'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 4
  4. Научная статья № 121

Просмотры  41 просмотров

Круткина Е.И.

  


ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К СДАЧЕ ЕГЭ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается важность психологического сопровождения старшеклассников в период подготовки к сдаче ЕГЭ. В теоретическом обосновании рассматривается необходимость исследования психологической готовности старшеклассников и методы психологического сопровождения к сдаче ЕГЭ, а также раскрываются компоненты психологической готовности старшеклассников к ЕГЭ.   

Ключевые слова:
психологическое сопровождение, психологическая готовность, диагностика, психологическое консультирование, единый государственный экзамен   


Единый государственный экзамен – форма проведения итоговой аттестации выпускников и вступительных экзаменов в ВУЗ. Этот процесс может стать источником значительного стресса для старшеклассников из-за высоких ожиданий со стороны педагогов и родителей, а также давления конкуренции. Нередко подростки могут испытывать тревожность, беспокойство перед сдачей ЕГЭ. Учитывая это, психологическое сопровождение старшеклассников к сдаче ЕГЭ становится важнейшим аспектом в обеспечении их успеха и благополучия в этом периоде. В этой ситуации выпускник более чем когда-либо нуждается в психологической помощи и поддержке родителей, педагогов, психологов. Идея психологического сопровождения является востребованной и достаточно разработанной в образовательной практике [1].Авторы Г. Бардиер, В.С. Мухина, Ю.В. Слюсарев полагают, что важнейшей характеристикой психологического сопровождения является создание условий для перехода личности к самопомощи, в процессе психологического сопровождения специалист создает условия и оказывает необходимую поддержку для перехода от позиции «я не могу» к позиции «я могу сам справляться со своими жизненными трудностями» [5].Психологическое сопровождение предполагает поиск скрытых ресурсов развития человека, опору на его собственные возможности и создание на этой основе психологических условий для саморазвития личности и адаптации в социуме [7].Психологическое сопровождение выпускников в период итоговой аттестации является необходимым направлением работы психолога образовательного учреждения. На сегодняшний день имеется огромное количество материалов для выпускников и педагогов, обеспечивающих правовую и организационную, содержательную и методическую подготовку к ЕГЭ. Однако все эти направления подготовки предполагают лишь инструментальную готовность выпускников и не способствуют формированию психологической готовности к единому государственному экзамену [2].Центральным, системообразующим ориентиром в процессе подготовки к экзамену является понятие психологической готовности выпускника к сдаче выпускного экзамена. Под психологической готовностью к ЕГЭ мы понимаем внутренний настрой на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализацию и приспособление возможностей личности для успешной деятельности в ситуации сдачи экзамена [4].Для формирования психологической готовности у старшеклассников и создания благоприятной ситуации, психологу-педагогу необходимо знать структуру психологической готовности школьника. М.Ю. Чибисова выделяет четыре основных компонента психологической готовности:1. Мотивационно-ценностный компонент отражает цели, потребности, желания и ценности человека, которые мотивируют его к действию. Представляет собой систему ценностей, убеждений, целей и мотивации человека, которые влияют на его готовность к выполнению определенных действий и достижению конкретных результатов. Включает в себя как внутренние, так и внешние мотивы, которые могут стимулировать человека к действию. Этот компонент определяет, что для человека является значимым, что его вдохновляет и удерживает, и какие ценности он ценит в своей жизни.2. Эмоциональный компонент включает в себя эмоциональные реакции человека на ситуации, связанные с готовностью к выполнению определенных действий. Включает в себя уровень стресса, тревожности, уверенности, и вовлеченности в деятельность, описывает эмоциональное состояние человека во время выполнения определенных задач или перед выполнением них. 3. Когнитивный компонент отражает интеллектуальные процессы, связанные с оценкой ситуации, планированием и принятием решений. Относится к умственным процессам, предшествующим выполнению определенной задачи. Он включает в себя планирование, прогнозирование, принятие решений, концентрацию внимания и умение решать проблемы. 4. Поведенческий компонент связан с реализацией планов и принятых решений, а также с осуществлением конкретных действий. Он включает в себя умение контролировать свои эмоции, принимать решения и предпринимать действия в соответствии с поставленными целями [8].Таким образом, компоненты психологической готовности описывают различные аспекты, которые влияют на готовность старшеклассника к выполнению определенных действий или решению задач.Проблема формирования психологической готовности старшеклассников к ЕГЭ требует комплексного подхода на основе построения психолого-педагогической технологии, которая позволила бы не только спланировать конкретные мероприятия по решению вышеозначенной проблемы, но и отследить результативность ее решения [6].Для психологического сопровождения целесообразно использовать консультирование, диагностику, коррекционно-развивающую работу, просвещение, психологическое консультирование, направленное на формирование у старшеклассников знаний о трудностях, которые возникают при подготовке к экзамену, активизацию личностных и социальных ресурсов, помогающих приобрести уверенность в возможности преодоления трудностей [1].Психологическое сопровождение старшеклассников реализуется следующими способами: 1. Психологическая диагностика. Первоначально показано проведение фронтальной диагностики обучающихся выпускных классов: выявление детей группы риска, диагностика уровня тревожности. По результатам проведенной диагностики педагог-психолог составляет программу коррекционной работы и программу психологического сопровождения. На этом этапе можно сформировать группу поддержки, состоящую из детей, у которых могут возникнуть трудности в подготовке к экзаменам. Работа с группой поддержки проводится в рамках индивидуальных или групповых консультаций, проведения тренинговых занятий корректирующей направленности. 2. Индивидуальное и групповое консультирование старшеклассников. Проведение консультативной работы с обучающимися по преодолению трудностей и развитию навыков, способствующих эффективной сдаче ОГЭ и ЕГЭ: снятие тревожного состояния, обучение контролю стрессовых проявлений, решение когнитивных и личностных трудностей.3. Тренинговые занятия со старшеклассниками. Групповые занятия по контролю эмоций, преодолению стрессового состояния (личностные трудности), ознакомлении с процедурой сдачи экзаменов, проведение встреч с выпускниками прошлого учебного года, уже сдавших экзамены (процессуальные трудности), выработка индивидуального стиля работы (когнитивные трудности). 4. Информационная поддержка старшеклассников. Составление и выпуск различной информационной литературы – буклеты, памятки, брошюры. В рамках данного направления также рекомендуется оформление информационного стенда для учеников («Сдаем ОГЭ и ЕГЭ», «В день экзамена» и т.п.) [7].Таким образом, психологическое сопровождение выпускников в период подготовки и сдачи ЕГЭ является необходимым направлением работы школьной психологической службы. При отсутствии психологической подготовки, выпускник знает предмет, умеет решать те или иные задачи, но может не справится с экзаменационными заданиями, ввиду неуверенности в собственных силах или недостаточного уровня управления своими эмоциями в деятельности.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Круткина Е.И. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К СДАЧЕ ЕГЭ // Вестник науки №12 (69) том 4. С. 727 - 732. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11939 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11939



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.