'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 4
  4. Научная статья № 123

Просмотры  38 просмотров

Митина А.С.

  


ТЕНДЕНЦИИ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИИ: ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ МОДЕЛИ ИОТ *

  


Аннотация:
в работе отражены основные тенденции, происходящие в высшем образовании в России, раскрыты особенности внедрения модели ИТО, отмечены вызовы и перспективы развития.   

Ключевые слова:
высшее образование, индивидуальные образовательные траектории, модели образования, тенденции в образовании   


Индивидуальные образовательные траектории (далее - ИОТ) в университетах России представляют собой уникальные пути обучения, которые формируются под влиянием различных факторов, таких как предпочтения студентов, академические интересы, доступность курсов и специализаций, а также современные требования к профессиональной подготовке. В данной статье рассмотрим ключевое аспекты индивидуальных образовательных траекторий в российских университетах.Прежде всего, необходимо отметить, что выделяют традиционную и модель обучения, и индивидуальную образовательную траекторию.Отметим основные особенности традиционной модели: В университете, работающем по традиционной модели, все предметы делятся на два типа: общеобразовательные и профильные.Общеобразовательные дисциплины обязательны для всех и не зависят от выбора специализации. Часто студенты посещают эти предметы скорее по необходимости.В свою очередь профильные предметы порой ограничивают выбор студентов в одной области, не предоставляя возможности расширить горизонты, испытав что-то новое за пределами выбранной специализации. Более того, молодым людям необходимо определить, чем они хотят заниматься в будущем в совсем юном возрасте: 16-18 лет. Многие выпускники университетов осознают, что не получили то, чего ожидали от своего образования, и это заставляет их пересматривать свои карьерные планы.Согласно исследованию, более 41% людей с высшим образованием в России не работают по специальности. Среди них 37% никогда не работали в своей области, а 24% сменили профессию из-за неактуальности предыдущей (поняли, что это не их).Что касается организации учебного процесса – оно похоже на школьное: утвержденные на семестр пары на всех курсах, заранее спланированное расписание. Но в данный момент на рынке отмечаются тенденции, которые требуют соответствующего реагирования: 1. С каждым годом темпы развития науки, мировых событий и общественного прогресса ускоряются. 2. Требования рынка труда квалифицированных специалистов постоянно возрастают, ожидая от них высокой адаптивности и гибкости в быстро меняющейся среде.3. Возрастает уровень осознанности молодого поколения. Студентам важно понимать, для чего они занимаются той или иной деятельностью, на первое место ставится вопрос «зачем». Они не хотят учиться просто "потому что так полагается", они стремятся к развитию как для успешной карьеры, так и для личного роста.Безусловно, в российской системе образования происходят изменения, соответствующие новом реалиям. Постепенно вводится практика индивидуальных образовательных траекторий для студентов. Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) представляет собой индивидуально построенную программу обучения студента в университете. Начиная с первого курса, студент имеет возможность выбирать не только обязательные курсы, которые изучают все студенты группы, но и предметы, а также преподавателей, которые вызывают у него наибольший интерес. ИОТ имеет гибкую структуру, позволяющую студенту изменять свой учебный маршрут в соответствии с его предпочтениями, например, если ему не подходит какой-то предмет или преподаватель, можно перейти к другим в конце семестра.Данная система к нам приходит с запада. Особенно она привычна для американцев. Существует несколько вариантов построения ИОТ. Так, например, на бакалавриате Массачусетского технологического института предоставляется обширный выбор образовательных программ, однако все студенты подчиняются общим требованиям и порядку прохождения учебной программы. На закрытие каждого обязательного блока у студентов есть четыре года, более того предметы выбирать можно как в начале обучения, так и в конце. Одним из необходимых шагов для студента является определение основной специализации (мэйджора) и дополнительной направленности (майнора), в то время как оставшийся блок состоит из различных элективов. Такая модель образования применяется в большинстве американских университетов.Western Governors University внедрил другую концепцию образования, предоставляя студентам возможность самостоятельно определять свой темп и последовательность обучения, вместо того чтобы выбирать предметы. Этот подход сделал университет очень популярным среди работающих студентов и тех, кто имеет семью, поскольку обучение можно завершить в удобном для них индивидуальном ритме. Также здесь можно упомянуть систему 2+2+2, которая была впервые внедрена в американских университетах в 1940-х годах, в период после тяжелого экономического кризиса, когда правительство поставило перед университетами две основные цели: обучение специализированным навыкам и формирование общего мировоззрения, чтобы студенты могли лучше адаптироваться к изменяющимся рыночным условиям, включая возможные будущие кризисы.На данный момент примерно 10% американских университетов применяют эту систему в своей работе, а еще 25% используют ее на определенных направлениях обучения. Данная система даёт возможность студентам в начальные два года обучения освоить классические дисциплины независимо от выбранного будущего профиля. Она предусматривает изучение философии, социологии, математики, иностранных языков, а также выбор дополнительных предметов, чтобы каждый студент, независимо от дальнейшей специализации, получил общее образование. Это помогает некоторым определиться с будущей профессией, в то время как другие могут изменить свою учебную траекторию в течение последующих двух лет, когда изучаются более узкие предметы. Завершающим этапом этой системы является обучение в магистратуре, которое теперь не сводится к повторному изучению предметов, изученных на первых годах, а представляет собой самостоятельную учебную программу.