'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 4
  4. Научная статья № 128

Просмотры  17 просмотров

Носырева И.Г., Першина Т.О.

  


ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СПО ДЛЯ ЛИЦ С ОВЗ И ИНВАЛИДОВ *

  


Аннотация:
в работе рассматривается модель инклюзивного образования в системе СПО. Особое внимание уделяется проблемам доступности образования для лиц с особыми образовательными запросами. В заключении рассматриваются необходимые меры для решения проблем обучения детей с ОВЗ и детей- инвалидов в системе СПО. Основным результатом получения средне-профессионального образования автор указывает трудоустройство   

Ключевые слова:
лица с ОВЗ, инвалиды, инклюзивное образование, образовательный запрос   


В настоящее время в России насчитывается 11,7 млн. людей с инвалидностью. Из них 5,6% – дети-инвалиды. Детская инвалидность неуклонно растет, по статистическим данным в 2018 г. - 651 тыс. детей – инвалидов, на 1 января 2023 года – 722 тысячи. Растет и число детей с ограниченными возможностями здоровья [4]. В настоящее время обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) можно считать одним из приоритетных направлений политики государства. Это подтверждается изменениями и в законодательной сфере, и в «мировоззрении школы». Так, Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании в РФ» трактует инклюзивное образование как «…обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [1].Получение образования в целом и получение профессии (специальности), в частности, в настоящее время важны для самореализации обучающихся с особенностями и их адаптации в современном мире. А отношение к инвалидам и лицам с ОВЗ выступает одним из базовых индикаторов зрелости общества, его консолидации и жизнеспособности. Здоровое общество не допускает пренебрежительного отношения к гражданам с инвалидностью.Для лиц с особыми образовательными потребностями полноценная профессиональная самореализация зависит не только от качества воспитания, но и от уже пройденных образовательных ступеней, начиная с дошкольного возраста. Содержательное наполнение и полноценная реализации предпрофессиональных и профессиональных этапов образования выводит обучающихся на качественно более высокий уровень в будущей профессиональной деятельности и делает его более востребованным на рынке труда.Обеспечение доступа обучающихся с особыми образовательными запросами к среднему профессиональному образованию является как одним из приоритетных направлений государственной политики в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в целом, так и важной составляющей реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2018-2025 годы [2].Интеграция образования обучающихся с особыми образовательными запросами является процессом, ставящим перед образовательной системой большой ряд сложных вопросов и новых задач. В отличие от зарубежной системы образования, в которой инклюзия имеет богатый опыт и законодательное закрепление, наша отечественная инклюзия только начинает складываться и развиваться.Для полноценного обучения в системе СПО обучающихся с особыми образовательными запросами необходима не только методическая оснащенность аудиторий, но так же индивидуальный подход к каждому из них в связи с его физическими, умственными и психологическими особенностями развитиями, умениями и навыками.При организации образовательного процесса в системе СПО для обучающихся с особыми образовательными запросами важнейшую роль играет грамотная организация информирования таких детей, их родителей (законных представителей) о возможностях получения среднего профессионального образования. Оказание им помощи в подборе профессии или специальности, которую обучающийся с учетом имеющихся нозологий сможет в полном объеме освоить на основе адаптированной образовательной программы поможет не только получить образование, но и в дальнейшем трудоустроиться по профессии.Такой подход позволит трудоустроить лиц с ОВЗ и инвалидов на рынке труда. Ведь даже обычный здоровый человек, получая профессию, не всегда может трудоустроиться. При этом у него есть трудовые ресурсы и ресурсы времени, а у лиц с ОВЗ и инвалидов очень часто такая реализация себя затруднительна, не только во временном, но и в моральном компоненте.Изучая доступность получения образования лицам с особыми образовательными запросами в СПО, были отмечены проблемы и трудности, встречающиеся при их реализации.Недостаточная обеспеченность правовой регламентации инклюзивного образование в системе СПО на федеральном уровне, помимо «Конвенция о правах ребенка» (1989), «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1990), «Стандартные правила по созданию равных возможностей для людей с инвалидностью» (1993), «Декларация о развитии включающего образования» (1994) и другие законодатель не предусматривает закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья». Так же нет положения об инклюзивном обучении, где были бы определены права и обязанности образовательной организации и родителей.Актуальной проблемой в реализации инклюзивного образования, в системе СПО является создание «безбарьерной» образовательной среды. Одним из общих правил такой образовательной среды является критерий ее доступности для лиц с ОВЗ и инвалидностью.