'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 4
  4. Научная статья № 161

Просмотры  28 просмотров

Палкина С.Н.

  


О ВЛИЯНИИ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕПРИВАЦИИ НА Я-КОНЦЕПЦИЮ ПОДРОСТКА *

  


Аннотация:
в работе проанализирована современная ситуация численности детей и подростков, оставшихся без попечения родителей за последнее время в пределах республики, где акцентуировано внимание на росте показателей «вторичного сиротства» как одного из факторов депривации. Рассмотрены научные обоснования зарубежных и отечественных психологов, касающиеся вопросов влияния депривации на формирование личности подростка, его самоконцепцию.   

Ключевые слова:
Я-концепция, депривация, вторичное сиротство, социальная ситуация развития, самооценка, самосознание, уровень притязаний, рефлексия   


Согласно исследованиям и оценкам экспертов, главными причинами социального сиротства являются процессы развития кризиса дезадаптации в семьях под влиянием внешних факторов при условии низкого потенциала семьи в преодолении обстоятельств негативного характера. Развитие семейного кризиса со временем начинает носить затяжной характер и приводит к утрате способности родителями создавать условия, необходимые для удовлетворения потребностей детей и семьи в целом. В основе социального сиротства лежит комплекс социально-экономических, медицинских и психологических факторов, а не только трудное материальное положение семьи или алкоголизм родителей.По данным, опубликованным в ежегодном отчете уполномоченного по правам ребенка в Республике Бурятия, общее число родителей, лишенных родительских прав составляет: в 2020 году - 286 родителей, где воспитывалось 409 детей, в 2019–364 родителя, где воспитывалось 534 ребенка, в 2018–446 родителей в отношении 601 ребенка.[2, с.49].Характеризуя проблему социального сиротства на территории республики в 2020 году, наблюдается тенденция снижения общего количества детей со статусом сироты: в 2018 - 5304 ребенка, в 2019–5381, в 2020–5143 ребенка. В замещающих семьях воспитываются 4832 детей-сирот [2, с.49].Вторичное сиротство – социальный феномен отказа от приемных детей усыновителями, приемными родителями и патронатными воспитателями. С целью государственной поддержки замещающих семей, профилактики возвратов детей из замещающих семей в социальные интернатные учреждения (вторичное сиротство), в Республике Бурятия на базе учреждений социального обслуживания семьи и детей действуют службы сопровождения замещающих семей и 17 школ подготовки кандидатов в замещающие родители. За 2020 год в данных школах прошли обучение 606 человек, из них стали замещающими родителями 255 человек (42%), из них выбрали форму усыновление -29 чел. (4,7%), опекунство-160 чел. (26,4%), приёмные семьи-66 чел. (11%). Тем не менее, на данном этапе, необходимо отметить наметившуюся тенденцию увеличения возвратов детей из замещающих семей по сравнению с предыдущими годами на 62,5%. Так, в 2020 году возвращено 65 детей, в 2019 году- 40 детей, в 2018 году -44 ребенка. Из возвращенных детей в 2020 году 35 детей-сирот вновь устроены в семьи (53%), а 30 детей (46,2%) помещены в организации для детей-сирот [2, с.57]. Из 5143 детей-сирот повторно помещено в интернатные учреждения 30 детей-сирот — это дети со статусом вторичного сироты. В учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей из замещающих семей, преимущественно, возвращаются дети с особенностями в развитии и подростки. По данным Министерства просвещения Российской Федерации в 2021 году более 3000 подопечных и 43 усыновленных ребенка возвращены в организации для детей-сирот. Используя библиографический метод исследования, мы изучили отчеты и личные дела несовершеннолетних, возвращенных из замещающих семей и находящихся в ГБУСО РБ «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» за последние пять лет. Нами учитывались только та категория детей, которые впоследствии были переданы в Центры помощи детям.Таблица 1. Количество возвращенных из замещающих семей детей. /Исходя из проведенного анализа мы обнаружили увеличение показателей возвратов детей из замещающих семей. В настоящее время накоплен большой опыт функционирования семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, требующий комплексного анализа и переосмысления, в некоторых регионах проводятся научные исследования. В то же время отдельные вопросы и проблемы, такие как, мониторинг качества жизни детей в новом для них семейном окружении, качества и продолжительности подготовки профессиональных родителей остаются открытыми.Когда отказ от воспитания ребенка повторяется, то ребенок, от которого отказались, начинает думать о себе негативно, появляется психическая депривационная симптоматика, которая может проявляться как легкими психическими особенностями, так и разными формами личностных и интеллектуальных нарушений. С одной стороны, мы видим увеличение показателей возвращенных детей из замещающих семей, с другой стороны отмечается недостаточность эмпирических исследований и апробации в области профилактики вторичного сиротства. Особый интерес для психологической науки представляет специфика формирования Я-концепции подростка в условиях депривации при вторичном сиротстве.