'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 4
  4. Научная статья № 144

Просмотры  44 просмотров

Антонова Д.О.

  


ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ДЕТСКИХ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ *

  


Аннотация:
в работе представлен анализ окказиональных имен прилагательных в детской речи с точки зрения двух подходов онтолингвистической науки: вертикального и горизонтального. Первый актуализирует связь детской речи с языком взрослых с учетом морфологических, лексических и словообразовательных характеристик. Горизонтальный подход предполагает рассмотрение детских единиц внутри речевой системы маленьких носителей языка.   

Ключевые слова:
онтолингвистика, лексикографический анализ, окказиональные адъективы, лексико-семантические группы   


В настоящее время в области языкознания повышенный интерес вызывают вопросы изучения звучащей речи. Одним из таких направлений следует признать исследование языка детей. На основе изучений материалов речи маленьких носителей языка в течение XX века постепенно складывалась лингвистика детской речи, или онтолингвистика, основные положений которой восходили к трудам советских психологов и психолингвистов. Связь с лингвистическими и психологическими науками оказалась настолько тесной, что у ученых возникали вопросы относительно разграничения онтолингвистики и уже имеющихся самостоятельных дисциплин. В настоящее время следствием таких разногласий можно признать наличие двух подходов к изучению детской речи.В основе первого, «вертикального» подхода, лежит взгляд на речь маленьких носителей языка с позиций взрослого, т. е. главной задачей исследователей выступает анализ языковых фактов, противоречащих установленным нормам современного русского языка. Второй, «горизонтальный», подход предполагает изучение детской речи как автономного образования, где важным является признание употребляемых единиц специфичными, уникальными, а правила образования – простыми. На данном этапе развития онтолингвистики описанию морфологии детской речи посвящено сравнительно небольшое количество работ. Имена прилагательные в изысканиях лингвистов детской речи выступают как (1) элемент системы, анализируемой учеными, (2) непосредственный объект описания. В рамках вертикального подхода актуальным является рассмотрение морфологической системы детской речи с опорой на нормативный язык. В нашем научном сочинении горизонтальный подход представлен тематической характеристикой детских имен прилагательных с опорой на психологическую классификацию Д. Б. Эльконина. Важным представляется изучить связь между социальными особенностями возрастных периодов и онтогенезом детской речи. Сказанное позволяет заключить, что в работе производится попытка совместить вертикальный и горизонтальный подходы.Цель работы – представить комплексный анализ имен прилагательных, отмеченных в детской речи.Объектом исследования выступают детские имена прилагательные, предметом – семантические, словообразовательные, морфологические и онтогенетические особенности детских адъективов. Материалом работы являются 454 словарные статьи прилагательных, представленные в лексикографическом источнике – в «Словаре детской речи» В.К. Харченко (1994 года выпуска). Морфологический анализ отобранных единиц позволяет классифицировать детские адъективы по лексико-семантическим разрядам. Анализ показал, что самой многочисленной выступает группа относительных прилагательных (ветеринарный, водительский, горшной, домовский и др.). Среди них значительную часть занимают окказиональные единицы, то есть те, которые уже в заголовочной зоне не коррелируют со взрослыми ( например, беспетухный, ……). Онтолингвисты утверждают, что этот лексико-семантический разряд осваивается детьми позже остальных. Однако относительные прилагательные преобладают в словаре В. К. Харченко. Полагаем, что это связано с познанием окружающего мира и желанием ребенка выразить значение признаковости через отношение к предмету, действию, количеству и др. Кроме того, конструирование относительных прилагательных в детской речи характеризуется типологической однородностью: дети создают новые слова по уже устоявшимся продуктивным моделям нормативного языка (беспетухный, бескоробный, искосочный и др.). Некоторые из таких окказионализмов не имеют эквивалентов в нормативном языке, что демонстрирует заполнение детьми абсолютных лакун (бесхалатный, искранный и др.). Среди относительных прилагательных интерес вызывают случаи, где происходит смешение слов, сходно звучащих, но имеющих разный смысл (паронимов): елочный – еловый, курносый – куриный, малярный – малярийный, переходный – пешеходный и др. Составляющие некоторых пар имеют абсолютно разное значение, однако звуковой состав этих единиц похож, и дети без труда отождествляют такие прилагательные. Так, например, употребляя прилагательное малярный, ребенок уверен, что безошибочно наделяет комара нужным признаком: Мама, я убил малярного комара (8 л.)