'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 4
  4. Научная статья № 136

Просмотры  29 просмотров

Якутина И.Б., Якутина П.А.

  


РОЛЬ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ В ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ *

  


Аннотация:
статья посвящена одному из важных аспектов школьного образования – музею образовательного учреждения. С помощью анализа двух мероприятий: образовательного события – Дня реконструкции «Один день петровских преобразований» и участия в Межрегиональном фестивале-конкурсе «Миссия – сохранить» – в ней рассказывается об опыте музейной работы за прошедший учебный год. Подробно описывается временная выставка «Кабинет редкостей», позволяющая современным школьникам погрузиться в петровскую эпоху.   

Ключевые слова:
опыт, школа, общество, роль, музей, реставрация, реконструкция, петровская эпоха, фестиваль, команда   


Согласно концепции Министерства просвещения РФ, современная школа должна стать центром образования, воспитания и просвещения, который объединяет «территориально и духовно детей и взрослых, разные поколения, разные профессии, разные социальные группы для обретения смысла жизни через познание, созидание, нравственные ценности для творческого построения будущего каждого и всех в России» [1]. Были разработаны критерии, позволяющие оценить соответствие школы этим требованиям. Одним из условий значилось наличие в школе музея. К началу 2022-2023 учебного года в нашем образовательном учреждении музея не существовало, несмотря на то, что идея его создания просто витала в воздухе. Оставалось только определиться с направлением.И тогда мы предложили директору создать музей, посвященный реставраторам. После проведённого мониторинга, показавшего, что такого музея в школах Петербурга не существует, наше предложение было одобрено и мы начали работу. Так, родился музей «Миссия – реставратор» ГБОУ средняя школа № 376 Московского района Санкт-Петербурга, торжественное открытие которого состоялось 21 декабря 2022 года. Несмотря на то, что паспортизация нашего музея только готовится, здесь уже было проведено несколько мероприятий, которые внесли свою лепту в персонифицированное обучение учащихся. Расскажем подробнее о двух из них и проанализируем, как их реализация способствует выполнению поставленной цели – персонификации обучения.День реконструкции. Ежегодно в школе, которая в этом году отметила своё десятилетие, в последний день третьей четверти проводится День реконструкции. Он посвящен какому-то литературному произведению, связанному с определённой эпохой. Итак, 24 марта 2023 год День реконструкции был посвящён поэме А.С. Пушкина «Полтава», эпохе Петра I, и назывался: «Один день эпохи петровских преобразований».Вся школа на протяжении длительного времени готовится к проведению Дня реконструкции. Учащиеся выполняют разные задания, разучивают танцы, заказывают костюмы, но, в первую очередь, изучают литературное произведение. Одним из заданий, выданных каждому классу, было подготовить экспонат для «Кабинета редкостей», который мог бы заинтересовать Петра I и попасть в Кунсткамеру. Следуя современным тенденциям, важным требованием была запись аудиогида к каждому экспонату. Дети подошли к выполнению этого задания по-разному. Были экспонаты, подготовленные целым классом, например, книга «Блюда из картофеля», в которой каждая страничка оформлялась одним из третьеклассников с помощью педагога. Были экспонаты, сделанные руками детей с помощью родителей, например, калейдоскоп, бумажный парик, корзины с тюльпанами, апельсиновые деревья или книга «Юности честное зерцало» (фото 1). /Фото 1. Локация «Новые для России растения».Не противоречило заданию и предоставление готовых экспонатов. Так, на выставку Кабинета редкостей в помещении нашего музея попали туалетный столик, коллекция курительных трубок, коньки, музыкальная шкатулка и другие предметы.Часть экспонатов, которыми мы оформили уголок, посвященный военно-морскому флоту России, предоставил Петербургский яхт-клуб. Это были флаги Российской империи с выходом к четырём морям, Андреевский и Кейзер-флаг1. В центре нашей композиции была помещена непонятная конструкция, которая оказалась украшением борта точной копии линейного парусника «Полтава», спущенного на воду 15 (26) июня 1712 года со стапеля Санкт-Петербургского адмиралтейства. Копия боевого 54-пушечного линейного корабля «Полтава» была воссоздана на исторической верфи и возглавила Военно-морской парад в1.Название Кейзер-флаг произошло от немецкого Kaiser («император») и flagge («флаг»). Иными словами, это «императорский флаг». Он представлял собой соединение сухопутного узкого белого, так называемого «драгунского креста» и синего Андреевского на красном полотнище. Носовой флаг корабля. В настоящее время в России является принадлежностью исключительно военно-морских кораблей 1-го или 2-го ранга, поднимается на баке кораблей.Петербурге в 2019 году. Фотографии воссозданной «Полтавы» впоследствии были подарены музею «Миссия – реставратор» и стали его экспонатами.Здесь же мы разместили сделанную руками ребят пушку, а рядом пушечное ядро. И это ядро оказалось единственным подлинным экспонатом петровской эпохи! Как мы узнали из рассказа аудиогида, это ядро было найдено одним восьмиклассником на рыбалке в районе Мги. Сотрудники Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи предварительно подтвердили вероятность принадлежности данного предмета петровской эпохе (фото 2)./Фото 2. Локация «Военно-морской флот России».Сценарий проведения Дня реконструкции был составлен так, что наш Кабинет редкостей посетили только учащиеся средней школы (фото 3), а учащиеся начальных классов не смогли его посетить именно в этот день. Тогда нами было принято решение познакомить их с экспонатами сразу после весенних каникул. И так, как яхт-клуб смог оставить свои предметы всего только ещё на неделю, нам пришлось провести 34 занятия-экскурсии в 17 классах (делили класс пополам) начальной школы за 5 дней. На этих занятиях мы с учениками повторяли правила поведения в музее, знакомились с новыми для них бытовыми предметами (фото 4, 5), объясняли их происхождение, узнавали некоторые факты об эпохе Петра I, а также историю появления некоторых экспонатов с помощью аудиогида, учились пользоваться QR-кодами для получения нужной информации. /Фото 3. Учащиеся средней школы в «Кабинете редкостей» 24 марта 2023 года./Фото 4. Локация «Быт»./Фото 5. Занятие-экскурсия в начальной школе.