В литературе понятие «Я-концепция» обычно означает совокупность представлений человека о себе, о собственных физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и прочих свойствах. Данный феномен возник в 50—е годы ХХ века в рамках гуманистической психологии, где «Я» являлось фундаментальным фактором развития и поведения личности. Структура «Я-концепции» включала когнитивную сторону, которая содержит представления личности о себе, аффективную сторону, заключающуюся в переживаниях принятия или неприятия себя, своей деятельности, системы самооценок, поведенческую сторону, отражающую проявления «Я» в поведении, в высказываниях о себе. «Я-концепция» состоит из осознаваемых и неосознаваемых компонентов. Основу «Я-концепции» составляет внутренняя цельность, последовательность, преемственность и устойчивость во времени. Совокупность данных характеристик входит в содержание такого понятия как идентичность [4, с.173]. Определение личной идентичности Эрик Эриксон считал главной задачей в развитии эмоционального развития. Он определял идентичность как чувство обретения адекватности и владения личностью собственным «Я», вне зависимости от ситуации. Идентичность характеризуется когнитивным и аффективным компонентом. «Самость» – это абстрактная когнитивная концепция. Под аффективным компонентом самости подразумеваются чувства самоценности и самоуважения. Считается, что человек, имеющий позитивное восприятие себя, думает о себе, как о человеке, обладающем внутренней ценностью, и приемлем не только самим собой, но и окружением. Здоровое чувство самоуважения дает человеку возможность объективно оценивать свои недостатки и побуждает его к позитивным действиям. Эриксон полагает, что наибольшие трудности с формированием идентичности испытывают подростки, у которых в детстве не возникало чувство базисного доверия и называл это термином «кататоническая обездвиженность» [5, с.105]. Для таких подростков характерным будет непонимание, что в их жизни возможны перемены и не отдают себе отчета в своей роли в грядущих переменах, часто нетерпимы в вопросах отсрочивания удовлетворения своих потребностей, неуверенно смотрят в будущее. В своей работе «Развитие Я-концепции и воспитание» Р. Бернс определяет Я-концепцию как совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженную с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции называют Я-образ. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным качествам, называют самооценкой или принятием себя. Ближе всего по смыслу к термину Я-концепции находится самосознание. Я-концепция это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит осознание своих физических, интеллектуальных качеств, а также самооценка и субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов. [1, с.30] В. С. Мухина выделяет депривацию реализации притязаний на признание (неодобрение, порицание, отчужденность со стороны других) как фрустрирующий фактор. Также, она полагает, что построение субъективной картины жизненного пути в самосознании развивающейся личности возможно в случае развитой способности к рефлексивной деятельности в виде умения соотносить свое прошлое, настоящее и будущее со своими возможностями, целями и ценностными ориентациями. В. С. Мухина поясняет, что высший уровень временного компонента самосознания развивается к концу подросткового или раннего юношеского возраста в условиях полноценных отношений со значимыми взрослыми при развитом чувстве ответственности самого подростка [3, с.213].В условиях депривации развивающейся личности в неблагополучной семье или в детском интернатном учреждении будет формироваться личность с недостаточностью ответственного отношения к собственному времени жизни. Тревога за прошлое и будущее, как и эмоциональное неблагополучие у воспитанников сиротских учреждений свойственны их сознанию. Подводя итоги, можно отметить, что «Я» ребенка социально по своему происхождению, так как оно возникает и формируется под влиянием близких людей, которые создают необходимую комфортную среду, и в этой среде осуществляется процесс самораскрытия и саморазвития ребенка. Находящиеся же в условиях семейной депривации, дети и подростки, в меньшей степени способны сформировать положительную самоконцепцию, развить уровень самосознания, идентичности в соответствии с имеющейся социальной ситуацией развития. У подростка, находящегося в условиях интернатного учреждения меньше возможностей для личностной самореализации в будущем, так как он не верит в себя, остается инфантильным, конформным, беспомощным с чувством «никому не нужности». Таким образом, исследование особенности Я-концепции подростков при вторичном социальном сиротстве представляется нам актуальной проблемой, требующих дополнительных эмпирических исследований, которые помогут сформировать подходы к профилактике вторичного сиротства и коррекции негативных последствий социальной депривации у подростков.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Палкина С.Н. О ВЛИЯНИИ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕПРИВАЦИИ НА Я-КОНЦЕПЦИЮ ПОДРОСТКА // Вестник науки №12 (69) том 4. С. 1032 - 1038. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11979 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11979



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.