Как бы не реализовывалась в образовательных учреждениях «безбарьерная» образовательная среда, доступность для лиц с особыми образовательными запросами в СПО не всегда предполагает оборудование пандусами, путями продвижения внутри зданий, лифтами, подъемными устройствами, но и так же оснащение зданий СПО учебными, реабилитационными и специализированным компьютерным оборудованием и автотранспортом.Кроме того, доступность образования для лиц с особыми образовательными запросами в СПО должно основываться:- на эффективной системе психолого-педагогического и медико-социального сопровождения в системе СПО, - формировании у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к проблемам лиц с ОВЗ и инвалидностью, что требует от администрации образовательных организаций условий доступности в соответствии с порядком обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи [3].Можно выделить диапазон различий в лиц с ОВЗ и инвалидностью: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до лиц с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы или других тяжелых ограничений жизнедеятельности. Лица, способные при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками до лиц, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования.Поэтому для каждого лица с особыми образовательными запросами необходимо создавать индивидуальную программу обучения исходя из его знаний, умений и навыков, полученных в общеобразовательном учреждении. Однако данный подход является более затратным, как в финансовом, временном контексте, так и в нежелании преподавателей заниматься кропотливым трудом, основываясь на индивидуализации лица с особыми образовательными запросами.Одной из главных проблем обучения лица с особыми образовательными запросами является недостаточная подготовленность педагогических кадров в системе СПО, работающих с ними. Педагоги образовательных организаций, которые никогда не сталкивались с особенностями обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью, часто не владеют необходимыми знаниями, приемами и методиками специального образовательного процесса, даже несмотря на то, что прошли курсы повышения квалификации [3]. Так же не все педагоги готовы связать свою педагогическую деятельность с лицами с особыми образовательными запросами как на эмоциональном, психологическом уровне, так и на профессиональном.В системе СПО отмечаются и психолого-педагогические трудности:- проблема неприятия детей с ОВЗ,- проблема непринятия идеологии инклюзивного образования,- трудности в понимании и реализации подходов к обучению,- нежелание многих родителей обучать своих нормально развивающихся детей вместе с детьми с ОВЗ и инвалидностью,- неадекватное восприятие нормально развивающимися детьми сверстников с ОВЗ,- трудности социально-психологической адаптации детей с ОВЗ.Одной из наиболее значимых трудностей в реализации образования лиц с особыми образовательными запросами является выстраивание взаимоотношений с другими обучающимися, межличностных отношений. Боязнь негативной оценки, неадекватного поведения со стороны сокурсников обучающихся с ОВЗ и инвалидов является причиной нарушений взаимодействия, формирования закрытой позиции и отчужденности.До недавнего времени о лицах с ограниченными возможностями и детей-инвалидов в Российской Федерации не говорили «вслух», каждый родитель был закрыт в свое семье и не предавался возможности говорить об этом, показывать своего ребенка, развивать и обучать. На сегодняшний момент в России развивается сеть общественных организаций, различных государственных программ, которые призваны помочь решить проблемы различного характера, возникающие в семьях, в которых есть дети с ОВЗ и дети-инвалиды.Можно подчеркнуть итогом получения образования лица с особыми образовательными запросами является трудоустройство выпускников СПО. По статистическим данным, в Российской Федерации проживает около 10 млн инвалидов. Постоянную работу имеют только 13?15% из них. Причем инвалиды, освоившие программы СПО имеют занятость, не превышающую 45%.Таким образом, для того, что получить старт в решении проблем детей с ОВЗ и детей-инвалидов в образовательных организациях системы СПО необходимо:- создать нормативно-правовую базу процесса равного образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья в системе СПО,- обеспечить образовательный процесс профессионально подготовленными педагогами СПО и специалистами сопровождения, способными реализовать индивидуальный подход,- создать «безбарьерную» образовательную и социальную среду образования, ориентированного на принципы принятия и взаимопомощи,- трудоустроить каждого выпускника СПО по полученной специальности.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Носырева И.Г., Першина Т.О. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СПО ДЛЯ ЛИЦ С ОВЗ И ИНВАЛИДОВ // Вестник науки №12 (69) том 4. С. 781 - 788. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11946 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11946



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.