После занятия в качестве рефлексии была проведена мини викторина, состоящая из 10 вопросов, ответы на которые прозвучали в ходе экскурсии.Таким образом, такое образовательное событие как День реконструкции полностью соответствует парадигме персонифицированного образования (обучения), так как в результате его проведения наряду с познавательной деятельностью, присутствует и воспитательный, и развивающий аспекты. Учитывая, что во многих педагогических исследованиях персонализация раскрывается как «принцип построения образовательного процесса, ориентированного на интересы и потребности учащихся» [2], можно говорить о том, что День реконструкции является мощным источником не только познавательной деятельности, но и её эмоционального восприятия. И, если рассматривать персонификацию «как принцип построения образовательного процесса, ориентированного на раскрытие возможностей учащихся» [2], то сама подготовка и проведение мероприятий, включенных в День реконструкции, наиболее полно способны раскрыть эти возможности.Командный проект. Подготовка проекта «От идеи – до реализации: музей «Миссия – реставратор»» и его участие в Межрегиональном фестивале социальных проектов «Миссия – сохранить», проводимом КГИОП в феврале-апреле 2023 года. Команда учащихся состояла из 5 человек, каждый из которых выполнил свою часть проекта.Целью проекта по созданию музея образовательного учреждения такой направленности стала возможность ознакомления учащихся с уникальными материалами, связанными с реставраторами и их деятельностью. Этому способствовали следующие факторы. В Петербурге – городе-музее профессия реставратора является крайне востребованной. Однако, не все подростки способны оценить её значимость. Музей, посвященный Ленинградской школе реставраторов и их деятельности в Ленинграде-Петербурге, позволяет показать деятельность реставрационных лабораторий при помощи конкретных экспонатов, создать условия для духовно-нравственного роста школьников, решить ряд образовательных задач, а также ближе познакомить обучающихся с профессией реставратора, показав на конкретных примерах результаты их деятельности. Суть проекта – организация музейного пространства для осуществления образовательной деятельности. В школе действует персонифицированный подход к обучению. Для реализации подготовки по направлению «архитектура» не было отведено специально организованного пространства, а направление «реставрация» вообще отсутствовало. Таким образом, возникла тема ИОП «Дизайн-проект архитектурной мастерской в здании школы», который стал отправной точкой для разработки концепции будущего музея ОУ и нашего социального проекта.Музей «Миссия – реставратор» это – образовательная среда для обучающихся начальной, средней и старшей школы и их родителей, а также учащихся художественных школ и колледжей, где магистральными направлениями являются творчество и профориентация. Можно обозначить некоторые ожидаемые результаты:Гармонизация развития личности детей и подростков, путём их приобщения к предметам (шедеврам) культурно-исторического наследия.Расширение возможностей персонифицированного подхода в обучении, решение определённых образовательных и профориентационных задач, предпрофессиональная подготовка и получение предпрофессиональных компетенций по профессиям: реставратор, экскурсовод, музеевед, дизайнер и др. Создание условий для развития творческих способностей и кругозора всех обучающихся, особенно открытых к сотрудничеству или входящих в актив музея. Условия для патриотической работы, формирования гражданской позиции, навыков работы в команде, профилактики вандализма.Создание музея в ОУ повышает рейтинг школы, приближает к реализации Указа Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года».К публичной защите проекта мы подготовили ученика третьего класса, который его блестяще защитил. (Этот ученик уже провёл несколько мини экскурсий в музее (фото 6)). При подведении итогов, наш проект стал призером Фестиваля и получил второе место среди проектов, представленных командами Петербурга. Команда школы получила Благодарственное письмо от Правительства Санкт-Петербурга, подписанное Председателем КГИОП Сергеем Макаровым (фото 7). Кстати, одна из участниц проекта поступила на первый курс Архитектурного факультета Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета (СПб ГАСУ), что является одним из подтверждений успешной реализации персонифицированного обучения, осуществляемого в нашей школе и правильно выстроенным образовательным и профориентационным маршрутом: выбор профессии дизайнера архитектурной среды – выполнение индивидуального образовательного проекта (выбор соответствующей темы) – участие в командном социальном проекте (наследие СПб) – поступление в ГАСУ.Осознавая значение школьного музея и его роль в образовательной среде, можно сказать, что музей «Миссия – реставратор» базируется «на основных положениях гуманистической парадигмы и личностно-ориентированного образования», когда «персонифицированное обучение рассматривает ребенка как субъекта познавательной деятельности. При этом, в отличие от индивидуализированного обучения, школьник участвует в определении целей, содержания образования, способов его освоения и оценке полученных результатов. Меняется и роль учителя, который в этой системе выступает в качестве консультанта, помощника, со-творца» [3]. Именно в этом качестве мы и выступили как руководители данного проекта.Важно отметить, что создание первого в Санкт-Петербурге (возможно и в России) музея, посвященного деятельности реставраторов – это реализация мечты создателей Ленинградской школы реставраторов. Нам стало известно, что настоящее время музей реставрации организуется и в КГИОПе Санкт-Петербурга.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Якутина И.Б., Якутина П.А. РОЛЬ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ В ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ // Вестник науки №12 (69) том 4. С. 824 - 836. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11954 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11954



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.