'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 4
  4. Научная статья № 129

Просмотры  32 просмотров

Панина М.В., Егазарова Е.Е.

  


ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА *

  


Аннотация:
эстетическое развитие детей в современном мире предполагает приобщение к культуре, художественному творчеству наравне с общим образованием. У детей уровень эстетической воспитанности, в зависимости от условий жизни и воспитания, часто неодинаков, и педагоги в общем процессе воспитания стремятся к оптимальному уровню эстетической воспитанности.   

Ключевые слова:
художественно-эстетическое воспитание, дошкольный возраст, эстетическое воспитание, художественное воспитание   


В последние годы наблюдается увеличенный интерес к вопросам художественно-эстетического развития детей. Это важное средство для формирования отношения к реальности, нравственного и интеллектуального развития, а также создания всесторонне развитой, эмоционально богатой личности. В этом контексте придается все большее значение развитию эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые постепенно превращаются в эстетические чувства и способствуют формированию эстетического отношения к миру. Использование различных видов искусства в процессе художественно-эстетического развития ребенка предоставляет уникальные возможности для его личностного роста, активизирует творческий процесс, углубляет эмоции, развивает чувства и интеллект.Ученые рассматривают художественно-эстетическое развитие дошкольников как целенаправленный процесс, направленный на формирование способности воспринимать красоту окружающего мира и развитие творческих способностей в искусстве.Эстетическое воспитание представляет собой целенаправленный и систематический процесс оказания воздействия на развитие эстетического восприятия у детей. Оно призвано развивать способности ребенка видеть и создавать красоту в окружающем его мире и искусстве. Эстетическое воспитание начинается с раннего детства и является неотъемлемой частью воспитания детей. Важно отметить, что эстетическое воспитание имеет широкий спектр значений, включая воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту и искусству. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно сопровождается эмоциональной окраской и определенным отношением к нему. Воспитание детей с использованием искусства является ключевым аспектом художественного воспитания. «Художественное воспитание есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве» [12, с. 86].Вопросу развития художественно-эстетической сферы у дошкольников уделяется пристальное внимание множества ученых, в числе которых B. В. Асафьев, Д. С. Лихачев, Д. Б. Кабалевский, В. Н. Шацкая, Н. А. Ветлугина, И. А. Домогацкая, Б. П. Юсов и многие другие. Под термином "художественно-эстетическое развитие" исследователи (Н. А. Ветлугина) понимают определенный уровень потенциала личности, который характеризуется насыщенностью и направленностью эмоционально-чувственных переживаний, а также полнотой духовного наслаждения и радости, которые человек испытывает во время всех аспектов своей жизнедеятельности [10, с. 23].Процесс художественного и эстетического развития приобретает социальный характер и заключается в том, что искусство становится основным средством передачи духовного опыта человечества и эмоционально-ценностного отношения к жизни в современных условиях. Важная роль художественного-эстетического развития заключается в том, что оно способствует восстановлению связей между поколениями и созданию и поддержанию гармонии духовного мира личности.Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности. В книге «Ребенок в мире творчества» под редакцией Н. Варкки можно найти такую формулировку: «Педагогика определяет художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве» [8, с. 59]. Таким образом, художественно-эстетическое воспитание обладает активной и творческой направленностью, которая не должна ограничиваться только задачей наблюдения, но также должна развивать способность создавать прекрасное как в искусстве, так и в жизни. Взаимодействуя с эстетическими проявлениями в жизни и искусстве, ребенок непременно претерпевает эстетическое и художественное развитие. Основной целью является воспитание и развитие тех качеств и способностей, которые не только позволят личности достичь успеха в любой сфере деятельности, но и стать творцом эстетических ценностей, получать удовольствие от них и любоваться красотой окружающей действительности.И.А. Лыкова отмечает, что мировоззрение ребенка в дошкольном возрасте непрерывно меняется и наполняется новыми сущностями, что воздействует на его личностный рост, обогащает эстетические способности и творческие импульсы, объединяя различные пути развития (интеллектуальный, художественно-эстетический, нравственный, физический) в процессе взаимодействия ребенка с другими детьми и взрослыми в увлекательной и содержательно-насыщенной деятельности [13, с. 24]. Современные специалисты в области психологии, физиологии и педагогики (Л. Ю. Зубкова, Т. Н. Доронова, И. А. Лыкова, М. Ибука, С. Судзуки и др.) выделяют важность начала развития художественно-эстетического воспитания детей еще с раннего детства. Чем раньше дети начинают осваивать множество аспектов обучения, тем более легким и быстрым становится их физическое, духовное и эмоциональное развитие [11, с. 13].Эстетический вкус формируется у человека в процессе многолетнего становления его личности. Впрочем, раннему возрасту, включающему дошкольный период, нельзя приписывать значимость в этом вопросе. Однако это никоим образом не означает, что детям необходимо отказывать в возможности формирования эстетических предпочтений раньше. На самом деле, эстетическая информация, с которой они знакомятся в раннем возрасте, является фундаментом для их будущего эстетического восприятия. Воспитателю необходимо направить внимание детей на эстетические качества явлений в жизни и искусстве. Только так они могут полноценно овладеть эстетической сущностью, формой и содержанием. Это требует развития у ребенка чуткости к различению формы, цвета, умения оценить композицию, а также музыкального слуха, способности различать тон, звуки и другие аспекты эмоционально-чувственной сферы. Начало художественно-эстетического отношения к миру заключается в развитии культуры восприятия [9, с. 15].Таким образом, постепенно у дошкольников формируется комплекс представлений, отражающих его индивидуальные предпочтения и симпатии. Цель всей системы художественно-эстетического воспитания сводится к общему развитию ребенка в эстетическом, художественном, духовном, нравственном и интеллектуальном планах. Достижение этой цели происходит благодаря решению следующих задач: освоению ребенком основ эстетической культуры, развитию способности к художественно-эстетическому творчеству и расширению эстетических психологических качеств человека, которые проявляются в эстетическом восприятии, эмоциональном состоянии, оценке, предпочтениях и других психических характеристиках, связанных с эстетическим воспитанием.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Панина М.В., Егазарова Е.Е. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Вестник науки №12 (69) том 4. С. 789 - 794. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11947 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11947



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.