней Греции - одна из немногих хорошо сохранившихся и дошедших до наших дней. Многие дети с легкостью расскажут вам о подвигах Геракла и ящике Пандоры. Даже созвездия на небосклоне носят имена героев мифов и легенд Древней Греции. Ускорением перехода от мифологии к философии стало экономическое развитие страны, что привело не только к расширению торговли и возникновению греческих колоний, но и к кризису традиционного уклада. Этот переход получил название античная философия. Античная философия — это исторически первая форма философии, ставшая основой развития всех последующих форм духовной и материальной деятельности и заложившая фундамент для современной философии. Древнегреческая философия делится на 4 периода: I период - натурфилософия (досократовская) философия (6-5 вв. до н.э.), II период - классическая философия (5-4 вв. до н.э.), III период - эллинистическая философия (2-я пол. 4в.- 1 в. до н. э.), IV период - римская философия (1 в. до н.э.-5/6 вв. н.э.)Первый период заключался в поиске ответа на вопрос, который искали люди и в мифологии задолго до этого - о происхождении мира. Греческая философия стала складываться как натурфилософия, т. е. в виде одного из основных разделов философии вплоть до настоящего времени, в виде учения (слова) о природе, метафизики природы. Основателями ионийской натурфилософии были милетские философы VII-VI вв. до н. э. Фалес открыл первую Милетскую философскую школу и утверждал, что первооснова — это вода. К сожалению, их труды не сохранились, имеются только свидетельства об их рассуждениях. В этот период многие философы считали первоосновой всего огонь, воздух, материю, бытие. При этом они верили в богов, но уже анализировали знания и пытались понять космос. Философы не сомневались в изменчивости мира вопреки единой первооснове, субстанции. Одним из философов того времени был Пифагор, который приписывал цифрам мистические свойства и предполагал, что мир состоит из огня, воздуха, воды, земли и эфира, и к каждой стихии соответствует определенная геометрическая фигура. Таким образом, начинают появляться первые философские способы анализа информации, но еще мифологическое мировоззрение преобладает. Во время второго периода начали создаваться первые философские системы. Основными философами этого времени считались Сократ, Платон и Аристотель. В это время они размышляют о человеке и обществе, так как ответы в мифах уже не устраивают человека. Софисты - первые философы, которые не признавали богов и считали, что материя - основание всему, но письменных исследований нам не оставили. Сократ не признавал софистов и считал их учение ложным, а также размышлял о том, что человек отличается от других существ тем, что у его есть душа и он познает себя и мир. Философ не писал научных трудов, он вел разговоры на улицах с жителями, применяя выработанный метод «майевтики», заключавшийся не в открытии истины человеку, а с помощью вопросов подведении его к самостоятельному нахождению истины. К сожалению, Сократа власти приняли за подрывателя веры в богов и казнили. Но самое большое влияние мифология оказала на философию Платона. Он разработал доктрину идеалистической философии. Платон рассуждал в начале своего пути философа об идее удивления, как источнике мудрости (Теэтет, 155d), а под конец своей жизни приобрел мифологическое представление о том, что «каждый из нас является куклой богов, сделанной ими либо как их игрушка, либо для какой-либо серьезной цели», о чем знать нам не дано (Законы, I, 644d). Кроме этого, Платон считал, что космос был создан Богом через соединение идеи с материей. Мифы для философа были очень важны, они были хранителями памяти для тех, кто забыл, кто утратил свое внутреннее зрение и больше не видит. Однако Платон критиковал некоторые мифы, которые были неправильно интерпретированы и не несли никакого знания. Философ даже сам начал обращаться к мифам в своих произведениях, таких как «Протагор» или «Политик», где рассказывается миф о циклических началах и обновлении космоса. Ученик Платона Аристотель не совсем был согласен с учителем и сделал акцент на форме вместо идеи, и ее существовании в самих вещах. При этом форма важнее материи, а Бог для философа – лишь высший «ум». Влияние мифологии на философов постепенно ослабевает, в это время появилось много разработок в области философии.