Самая популярная модель ИОТ в России на данный момент имеет следующую структуру: программа делится на три части - базовую, профильную и элективную.В базовом разделе собраны те же предметы, которые обычно изучаются в университетах с традиционной моделью образования. Однако здесь студент может выбирать сложность, модули внутри дисциплин, преподавателей и даже команду для проектно-исследовательской работы.Первый курс включает фиксированный набор профильных дисциплин (важно приобрести необходимые знания), но на последующих курсах появляется возможность выбирать отдельные профильные предметы и углубить свои знания в самых интересных областях.Одной из самых важных инноваций в обучении являются элективные курсы. Каждому студенту необходимо выбрать несколько дополнительных предметов для изучения. Элективы могут быть связаны как с основной специализацией, так и совершенно с другой областью - от программирования до живописи. Необходимо посещать элективные курсы, так как за каждый из них студенты получают зачетные единицы. За четыре года обучения необходимо выбрать 12 элективов. Также можно изучить майнор - комбинацию связанных предметов, позволяющую получить дополнительную специализацию. Также, важно отметить, что при организации студенческих встреч, кейсов стараются создать группы из студентов с разнообразными специальностями, так как в реальной жизни над рабочими задачами работают несколько специалистов разных специальностей. Таким образом, построить систему ИОТ возможно различными способами: выбор уровней сложности и скорости освоения действительно может быть эффективным в сфере образования. Этот подход позволяет студентам индивидуализировать свой учебный процесс, учитывая их собственный темп и уровень подготовки. Это также способствует развитию саморегуляции и самоуправления учащихся, что важно для их будущего успеха.Здоровая конкуренция может быть стимулом для студентов, чтобы они стремились к улучшению своих результатов и активно участвовали в учебном процессе. Однако важно также обеспечить поддержку и помощь тем студентам, которые испытывают трудности, чтобы они не чувствовали себя отчужденными от учебного процесса.Тюменский государственный университет первый ввел систему ИОТ. В расписании студентов здесь можно найти разные предметы, такие как "Мифы народов мира", "Генетическая безопасность" и "Визуальная культура современности". Это помогает студентам раскрыть свой потенциал и понять, что их действительно интересует, вместо того чтобы изучать то, что им "навязали" родители. Тюменский государственный университет сегодня полностью перешел на ИОТ, что означает, что академические группы отсутствуют, а студенты различных курсов и направлений обучаются вместе. Помимо ТюмГУ, система ИОТ применяется в ИТМО, ВШЭ, МИСиС, Донском государственном техническом университете, Уральском федеральном университете (УрФУ). Все больше российских вузов постепенно внедряют элементы ИОТ. Важно отметить результаты, которые приносят ИОТ: 1. Возрастает вовлеченность студентов в учебный процесс.2. Раскрывается потенциал студентов.3. Выяснилось, что студенты, которые могли сами выбирать дисциплины, чаще других по окончании университета хотели открыть свое дело.4. Возрастает конкуренция как между студентами за предметы, так и между преподавателями. Например, вот что пишут об ИОТ студенты на форуме УрФУ: «Безусловным плюсом является то, что во всех дисциплинах вы сами выбираете преподавателей. Я расспрашивал старшие курсы о преподах и в итоге попал к потрясающему недушному преподу по математике. Места на ее курсе закончились буквально секунд за 5-10. К хорошему физику во втором семестре я попасть не успел».Безусловно, внедрение данной системы – очень сложный процесс. И специалисты в области образования сталкиваются с множеством сложностей.Во-первых, университет, является одним из самых консервативных социальных институтов. В течение десятилетий, сохраняя приверженность традиционным ценностям и иерархии, многие вузы стремятся сохранить старые порядки и отвергают возможность глобальных изменений внутри себя. Более того, далеко не все преподаватели готовы к такой системе. Множество профессоров с академическим образованием не желают внедрять новые методики обучения. Для внедрения индивидуальных путей обучения требуется значительная перестройка пространства и инфраструктуры в университете. Достаточно сложно выстроить гибкий график обучения для большого количества студентов и преподавателей, создать множество курсов.Не существует универсальной модели эффективного высшего образования, которую можно было бы мгновенно применить в среднестатистическом российском университете. Среднестатистический университет – это лишь миф. Каждый университет уникален и требует подхода к внесению изменений.Тем не менее университеты, решившиеся на глобальную трансформацию в сторону индивидуальных образовательных траекторий, намереваются решить проблему как студентов и выпускников, только начинающих свою профессиональную деятельность, так и работодателей, ищущих молодые кадры с необходимым им набором навыков и знанийИндивидуальные образовательные траектории в российских университетах представляют собой уникальную возможность для студентов формировать свой учебный путь в соответствии с их интересами, потребностями и целями. Гибкие образовательные программы, научная работа, международный опыт и современные технологии обучения создают благоприятные условия для развития личностной и профессиональной идентичности каждого студента.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Митина А.С. ТЕНДЕНЦИИ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИИ: ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ МОДЕЛИ ИОТ // Вестник науки №12 (69) том 4. С. 743 - 750. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11941 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11941



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.