'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 4
  4. Научная статья № 135

Просмотры  32 просмотров

Шеховцова В.А.

  


ТРАДИЦИОННОЕ СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ *

  


Аннотация:
данная научная статья исследует тему традиционного семейного воспитания в современной России, историю становления традиционного воспитания в России. В статье так же исследуются изменения в современном обществе, которые влияют на традиционное семейное воспитание.   

Ключевые слова:
традиционное семейное воспитание, семья, ценности, современное общество, укрепление семейных связей, социология, история воспитания, воспитание, становление воспитание, изменение традиций семьи   


Изучение традиционного семейного воспитания не является новой темой. Исследованиями традиций в воспитании и формирования традиционных семейных ценностей ученые занимаются уже несколько десятков лет. Например, в исследованиях Л.О. Володиной определены «заглавные духовные ценности семьи: род, нация, общество, государство, природа» [Володина, 2011]. Многоуровневая структура духовно-нравственных ценностей, которые выявила Л.О. Володина, раскрывают гуманистический потенциал семьи в России, складывавшийся столетиями. Под традиционным воспитанием мы понимаем наличие тех или иных традиций, поэтому в понятие традиционного воспитания включаем те семейные ценности, которые были характерны для того или иного исторического периода страны.Если рассмотреть историю становления традиционного семейного воспитания, то она уходит в далекое прошлое. Суть формирования семейных традиций можно понять, проанализировав весь исторический путь становления семьи как института.В первобытные времена не было семейного воспитания. Дети принадлежали всему племени или роду, и семьи в привычном понимании не существовали. Основной целью воспитания было обучение детей выживанию и добыче ресурсов для существования. С развитием общества семья стала самостоятельной.На древней Руси существовали два типа семей: малая и большая. Большие и малые семьи из одной деревни объединялись в общины, которые принимали важные решения, касающиеся семей в их составе.Малая семья состояла из мужа, жены и их детей, имела свой отдельный двор. Большая семья, или "род", состояла из нескольких поколений, включая пожилых родителей, их детей с супругами и внуков. Взаимосвязь с другими семьями была тесной. Члены нескольких семей, имеющих общего предка, поддерживали близкие отношения. Каждый член рода должен был заботиться о его чести, соблюдать традиции рода, охранять его и учитывать мнение всех членов рода. Неподчинение этим законам приводило к изгнанию из рода.Малые и большие семьи были патриархальными, и стиль воспитания был преимущественно авторитарным. С детства в детях воспитывались ответственность и трудолюбие, так как взрослая жизнь требовала обязанностей по содержанию семьи, заботы о детях и стариках, воспитанию и социализации детей.После принятия христианства на Руси сформировались новые социальные нормы, включая обязательное вступление в брак. Будущие супруги выбирались родителями детей, и они часто не знали друг друга до обряда венчания.Люди, достигшие зрелого возраста и отказывающиеся вступать в брак, считались грешными и нездоровыми. Неженатые мужчины не считались полноценными членами общества и их мнение не имело веса, как в семье, так и в общине. Девушки, не вышедшие замуж, также подвергались осуждению со стороны древнерусского общества.Семья без детей была негативно воспринимаема и осуждалась обществом. В древней Руси семья считалась ценностью христианства, и каждый православный человек следовал установкам церкви, которые призывали к браку и рождению детей, осуждали бездетную жизнь и отрицали развод. Повторный брак был возможен только после смерти супруга. Эти социальные установки привели к высокой рождаемости и низкому проценту разводов в России того времени.К XVI веку семья стала более независимой и самостоятельной единицей. Описание структуры и правил семьи того времени можно найти в "Домострое", автором которого является протопоп Сильвестр. В семьях сохранялась патриархальная структура, где отец был главой семьи и его слово имело вес, сравнимый со словом царя. Семейная жизнь строилась вокруг интересов и воли главы семейства, и никакие ссоры не должны были выноситься за пределы дома.Жена и дети полностью подчинялись отцу семейства, но у него были ограничения в действиях, например, запрещалось поднимать руку на женщину. Дети учились трудолюбию, нравственности и соблюдению правил общества. Уже в 7-8 лет дети умели заниматься ремеслом и помогали в хозяйстве, также им уделялось внимание в вопросах вежливости. В воспитании детей участвовали оба родителя, но основная роль была возложена на мать, которая также руководила домашним хозяйством.В семьях с достатком воспитание отличалось тем, что детям нанимали нянь и учителей, которые осуществляли основную часть воспитания.Семейное воспитание включало традиционные праздники, которые передавались из поколения в поколение. Религиозные праздники в семейном кругу формировали веру в Бога, уважение к старшим и чувство ценности семьи у детей.С течением времени воспитание и традиции изменились. Появление школ и доступность образования привело к тому, что образовательная функция перешла на школу. Одновременно увеличилось количество людей, стремящихся к образованию и высокому статусу, чтобы обеспечить себе хорошую жизнь. Создание семьи уступило место получению образования, и традиция семьи потеряла важность.