'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 4
  4. Научная статья № 148

Просмотры  116 просмотров

Гулько И.В.

  


ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОГНИТИВНО-КОММУНИКАТИВНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается когнитивно-коммуникативный подход в обучении иностранному языку, в основе которого заложены когнитивные механизмы, помогающие решить проблемы восприятия, получения, структуризации хранения и применения информации, а также получение ключевых компетенций, позволяющих вести эффективную коммуникацию.   

Ключевые слова:
когнитивная лингвистика, изучение иностранных языков, коммуникация   


В изучении иностранных языков могут применяться различные подходы, лексический, аудитивный, интегрированный, лингвокультуроловедческий, личностно ориентированный, коммуникативный и т.д. Здесь мы подробнее остановимся на когнитивно-коммуникативном подходе. Можно отметить, что данный подход состоит из двух составляющих частей: когнитивная и коммуникативная. Коммуникативный подход провозглашает коммуникацию как главный ориентир и цель изучения иностранного языка и выделяет четыре ключевых языковых навыка: чтение, аудирование, говорение и письмо.Изучение когнитивной лингвистики стало активно развиваться в 1970-х годах XX века. Это новое направление в лингвистике и психолингвистике, которое сосредоточено на исследовании человеческого разума и процессов, происходящих внутри него, а также на состояниях разума.Когнитивная лингвистика исследует, как люди понимают, производят и интерпретируют язык. Она рассматривает язык как отражение когнитивных процессов и структур, которые лежат в основе нашего понимания мира. Когнитивная лингвистика исследует связь между языком, мышлением и когнитивными функциями, такими как восприятие, внимание, память и концептуализация.Одним из основных принципов когнитивной лингвистики является идея о том, что язык не просто отражает мир, но активно влияет на наше восприятие и понимание реальности. Когнитивная лингвистика исследует языковые структуры и механизмы, которые позволяют нам организовывать и интерпретировать информацию в нашем разуме.Согласно когнитивному подходу к исследованию, человек, поскольку является носителем определенных знаний и опыта, играет ведущую роль в формировании языковых значений. Целью же когнитивного подхода обозначается изучение вопросов восприятия, структурирования и хранения знаний.Результаты исследований в области когнитивной лингвистики, психолингвистики и лингвометодики, проведенные как отечественными, так и зарубежными учеными, предоставляют возможность сформулировать основные положения, на основе которых можно разработать методы коммуникативно-когнитивного обучения коммуникации на иностранном языке.Первое положение позволяет по-новому посмотреть на вопросы семантической структуры языка. Семантическая организация каждого языка уникальна и не может быть обобщена в универсальные принципы. Она основана на конвенциональной образности и тесно связана с структурами знания, которые отражаются в конкретном языке.Каждый язык имеет свои собственные специфические способы выражения значений и связей между ними. Например, существуют языки, в которых временные отношения выражаются с помощью глагольных окончаний, а другие языки используют отдельные слова или фразы. Эти различия отражают разные семантические структуры и способы организации значения в каждом языке.Понимание семантической структуры языка требует учета контекста, культурных особенностей и социального контекста, которые влияют на интерпретацию значений. Таким образом, семантическая структура языка представляет собой сложное взаимодействие между языковыми конвенциями, структурами знания и контекстуальными факторами.Изучение и анализ семантической структуры каждого языка позволяет лучше понять его особенности и специфику, а также расширить наши знания о разнообразии языковых систем. Это помогает нам лучше адаптироваться к различным языковым и культурным контекстам и обеспечивает более глубокое понимание языкового разнообразия в мире.Второй пункт касается грамматики и лексики. Лексика и грамматика являются ключевыми компонентами языка и служат хранилищами конвенциональной образности. Они отличаются от языка к языку и специфицируют значения в каждом конкретном языке.Лексика включает в себя словарный запас языка, то есть набор слов и выражений, которые используются для выражения значений. Каждый язык имеет свой собственный словарный запас, который отражает специфические аспекты культуры, окружающей этот язык, и специфические концептуальные категории, важные для носителей языка.