'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 4
  4. Научная статья № 159

Просмотры  33 просмотров

Дышенова Т.Е., Тудупова Т.Ц.

  


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ *

  


Аннотация:
статья посвящена проблеме школьной тревожности. Исследование тревожности в контексте учебной деятельности является достаточно актуальным на сегодняшний день вопросом. Успешность обучения в общеобразовательной школе во многом определяет судьбу человека, его будущую жизнь, поскольку именно в этом возрасте формируется личность. Тревожность детей на различных этапах обучения выражается по-разному, появляется по разным причинам и проявляется в различных формах, вызывает затруднения в процессе школьной адаптации. В процессе обучения в школе у ребенка выстраивается эмоциональное отношение к собственной ведущей деятельности, которое отражается в желании соответствовать требованиям учителя и родителей по образу «хорошего ученика». Наличие высокой тревожности может быть именно тем негативным фактором, который снижает учебную успеваемость ребенка.   

Ключевые слова:
тревожность, школьная тревожность, коррекция, учебная деятельность   


На современном этапе развития общества особенно актуальными становятся проблемы развития и формирования эмоциональной сферы. В последнее десятилетие интерес психологов к изучению проблемы тревожности существенно усилился в связи с вызовами и кризисами, наблюдаемыми в современных условиях, порождающими неопределенность и непредсказуемость будущего и, как следствие, переживания эмоциональной напряженности, тревогу и тревожность. В современных условиях стало больше тревожных детей, что связано с повышенным беспокойством, подавленностью, психоэмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема детской тревожности и ее заблаговременная коррекции на раннем этапе является весьма актуальной в деятельности школьного психолога. В психологической литературе, можно встретить разные определения понятия тревожности, хотя большинство исследователей сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцировано — как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамики. Основной причиной многозначности и семантической неопределенности в концепциях тревожности является то, что термин используется, как правило, в двух основных значениях, которые взаимосвязаны, но относятся все-таки к совершенно различным понятиям. Чаще всего термин «тревожность» используется для описания неприятного по своей окраске эмоционального состояния (Т — состояние) или внутреннего условия, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства. Мрачных предчувствий, а с физиологической стороны — активацией автономной нервной системы. Состояние тревоги возникает, когда индивид воспринимает определенный раздражитель или ситуацию как несущие в себе актуально или потенциально элементы опасности, угрозы, вреда. Состояние тревоги может варьировать по интенсивности и изменяться во времени как функция уровня стресса, которому подвергается индивид.Термин «школьная тревожность» используется для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий в склонности обучающегося испытывать это состояние. Состояние школьной тревожности (как Т — состояние) характеризуется субъективными, сознательно воспринимаемыми ощущениями угрозы и напряжения, сопровождаемыми или связанными с активацией ли возбуждением автономной нервной системы. Школьная тревожность как черта личности (как Т-свойство), по-видимому, означает мотив или приобретенную поведенческую диспозицию, которая предрасполагает школьника к восприятию широкого круга объективно безопасных обстоятельств как содержащих угрозу, побуждая реагировать на них Т-состояниями, интенсивность которых не соответствует величине объективной опасности. Школьная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая школьная тревожность вызывает нарушение внимания, и в целом влияет на учебный процесс. Школьная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Современные исследования школьной тревожности направлены на различие ситуативной тревожности, связанной с конкретной внешней школьной (учебной) ситуацией, и личностной тревожности, являющейся стабильным свойством личности школьника.Надо отметить, что определенный уровень тревожности (в разумных пределах) — естественная и обязательная особенность любой личности, включая и личность ученика. Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявлением неблагополучия личности школьника. При этом выделяют оптимальный индивидуальный уровень полезной тревоги. Следует учитывать тот факт, что основная функция тревожности — сигнализирующая, то есть она ведет к тому, что подкрепляются такие реакции и такие формы поведения, которые способствуют предотвращению переживания более интенсивного страха или уменьшают уже возникший страх. Тревожность в норме является как бы сигналом об опасности. Она привлекает внимание школьника к возможным трудностям, возможным препятствиям для достижения цели, содержащимся в ситуации, она мобилизует силы ученика и тем самым позволяет достичь наилучшего результата. Поэтому нормальный уровень тревожности у ученика рассматривается как необходимый для эффективного приспособления к действительности. Какие существуют причины, которые влияют на формирование школьной тревожности: - частые обвинения и упреки, которые вызывают чувства вины,- неадекватные ожидания со стороны взрослых (родителей, воспитателей, учителей), что вызывает ситуацию неуспешности,- скупость родителей в проявлении эмоций, - страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки знаний, достижений, возможностей.- чрезмерная строгость [2].Помимо изложенных факторов страх у ученика вырабатывается в тех ситуациях, когда он переносит сильное чувство переживания. В дальнейшем это душевное состояние фиксируется эмоциональной памятью и мешает преодолевать трудности во время учебного процесса у школьника. Тревожность, как состояние психоэмоционального перенапряжения, создает чувство страха у ученика во время проверки знаний, не оправдание ожиданий окружающих. Страх, как известно, блокирует восприятие, внимание, память, мышление и в состоянии эмоционального перенапряжения ученик не может быть максимально сосредоточенным, внимательным, тем самым не проявляет свои знания в полном объёме. Следовательно, чувство тревожности приводит к общему ухудшению показателей по изучаемым школьным предметам, к нарушению организованной учебной деятельности. Отсюда актуализируется необходимость знания психологического состояния ребенка. Именно наличие высокой тревожности может быть именно тем негативным фактором, который снижает учебную успеваемость школьника. Если школьная тревожность будет устойчивой и длительной, то она переходит в качество личности. Таким образом, школьная тревожность, имея естественной основой свойства нервной системы, закладывается в результате действия социальных и личностных факторов. Вырастает значимость определения психолого-педагогических условий предупреждения, возникновения и преодоления школьной тревожности, особенно в начальный период обучения школьника.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Дышенова Т.Е., Тудупова Т.Ц. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ // Вестник науки №12 (69) том 4. С. 1014 - 1019. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11977 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11977



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.