'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 4
  4. Научная статья № 141

Просмотры  57 просмотров

Корепанова О.А.

  


БИТНИЧЕСТВО И ЕГО СЛЕД В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается культура бит-поколения как масштабное литературное явление в контексте не только американской культуры, но и советской. Рассказывается о появлении течения, о его идеях, о взаимодействии с ним общественности и политики, о взаимосвязи чисто западного феномена с отечественной идеологией.   

Ключевые слова:
битники, бит-поколение, СССР, Америка, американская культура, советская идеология, литература бит-движения, творчество А   


«Ты готов был отдать душу за рок-н-ролл,Извлечённый из снимка чужой диафрагмы.А теперь телевизор, газета, футбол,И довольна тобой твоя старая мама» [6, c.38], -именно эти строки Виктора Цоя описывают весь характер ушедшей эпохи бит-поколения. У битников в нашем отчестве была довольно-таки странная судьба. Кажется, что все их уважают, любят, они кажутся народными героями, кумирами неформалов – «все эти берроузы, расстрелявшие собственных жен, и джеки керуаки, проведшие жизнь в разъездах» [7]. Но давайте поподробнее разберемся, что из себя представляло это течение в советское время, какая идеология двигала тогдашней молодежью, с чем это было связано и как проявлялось.Бит-культура зародилась в послевоенные годы (1950), когда в Калифорнийском университете встретились четыре молодых писателя: Аллен Гинсберг, Джек Керуак, Нил Кессиди и Уильям Берроуз. «Бесцельно слонявшиеся со скучающим видом по улицам, они пытались выйти за рамки традиционной литературы, отвергая общепринятые нормы искусства и американской политики и жизни в целом» [13]. Позже к ним начали присоединятся другие молодые творческие люди и просто молодежь среднего класса схожих нонконформистских взглядов.Само возникновение термина «битники» появилось случайным образом. Журналист газеты «Сан-Франциско кроникл» Герб Кеин написал в одной из своих статей о довольно странной молодежной вечеринке и употребил слово «beat» с русским суффиксом «-ник» от названия советского «Спутника-1», выпущенного в 1957 году [5, с. 13]. Автор ссылался на то, что информация о спутнике была тогда хорошо известна, а само слово родилось в его голове. Это обозначение не несло в себе положительной окраски, а скорее отражало ту неприязнь, с которым общество относилось к представителям данного движения: «Я сочинил слово «битник» просто потому, что русский «Спутник» был тогда на слуху, и слово выскочило само» [4, с. 209].Часто создание термина «битники» приписывают Джеку Керуаку – американскому писателю и поэту, автору знаменитого романа «На дороге» 1951-го года. Он придавал этому слову совсем иное значение и заявлял, что бит от английского «The Beat Generation», которое буквально переводится как «сломленные» или «разбитые», – это не разбитость, а музыкальный ритм, импульс: «Мы битники, приятель. Битник – значит блаженный, это значит, что у тебя бьется сердце, это что-нибудь, да значит. Это изобрел я» [1].Битничество 1950-х и 1960-х сформировалось как довольно агрессивная идеологическая группа, увлекающаяся дзен-буддизмом, практикующая искусство медитации, экспериментирующая с психоделиками, яростно творящая и, прежде всего, мыслящая. Если к этому добавить активный протест против американской внешней политики, американского «общественного мнения» и «общественной морали», а также против святая святых – американского образа жизни, то можно понять, почему битничество является протестом интеллигенции.В Советском Союзе бит-поколение появилось с некоторым опозданием – первый российский период битников приходится на конец 1960-х – начало 1970-х годов, когда в СССР сформировалась иная субкультура и на смену стильным пижонам и пижонкам пришли свободолюбивые неряшливые хиппи. Битники в СССР – это в основном декадентские и щегольские молодые люди, хорошо образованные и материально обеспеченные своими партийными родителями и имеющие возможность одеваться по последней моде, отращивать волосы до плеч, смущать и шокировать честных и неэтичных работников, о суровых последствиях, на которые способна «обиженная Советская власть» [10].Ко второму поколению, представлявшему бит-движение в СССР, относились художники и музыканты – «истинные русские битники» [10], для которых битническая одежда, идейный паразитизм, аморальное поведение и прочие характеристики антисоветизма были смыслом жизни и ключевым принципом существования. Если говорить о литературе битников в СССР, то она слабо оставила свой след в данном течении. Однако Андрей Андреевич Вознесенский – один из первых поэтов поколения битников в Советском Союзе – был приверженцем «разбитого», как называли его иногда по-русски, поколения, которое «провозгласило свободную любовь и кайф наркотических трипов, расслабленную манеру сквернословить публично и клясться в любви к буддизму совместно с сектантскими рок-мантрами» [11].Вознесенский воспевал битническую вольницу всю свою молодость: «Как хорошо побродить по Риму/Нищим, ограбленным, побратимом» [2, с. 61]. Из смурной России казалось, что битники и есть тот самый глоток свободы, которого советский человек был лишен не только в шестидесятые.Будучи инженером-архитектором по образованию, Вознесенского тянуло к авторству. Произведения поэта, на становление которых повлияло творчество Владимира Маяковского и Бориса Пастернака, отличались своеобразным стилем, стремлением измерить современного человека категориями и образами, экстравагантностью метафор, усложненным ритмом. Его называли изобретателем в поэзии, а в стихах всегда можно было уловить игру, конструкции, архитектурное мышление. Вознесенский стал ярким представителем нового поколения поэтов. Началась эра «шестидесятников», которые творили и мыслили свободно. Его дебютный сборник стихов «Мозаика», вышедший в 1960 году, сразу же навлек на себя гнев советской власти, поскольку молодой поэт без малейшего стеснения критиковал существовавший на тот момент политический строй. Его знаменитый скандал с Н. С. Хрущевым, в конечном итоге которого поэта занесли в черный список наряду с Беллой Ахмадулиной и Евгением Евтушенко. Несмотря на это, Андрей Вознесенский был достаточно популярным заграницей. Он очень много и часто ездил с выступлениями в Польшу, Болгарию, США, Австрию, Италию, Великобританию, Канаду, Францию. Вознесенского называли самым настоящим битником, а он общался со многими американскими представителями этого поколения, после которых осталось множество совместных фотографий. Вознесенский также написал «Монолог битника». Вот отрывок:«…Душа моя, мой зверёныш,Меж городских кулисЩенком с обрывком верёвкиТы носишься и скулишь!А время свистит красивоНад огненным Теннесси,Загадочное, как сиринС дюралевыми шасси» [3, с. 149].Наследие этой культуры дало плоды в СССР достаточно поздно и проявилось не так ярко, как в американской культуре, но сам Аллен Гинзберг, один из ярчайших представителей данного движения, признавался во многих интервью, что на него оказал большое влияние Владимир Маяковский. Сам знаменитый битник так о нём отзывался в документальном фильме «Маяковский с нами»: «Маяковский оказал огромное влияние на поэтов Америки. Он смог выразить то, о чем в тайне думают поэты во всем мире, поэтому его так любят все те, кому дорога правда в поэзии».   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Корепанова О.А. БИТНИЧЕСТВО И ЕГО СЛЕД В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ // Вестник науки №12 (69) том 4. С. 868 - 874. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11959 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11959



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.