Грамматика определяет правила и структуры, по которым организуется язык. Она определяет, как слова могут быть комбинированы и каким образом строятся предложения. Каждый язык имеет свои грамматические особенности, такие как порядок слов, грамматические категории, способы образования слов и другие структурные элементы. Эти особенности отражают специфическую семантическую структуру и способы выражения мысли в каждом отдельном языке.Различия в грамматическом "поведении" языковых единиц в процессе их функционирования в речевой деятельности действительно коррелируют с различиями в их значениях. Это означает, что любые трансформации, которые происходят в рамках когнитивной грамматики, могут привести к разным семантическим или прагматическим последствиям.Грамматические структуры и правила влияют на способ, которым мы выражаем и интерпретируем значения в языке. Например, различия в порядке слов могут изменить акцент или эмфазу в предложении и тем самым изменить его семантику. Также, грамматические категории и морфологические формы могут указывать на разные аспекты значения, такие как время, лицо, число и т.д.Когнитивная грамматика исследует, как грамматические структуры отражают когнитивные процессы и понимание мира. Она рассматривает грамматику как средство организации и интерпретации информации в нашем разуме. Изменения в грамматике могут привести к изменению способа, которым мы концептуализируем и выражаем значения.Таким образом, различия в грамматическом "поведении" языковых единиц имеют прямую связь с различиями в их значениях, и любые изменения в когнитивной грамматике могут привести к разным семантическим или прагматическим последствиям. Это подчеркивает важность изучения и понимания взаимосвязи между грамматикой, значением и когнитивными процессами в рамках языка.Когнитивная лингвистика так же изучает вопросы восприятия и анализа информации. Анализ языковой информации, поступающей к человеку во время коммуникации осуществляется как во время восприятия и понимания, так и во время порождения речи. Это процесс, который происходит параллельно и взаимосвязан с обоими этапами коммуникации.Во время восприятия и понимания речи, человек анализирует поступающую языковую информацию, чтобы распознать звуки, слова и фразы, а также их синтаксическую и семантическую структуру. Этот анализ включает в себя распознавание фонем, выделение слов, определение их грамматических форм и синтаксических связей, а также интерпретацию значения и интенции высказывания. В процессе понимания речи мы активно используем наши знания о языке, контексте и культурных особенностях, чтобы сделать соответствующие выводы и понять смысл сообщения.Во время порождения речи, человек анализирует свои мысли и намерения, чтобы выбрать и организовать языковые единицы, которые наилучшим образом передадут его сообщение. Этот анализ включает в себя выбор лексических единиц, грамматических форм, синтаксической структуры и других языковых ресурсов, чтобы создать связное и понятное высказывание. Мы также учитываем контекст и аудиторию, чтобы адаптировать наше высказывание к конкретной коммуникативной ситуации.Методическая система коммуникативно-когнитивного обучения иностранных студентов иноязычной речевой деятельности может включать этапы, направленные на "подключение" обучающихся к иной языковой картине мира. Эти этапы помогают студентам развить лингвокогнитивные навыки и перейти на уровень владения иностранным языком, где они способны мыслить и выражать себя на этом языке.Вот несколько возможных этапов, которые могут быть включены в методическую систему:1. Изучение культурных и социокультурных аспектов: Студенты знакомятся с культурой и обычаями страны, где используется целевой иностранный язык. Это помогает им понять связь между языком и культурой, а также развить культурную компетенцию, необходимую для успешной коммуникации.2. Развитие метакогнитивных навыков: Студенты учатся осознавать и контролировать свои когнитивные процессы при изучении и использовании иностранного языка. Это включает развитие навыков мониторинга, планирования и оценки своей речевой деятельности.3. Активное использование языка в различных коммуникативных ситуациях: Студенты учатся применять свои языковые навыки в реальных коммуникативных ситуациях, таких как диалоги, ролевые игры, дебаты и т.д. Это помогает им преодолеть языковой барьер и стать более уверенными в использовании языка.4. Развитие критического мышления и аналитических навыков: Студенты учатся анализировать и оценивать информацию на иностранном языке, развивая свою способность критически мыслить и выражать свои мысли на языке.5. Использование разнообразных источников и материалов: Студенты работают с различными текстами, аудио- и видеоматериалами, чтобы расширить свой словарный запас, понимание грамматических структур и развить навыки аудирования и чтения.6. Интеграция языкового и когнитивного обучения: Методическая система объединяет языковое и когнитивное обучение, помогая студентам развивать языковые навыки и одновременно расширять свои когнитивные способности, такие как аналитическое мышление, креативность и проблемное решение.