'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 4
  4. Научная статья № 130

Просмотры  23 просмотров

Петракова А.В.

  


СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются вопросы здоровья студентов, здоровьесберегающие технологии, влияющие на улучшение состояния здоровья подростков.   

Ключевые слова:
экология, здоровье, факторы риска, здоровьесберегающие технологии, практическая работа преподавателя   


Экология и здоровье – это неразрывно составляющая часть просветительской деятельности педагогического сообщества. Наше здоровье всегда было очень важным вопросом любого времени. Здоровье человека в первую очередь, зависит от стиля жизни.В последнее время закономерно возросло внимание и к здоровью студентов, потому что состояние здоровья подростков – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.Формирование подросткового восприятия мира во многом зависит от влияния на них не только экологии, но и в целом общества. Безусловно, на состояние здоровья подростков оказывают существенное влияние неблагоприятные социально-экономические условия. Задача педагогов состоит не только в том, чтобы сохранить здоровье студентов на период обучения, но и в том, чтобы подготовить их к дальнейшей успешной и благополучной жизни [3]. По данным Института возрастной физиологии РАО, образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье подростков. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать факторы, оказывающие влияния на здоровье учащихся:- стрессовая педагогическая тактика,- несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям студентов,- несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса,- недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей,- провалы в существующей системе физического воспитания,- интенсификация учебного процесса,- функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья,- отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни [4]. Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у студентов постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система образования имеет здоровьезатратный характер.Ухудшение здоровья подростков в образовательных учреждениях связано с перегрузкой нервной системы из-за нехватки времени. Также наличие привычки курить, употреблять спиртное и наркотики – одна из самых тревожных и беспокойных для родителей и педагогов. Эти привычки получили в последние годы широкое распространение среди студентов, причем к курению дети приобщаются нередко уже в младшем школьном возрасте, а тяга к спиртным напиткам и наркотикам появляется в старших классах. Иногда простое любопытство, желание «все попробовать» со временем приводит к трагическим последствиям. Выход из ситуации – изменение образа жизни, занятия спортом, ежедневные прогулки на свежем воздухе с родителями и друзьями, совместный активный отдых на природе. Анализ факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы преподавателей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому преподавателю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.Преподаватель может сделать для здоровья ученика больше, чем врач. От него не требуется выполнять функции медицинского работника, просто педагоги должны работать так, чтобы обучение не вредило студентам. Преподаватель должен на личном примере показывать учащимся, как нужно заботиться о собственном здоровье.Использование здоровьесберегащих технологий началось сравнительно недавно. По мнению В.Д. Сонькина здоровьесберегающая технология – это:условия обучения ребенка (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания),рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями),соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка,необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим [1].Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым студенты учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.Здоровьесберегающие технологии предполагают совокупность психологических, медицинских, педагогических воздействий, которые направлены на обеспечение и защиту здоровья учащихся. Близкими к здоровьесберегающим технологиям являются медицинские технологии профилактической работы, проводимой в образовательных учреждениях. Примерами такой работы служит вакцинация учащихся, контроль за сроками проведения прививок и т.д. Эта деятельность также направлена на сохранение здоровья студентов.Задача здоровьесберегающей педагогики – обеспечить студенту высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья.Таким образом, охрана здоровья подростков предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Петракова А.В. СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ // Вестник науки №12 (69) том 4. С. 795 - 799. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11948 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11948



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.