В третий период приходят в упадок греческие города-государства, и философские школы объединяла общая цель – найти душевный покой для каждого человека. Главные школы этого периода - кинизм (цинизм), эпикуреизм, скептицизм, стоицизм. Кинизм зародился в IV веке до нашей эры и просуществовал до VI века нашей эры. Представителями кинизма являются Антисфен, Диоген Синопский и др. Их доктрина пропагандировала неограниченную свободу от внешнего мира и особенно от общества. Для счастья человеку требовался уклад примитивный, со скромными потребностями, как для Геракла, героя греческих мифов. Философское учение было одно из первых социальных бунтов против устоев и законов общества. В эпикуреизме основоположником был Эпикур. Он считал, что главная благодать для человека - это длительные удовольствие, то есть знания и дружба. Человек, преодолевший страхи, - страх смерти, страх проявления богов и т.д. - достигает истинного удовольствия. Мир состоит из атомов, а человек - это соединение атомов, и потому он смертен. Боги равнодушны к деяниям людей, поэтому в мире существует зло. Основателями скептицизма предстают такие личности как, Пиррон Эллидский и Секст Эмпирик. Они размышляли о том, что в мире не существует единственного верного критерия истины, а существует только субъективное мнение человека о вещах, они отвергают все философские учения, рациональный анализ мира. Для человека остается единственная линия поведения - спокойствие и внутренняя безмятежность. Стоицизм предполагает, что природа - это Бог, а идеалом жизненного пути человека является достижение добродетели при любых обстоятельствах, смирение со своей судьбой и проживаний в согласии с законами природы. Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий, Цицерон и др. - яркие представители этой школы, она просуществовала до закрытия всех языческих философских школ императором Юстинианом в 529 году нашей эры. В четвертом периоде возникает неоплатонизм – толкование учений Платона. Главный представитель - Плотин, в учении которого проявляется мистика восточного происхождения: высшее нельзя достичь разумом, можно только с помощью мистического познания.Таким образом, философское понимание мира и человека — это беспристрастное и справедливое размышление. Философия образовывается в обстановке поиска истинной мудрости, которая понимается как гармония знаний с прожитым опытом. Трансформации мифологии в философское учение способствовал ряд факторов, такие как развитие земледельческого и ремесленного производства, социальное, экономическое изменение, возникновение государств, разделение труда, накоплением знаний и опыта, используемых в повседневной жизни народа. Это был период взросления человечества. Мифы подверглись переосмыслению со стороны разума, и они приобретали новые смысловые и рациональные оттенки. В Древнем мире человека окружало много неизвестного, и он всегда пытался объяснить природу непонятных для него вещей с помощью сверхъестественных сил и передать знания потомкам, появилась вера в множество богов, и все это дошло до нас в мифах и легендах. Но параллельно на определенном этапе мировоззренческого перелома возникла философия, применявшая логический анализ, доказательства, умозаключения, и постепенно мифологическое мировоззрение потеряло влияние, а философия до сих пор пользуется авторитетом и широко распространена – даже в университетах преподается. Хотя мифология как первая историческая форма мировоззрения, противоречивая, символичная, богатая яркими образами, чувственными ассоциациями и не требующая доказательств, в какой-то мере даже после смены мировоззрения присутствует в нашей жизни – мы все так или иначе, бессознательно находимся под ее воздействием. Новые времена рождают новые мифологии.Античная философия развивалась постепенно, подвергая ответы из мифов логическому анализу и находя новые, более обоснованные ответы при применении накопленных знаний. Философия является противоположностью мифологии в способах решения и постановки проблем. Каждый древнегреческий философ заложил основу для развития цивилизации и особенно для Европейской культуры. Кроме этого, ученые и философы внесли большой вклад в науку, что ускорило смену мифологического мировоззрения. Греческая философия родилась как бескорыстная любовь к знанию, так как философами двигала свобода мысли.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Ахтулова К.О., Мосюрова А.А., Трапезников М.В. РОЛЬ И МЕСТО МИФОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ФИЛОСОФИИ // Вестник науки №12 (69) том 4. С. 1057 - 1064. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11982 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11982



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.