Важно отметить, что конкретные этапы и подходы могут различаться в зависимости от методики и целей обучения, а также от уровня студентов. Целью методической системы является вывод студентов на лингвокогнитивный уровень владения иностранным языком, где они могут свободно мыслить и выражать себя на этом языке, учитывая культурные и контекстуальные особенности.Преимущества коммуникативно-когнитивного обучения включают:1. Анализ языковых закономерностей: Коммуникативно-когнитивное обучение сосредоточено на анализе того, как языковые единицы, такие как грамматические формы, структуры и синтаксические конструкции, используются в речи. Это помогает студентам понять не только правила языковой системы, но и то, как эти правила применяются в реальной коммуникации.2. Овладение языком и культурой: Коммуникативно-когнитивное обучение предполагает, что освоение иностранного языка включает не только усвоение знаний о языковой системе, но и овладение средствами иноязычной социокультурной коммуникации. Это позволяет студентам не только говорить на иностранном языке, но и понимать и адаптироваться к культурным особенностям и нюансам, связанным с его использованием.3. Расширение сферы использования языка: Коммуникативно-когнитивное обучение не ограничивается повседневным опытом и рамками использования языка. Оно включает теоретическое освоение языка, выявление правил соответствия выражений, категоризацию речевых актов и намерений, лежащих в их основе. Это позволяет студентам использовать язык более гибко и эффективно в различных коммуникативных ситуациях.4. Развитие критического мышления: Коммуникативно-когнитивное обучение способствует развитию критического мышления студентов. Анализ языковых закономерностей и средств коммуникации требует аналитических навыков и способствует развитию способности критически мыслить и оценивать информацию на иностранном языке.5. Интеграция теории и практики: Коммуникативно-когнитивное обучение объединяет теоретическое усвоение языка с его практическим применением. Студенты не только изучают языковые правила и концепты, но и активно применяют их в реальных коммуникативных ситуациях. Это помогает им развить навыки коммуникации и уверенность в использовании языка.В целом, коммуникативно-когнитивное обучение является эффективным подходом, который позволяет студентам развить не только языковые навыки, но и критическое мышление, культурную компетенцию и способность эффективно коммуницировать на иностранном языке.С учетом перечисленных выше положений и критериев, включение коммуникативно-когнитивного подхода в обучение студентов способствует выявлению наиболее общих и существенных особенностей их сознания, внутриязыковых отношений и коммуникативно-когнитивной природы языка. Это позволяет студентам осознавать и учитывать не только структурно-системные аспекты изучаемых языковых явлений, но и их коммуникативно-когнитивную значимость. Это имеет решающее значение для эффективного формирования и развития профессионально-коммуникативной компетенции студентов.Уникальность коммуникативно-когнитивного подхода заключается в том, что он объединяет языковое и когнитивное измерения обучения, позволяя студентам не только усваивать языковые структуры, но и развивать свои когнитивные способности, такие как аналитическое мышление, критическое мышление и способность к эффективной коммуникации. Коммуникативно-когнитивное обучение также акцентирует внимание на социокультурных аспектах языка, что помогает студентам лучше понять и адаптироваться к коммуникационным нормам и культурным особенностям общения на иностранном языке.Таким образом, коммуникативно-когнитивное обучение предоставляет студентам возможность развить глубокое понимание языка, его коммуникативной природы и связанных с ним когнитивных процессов. Это способствует эффективному формированию и развитию их профессионально-коммуникативной компетенции, что является важным преимуществом этого подхода.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Гулько И.В. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОГНИТИВНО-КОММУНИКАТИВНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ // Вестник науки №12 (69) том 4. С. 919 - 927. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11966 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11966



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.