В начале XX века произошли культурные, экономические и политические изменения, которые сильно повлияли на семью как социальный институт. Мобильность рабочей силы и переезды в другие места жительства ослабили связи с родственниками, увеличив количество сирот и неполных семей.Изменения в традициях привели к тому, что некоторые традиционные семейные праздники перестали праздноваться, а на их место пришли советские праздники, такие как Годовщина Октябрьской Революции, Международный день солидарности трудящихся и День Победы. Вера в Бога была запрещена, и духовные традиции изменились. Основным направлением воспитания стало привитие любви к труду и уважения к товарищам.Однако семейное воспитание продолжало заботиться о передаче любви к семье и стимулировании мысли о важности создания своей семьи в будущем. Это семейное воспитание было поддерживаемо устоями, сформированными годами воспитания по "Домострою".Изменения внутри семей затронули обязанности. Женщины стали больше работать на производстве, что повлияло на структуру семей. В результате стало больше семей с одним ребенком, так как женщины не могли уделять много времени воспитанию.В начале XXI века традиционное семейное воспитание стало еще более разнообразным и многогранным.В начале 2000-х годов произошел технологический прорыв, который повлиял на семью и ее отдельных членов. Родители стали иметь меньше времени на домашние дела из-за увлечения работой, поэтому они нанимали нянь или отдавали воспитание бабушкам и дедушкам. Традиции внутри семьи также изменились, семья реже собиралась на праздники, и активный отдых всей семьей уменьшился. В современной стратегии воспитания меньше внимания уделяется формированию стремления к созданию собственной семьи. Снижение рождаемости в России стало явлением, и на трех родившихся человек в минуту умирают четыре. Подрастающее поколение стало более толерантным из-за доступности интернета и влияния медийных личностей. Родители различно реагируют на это, но некоторые считают, что ребенок сам должен выбирать свою личность. В результате современное общество уходит от традиционного воспитания и стало более лояльным, что может иметь отрицательные последствия. В целом, эти изменения имеют свои плюсы и минусы.Нами было проведено исследование ценностных семейных ориентаций подростков на базе одной из школ Великого Новгорода. Для проведения исследования нами была выбрана методика, направленная на изучение ценностных ориентаций, разработанная М. Рокичем. В исследовании приняли участие ученики восьмых классов (43 человека).Из методики М. Рокича нами была взята шкала терминальных ценностей, в которой респондентам было предложено присвоить номер по степени важности от 1 до 16 (от более важного к менее важному).Проанализировав первые пять наиболее важных мест для респондентов, мы можем сделать выводы о наиболее важных ценностях у современных подростков и их отношении к семье.Наиболее важным для современных подростков является их здоровье. Вариант «Здоровье» в первые пять важных пунктов входит у 95.2% опрошенных учеников. Вторым по распространенности в первых пяти вариантах является вариант «Семья». Этот вариант в первых пяти пунктах расположили 90.5% респондентов. Третьим популярным вариантом является «Образование». В первых пяти важных пунктах данный вариант встречается у 85.7% опрошенных подростков.Четвертым распространенным выбранным пунктом является «Любовь». В первых пяти важных вариантах для подростков он встречается у 76.2% опрошенных.Пятым распространенным выбором в первых пяти пунктах является «Материально обеспеченная жизнь». Встречается у 61.9% респондентов.Опираясь на проведенный анализ, мы можем сделать вывод, что наиболее ценным для подростков является здоровье. Семейные ценности по важности занимают второе место. Такие результаты свидетельствуют о достаточной развитости осознания важности сохранения своего здоровья и заботе о себе у подростков, и положительном отношении уже в возрасте 13-14 лет.В ходе исследования традиционного семейного воспитания в современной России мы сделали следующие выводы. Современное воспитание отходит от старых традиций и устоев, проявляя равноправие и демократичность. Эти изменения подтверждаются научной литературой и экспериментальными исследованиями, а также результатами проведенной нами методики.Мы обнаружили, что у современного поколения сформировались новые семейные ценности, отличающиеся от традиционных. Однако некоторые аспекты остаются неизменными как в традиционном, так и в современном воспитании. Семья остается важной ценностью для подростков, и они считают, что нужно помогать родителям в быту и в воспитании младших братьев и сестер. Помощь пожилым также является значимым аспектом для современных подростков.Мы считаем, что такие изменения в воспитании являются положительными. Современная семья стала более самостоятельной и равноправной, сохраняя при этом лучшие семейные ценности из традиционного воспитания.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Шеховцова В.А. ТРАДИЦИОННОЕ СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ // Вестник науки №12 (69) том 4. С. 816 - 823. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11953 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11953



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.