Анализ разряда качественных прилагательных показал, что с точки зрения семантики в речи детей зафиксированы единицы всех лексических групп, что свидетельствует о потребности детей в качественной характеристике предметов, лиц и явлений. Наиболее частотны в употреблении единицы, обозначающие физические характеристики предмета: вкус, ощущения и др (невкусный, вкусный, жгучоный, горячий, жаркий и др.). Возможно, маленькие респонденты опираются на речь взрослого эталона, который характеризует предметы и явления, которые постигает ребенок. Грамматическая характеристика качественных адъективов в большинстве случаев свидетельствует о явлении детского формотворчества, т. е. о неверном с точки зрения «взрослого» языка образовании форм сравнительной и превосходной степеней, краткой формы. Дети не имеют представления о морфонологических процессах современного русского литературного языка, поэтому при образовании форм прилагательного опираются на фонетический состав полной формы (толстый – толстее, узкий – поузее, крутой – крутее). Кроме того, компаратив наблюдается не только среди качественных, но и среди относительных прилагательных, что свидетельствует о стремлении детей добавить оттенок динамики в статичные адъективы. Детские притяжательные прилагательные по большей части характеризуются как окказиональные, но в языке взрослых такие единицы заполняют относительные лакуны. Дети конструируют адьективы со значением принадлежности, используя при этом суффиксы, часто нехарактерные для этого разряда, тем самым нарушают законы образования притяжательных единиц (барсучоный, курочный). В рамках семантических групп выбранные единицы так же, как и в нормативном языке, можно классифицировать на основании отнесенности к конкретному обладателю или к группе, классу предметов или лиц. Такое основание выделяется с учетом контекста употребления адъективов. Наибольшее количество детских единиц относится к групповым притяжательным прилагательным. Ребенку неважно, кому конкретно принадлежит описываемый предмет, главным для говорящего здесь является возможность обозначить обобщенную принадлежность: А лягушка продает мышашьи волосы (4 г.) Голова-то все-таки медведья! (5л. 10 м.) Лично-притяжательные адъективы в речи детей создаются в процессе игры, где ребенок приписывает животному, как обладателю, конкретные предметы: А мышатина квартира вот тут. Мышатина и лягушатина (3 г.), Я из лисиной квартиры иду (3 г. 11м.) А лисин подъезд вот! (3 г. 11 м.). Волк влез в лисину квартиру (3 г. 11 м.)Таким образом, рассмотрение адъективов с точки зрения вертикального подхода позволяет сопоставить детские прилгательные с нормативными, охарактеризовать семантику, словообразовательную модель, а также выявить вид лакун, заполняемых детьми в процессе производства Тематическая классификация детских прилагательных предполагает анализ и характеристику последних в рамках горизонтального подхода. Исследование адъективов производилось с учетом возрастной периодизации Д. Б. Эльконина. Интересным показалось проанализировать, какие тематические группы актуальны на каждом возрастном этапе, и установить связь с социальными и психологическими характеристиками периодов. Группы, в которые объединяются анализируемые единицы, отличаются многообразием. Это свидетельствует о всестороннем развитии ребенка, о тяге к знаниям различных направлений, а также об активной жизненной позиции.Исследуя тематический состав прилагательных каждой группы, мы установили тесную связь с особенностями возрастных периодов. Так, в дошкольном возрасте ведущей деятельностью выступает общение с окружающими и подготовка к начальному этапу обучения. Отсюда самыми частотными темами здесь выступают «Человек» и «Животные». В младшем школьном и подростковом возрасте главенствующую роль занимает учебная деятельность, поэтому в обоих периодах лидирует тематическая группа «Школа и внеурочная деятельность». В периоде раннего детства прилагательные невозможно классифицировать по тематическим группам, так как их определяет эталон, откликом на диалог, с которым выступают анализируемые единицы. Некоторые периоды имеют общие тематические группы. Так, например, в дошкольном и младшем школьном возрасте дети употребляют прилагательные с общей темой «Улица и транспорт», «Продукты питания» ид др.Особый интерес в рамках тематической классификации представляют многозначные слова. Часто значения анализируемых адъективов характерны для разных возрастных периодов. В таком случае становится интересным, каким тематическим группам принадлежат эти значения, и как меняется характер контекстуального окружения. Проанализировав такие прилагательные, мы пришли к выводу: чем старше возраст ребенка, тем конкретнее, глубже характеризуется контекст анализируемого адъектива. Таким образом, тематическая характеристика детских прилагательных позволяет выявить наиболее частотные темы внутри детской речи, без опоры на правила, законы и процессы, главенствующие в рамках «взрослого» языка.Исходя из сказанного, можно заключить, что проведенное исследование дополняет проведенные ранее лингвистические исследования, посвященные морфологической категории имени прилагательного в речи детей.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Антонова Д.О. ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ДЕТСКИХ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ // Вестник науки №12 (69) том 4. С. 891 - 897. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11962 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11962



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.